Цель и задачи курсовой работы
Гуманитарная
Академия
Дистанционное образование
________________________________________________________
Курс.02;МПК.01;4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МОСКВА 2011
Разработано В.А. Макаровым, канд. психол. наук, доц.
Рекомендовано Учебно-методическим
советом в качестве учебного пособия
для студентов СГА
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В Методическом пособии изложены содержательные основы учебной и исследовательской деятельности студента в ходе исполнения курсового проекта по социальной психологии. В интересах оптимизации познавательных усилий и совершенствования технологии получения данных приведены темы курсовых работ, их примерные дидактические планы и списки рекомендуемой литературы.
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению
«Психология» (030300.62), руководителей курсовых работ по дисциплине «Социальная психология», а также для организаторов учебного процесса.
Для студентов Современной Гуманитарной Академии
_____________________
(С) СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1 Общие положения. 4
2 Цель и задачи курсовой работы.. 4
3 Темы курсовых работ и примерные дидактические планы.. 5
4 Литература. 12
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Общие положения
Методическое пособие предназначено для содержательной ориентации студента в ходе подготовки и оформления курсовой работы по дисциплине 0678 «Социальная психология». Материалом методического пособия может пользоваться научный руководитель, эксперт департамента итоговой аттестации и организатор учебного процесса.
Участники учебного процесса, исходят из того, что курсовая работа представляет собой творческую, самостоятельную, научную разработку конкретной социально-психологической проблемы с элементами научного исследования и сравнительного анализа. Процесс подготовки и написания курсовой работы направлен на развитие профессионально-важных качеств студентов по изучению групповых явлений, согласование теоретико-методологических знаний и социальных процессов.
Структура и содержание курсовой работы, порядок ее выполнения, оформления и аттестации определены учебно-методическим пособием «Курсовая работа. Порядок написания и оформления (9049.х1.01;2, 2007 г.)». В настоящем пособии изложены цель и основные задачи курсовой работы, темы курсовых работ и примерные дидактические планы по каждой теме.
Цель и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы заключается в углублении представлений обучающегося о групповых явлениях и процессах за счет самостоятельной познавательной активности с элементами социально-психологического исследования.
В ходе реализации заявленного курсового проекта студент должен:
уметь
- свободно владеть понятиями и терминами, которые отражают предметную область заявленной проблемы социальной психологии;
- эффективно использовать возможности письменной речи для изложения различных точек зрения и своей позиции;
- строить методологию исследовательских действий при работе с литературой и методическим арсеналом изучения групповых явлений;
владеть
- современными информационными ресурсами получения, обработки и анализа социально-психологической информации;
-критериями и показателями оценки принадлежности явлений и процессов к социально-психологическому знанию;
-навыками смыслового, логического и стилевого согласования теоретического и практического материала исследования.
Познавательные задачи концентрируются вокруг:
1. Изучения и структурирования существующих вариантов решения избранной к разработке социально-психологической проблемы;
2. Методологического обоснования и замысла получения значимой научной информации о групповых феноменах;
3. Аналитических и практических рекомендаций регулирования внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Темы курсовых работ и примерные дидактические планы
Темы курсовых работ и примерные дидактические планы по темам приведены в таблице 1.
Главная особенность предлагаемых к разработке дидактических планов заключается в том, что по усмотрению студента и научного руководителя могут быть содержательно расширены рамки дидактических единиц социальной психологии. Такое расширение должно быть обосновано и способствовать всестороннему раскрытию темы. Вместе с тем, при выполнении курсовой работы и составлении глоссария, в первую очередь, должны быть раскрыты дидактические единицы, зафиксированные в таблице 1.
Таблица 1. Темы курсовых работ и примерные дидактические планы по темам
Темы курсовых работ | Примерный дидактический план по теме |
1. Социальная психологии как область знания: история развития и методология | Этапы становления социально-психологических взглядов. Описательный, экспериментальный и современный этап развития социальной психологии. Социология, антропология и этнография. Психологии народов. Психологии масс. Теория инстинктов. Дискуссия о предмете. Проблемы коллективной рефлексологии. Теоретические концепции современной социальной психологии.Необихевиористская, когнитивистская, психоаналитическая и интеракционистская ориентация в социальной психологии. Методологии научного исследования. Основные уровни методологии. Общая методология, специальная методология и методика эмпирического исследования. Программа социально-психологического исследования. Основные компоненты программы. Методы социально-психологического исследования. Метод социометрии |
2. Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. | Понятие «предпосылки»:сущность и значение. Отличие предпосылок от факторов и условий. Классификация предпосылок формирования области знания. Предметная область знания и предпосылки ее становления. Накопление социально-психологических идей в антропологии, этнографии и археологии. Вклад антропологии в развитие социальной психологии. Роль и место этнографии в изучении групповых явлений. Связь археологии с групповыми процессами. Социоцентризми его значение для социальной психологии. Элементы социоцентризма в концепциях общественного, исторического развития. Механизмы регулирования социальной активности. Вклад социологии в развитие социальной психологии. Выделение социологии в самостоятельную область знания. Социологическая психология. Разделение предметной сферы между социологией и социальной психологией Психология и социальная психология. Изучение групповых процессов в психологии. Разделение предметной сферы между социальной психологией и отраслями психологического знания. Факторы и логика современного развития социальной психологии |
Продолжение таблицы 1
Темы курсовых работ | Примерный дидактический план по теме |
3. Социально - психологическое содержание концепции "психологии народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). | Сущность понятия «психология народов». Дух целого. Первые работы. Взгляды Лацаруса и Штейнталя. Сверхиндивидуальная душа. Целостность. Термин «этническая психология». Гербарт и его позиции. Вундт о психологии народов. Роль и место концепции Вундта в развитии социальной психологии. Критика взглядов Лацаруса и Штейнталя. Духовная деятельность народа и религия. Программа исследования языка и обычаев народов. Школа А.Потебни. Особенности развития «психологии народов» в России. Этническая психология Г.Шпета. Критика Вундта и генетического подхода. Школа психологии народов и понимающая психология Дильтея |
4. Социально - психологическое содержание концепции "психологии масс" (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле). | Сущность понятия «психология масс». История становления школы. Основные идеи Тарда. Содержание иррациональных элементов поведения. Подражание, внушение и иррационализм. Понятие «толпа. Человек в толпе. Идеи С.Сигеле и Г.Лебона. Преступление и толпа. Отличие от генетического подхода. Основные черты массы по Лебону. Типичные черты поведения человека в массе. Роль и место «вождя». Классификации и характеристика толпы. Основные концепции толпы. Психоанализ о толпе. Агрессивная и паническая толпа. Механизмы поведения в толпе. Современные идеи управления толпой |
5.Современное состояние и проблематика социальной психологии в России. | Особенности становления социальной психологии в России. Особенности развития. В.Макдуголл - Введение в социальную психологию. Э.Росс - Социальная психология. В.М. Бехтерев – Коллективная рефлексология. Отличие от социальной психологии советского времени. Особенности развития социальной психологии в СССР. Современная социальная психология. Проблемы и состояние. Методология исследования: фундаментальные и прикладные. Деятельность лабораторий социально - психологического знания Института психологии РАН и Психологического института РАО. Ассоциации социальных психологов Отрасли социальной психологии.Конфликтология. Этнопсихология. Политическая психология. Психология малых групп и управления. Психология религии. Психология общения и межличностного влияния. Акмеология и социальная психология. Психологическая социальная психология. Социологическая социальная психология |
6. Основные концепции зарубежной социальной психологии. | Необихевиоральная ориентация социально-психологического знания.Сущность и специфика понимания. Теории агрессивности и подражания. Особенности концепции диадического взаимодействия. Субъективный бихевиоризм. Положительные стороны и критика недостатков. Когнитивные концепции социальной психологии. Общая характеристика теории структурного баланса и коммуникативных актов. Особенности рассмотрения социально-психологических явлений в концепции когнитивного диссонанса и конгруэнтности. Социальная перцепция. Аттракции. Формирование и изменение аттитюдов. Теория поля К.Левина. Пихоаналитическая традиция в социальной психологии. Динамические концепции становления и развития малых групп. Стремление к независимости от руководителя. Трехмерная концепция интерперсонального поведения. Критика подхода. Интеракционистский подход в социальной психологии. Символический интеракционизм. Человеческая самость и ее четыре вида. Самость как отражение мыслей других людей по поводу себя. Самость как рефлексивная категория. Ролевые теории и референтные группы |
Продолжение таблицы 1
Темы курсовых работ | Примерный дидактический план по теме |
7. Качество получения социально - психологической информации. | Проблемы качества социально-психологической информации. Сущность понятия «качество информации». Особенности изучения социально-психологи-ческих феноменов. Отличие социально-психологической информации от психологической. Качество и количество информации о группе. Репрезентативность выборки. Особенности экспериментальных и практических исследований. Методы получения значимых социально-психологических данных.Требования к методам получения информации. Надежность. Валидность. Дискриминативность. Достоверность. Стандартизация. Особенности использования экспертного метода. Устойчивость информации. Технология получения информации. Обработка и интерпретация информации о групповых процессах и явлениях.Табулирование данных. Методы математической статистики. Использование компьютерных технологий при обработке данных. Методы корреляции и оценки значимости различий. Способы интерпретации данных и формулирования рекомендаций заказчику. |
8. Общение как форма социального взаимодействия. | Сущность понятия «общение».Основные подходы к пониманию сущности общения. Отличие общения как явления от межличностных отношений. Взаимосвязь общения и отношений. Конечный результат общения и отношений. Стороны общения.Анализ подходов к пониманию структуры общения. Ломов Б.Ф. о структуре общения. Коммуникативная сторона общения. .Перцеп-тивная сторона общения. Содержание интерактивной стороны общния. Функции общения.Отличие функции общения от стороны.Классификация функций общения в социальной психологии. Побудительная и координационная функция. Функция воздействия и установления отношений. |
9. Социально - психологическая совместимость членов группы. | Содержание понятия «совместимость».Отличие совместимости, сплоченности и слаженности. Трактовки понятия «совместимость» как показателя сплоченности. Уровни групповой совместимости. Согласованность функционально-ролевых ожиданий. Подходы к пониманию явления совместимости.Стратометрическая концепция Петровского А.В. и совместимость. Социометрический подход к пониманию совместимости Морено. Критика западных подходов. Изучение межличностной совместимости.Современные методы изучения совместимости. Экспертная методика. Диагностическая методика Шутца (FIRO). Социометрия. Методика Т.Лири. |
10. Развитие коммуникативной компетентности общения. | Сущность понятия «коммуникативная компетентность». Общая характеристика информационно-коммуникативной функции. Социальная компетентность, социальный интеллект и коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность и лидерство. Основных компоненты: самооценка, перцептивные возможности, навыки владения коммуникативными техниками, опыт осуществления ролевого поведения. Вербальная и невербальная коммуникация. Специфика проявления кинесики, паралингвистики и проксемики. Возможности регуляторно-коммуникативной функции общения. Особенности аффективно-коммуникативной функции как показателя компетентности. Развитие коммуникативной компетенции. Приемы и технологии развития компетенции. Основные «источники» развития коммуникативных знаний, навыков, умений, привычек и мотивации. Принципы и этапы социально-психологического тренинга общения. Развитие межличностной аттракции и рефлексии. Техника понимающего и директивного общения. Оценка компетенции делового общения. Критерии и показатели коммуникативной компетенции. Методы диагностики стиля общения. Особенности использования методов: самонаблюдения, оценки результатов делового взаимодействия, экспертной оценки, самооценки коммуникативного поведения с использованием опросников, тестирование. Модель коммуникативного обмена Гофмана. Модели управления ситуацией общения при интеракциональном подходе |
Продолжение таблицы 1
Темы курсовых работ | Примерный дидактический план по теме |
11. Психологические условия эффективной коммуникации. | Сущность понятия «психологические условий» применительно к общению. Психологические условия как характеристика участников общения. Параметры коммуникативного процесса как условие эффективного общения. Преодоление коммуникативных барьеров. Стратегии общения. Культура и общение Развитие психологических свойств эффективного общения. Коммуникативные техники. Приемы формирования свойств. Самоконтроль и саморегулирование в процессе общения. Использование рефлексивного и нерефлексивного слушания. Рекомендации психолога. Динамика значимых свойств профессионального общения. Становление и функционирование способности к общению практического психолога. Изучение стиля общения и его совершенствование. |
12. Развитие социальной перцепции в общении. | Социально-перцептивный стиль личности. Социально-перцептивный эталон. Доминирующие источники информации. Динамика перцептивной информации. Возраст и перцептивная сторона общения. Самовосприятие. Перцетивная возможность и сложность. Критерии оценки перцептивного стиля в общении. Роль и место оценки перцептивного стиля в деловом общении. Точность и самооценка. Устойчивость оценок и децентрация. Эмпатия и идентификация. Развитие перцептивного стиля. Стабильность и изменчивость стиля. Развитие перцептивной компетенции в ходе социально-психологического тренинга. Возможности и недостатки физиогномика. Одежда партнера по общению и перцептивная грамотность. Видеотренинг. Деятельность и перцептивная сторона общения. |
13. Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей. | Роль интуиции в общении. Сущность интуиции. Сознание, мышление и интуиция в общении. Интуиция и умения. Неопределенность ситуации общения и интуиция. Интуитивные решения. Эмпатия как феномен общения. Компоненты эмпатии. Содержание когнитивной эмпатии. Сопереживание и сочувствие. Поведенческий компонент эмпатии. Смысл термина «понимание» в общении. Адекватный образ и понимание партнера. Явление конгруэтности в общении. Техника выявления неискренности. Уровень самооценки и понимание собеседника. Правила восприятия и понимания другого. Перцептивные механизмы. |
14. Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения. | Сущность интерактивной стороны общения. Теории межличностного взаимодействия. Символический интеракционизм. Психоаналитические теории взаимодействия.Структура взаимодействия. Трансактный анализ. Типы и стратегии взаимодействия. Кооперация и конкуренция. Согласии и конфликт. Приспособление и оппозиция. Ассоциация и диссоциация. А.Н. Леонтьев о совместной деятельности. Мотивы взаимодействия. Стратегии поведения во взаимодействии. Области взаимодействия. Роль общения в процессе взаимодействия. Передача опыта обучения, жизни и деятельности. Интерактивная сторона общения поколений. Возраст и интеракция. Особенности интеракции в среде молодежи. |
15. Психологические механизмы и способы воздействия на других людей. | Механизмы воздействия на партнера в общении. Убеждение: положительные стороны и трудности. Требования к убеждающим действиям. Эффект бумеранга. Внушение: сущность и специфика осуществления. Внушаемость и ее формы. Заражение и его особенности. Подражание и его условия. Методы воздействия в ходе общения. Использование регрессии. Возможности метода неопределенной ситуации. Изменение установок. Прием «контрастного сравнения». Развитие способности эффективного воздействия на других людей. Психологические и социально-психологические приемы развития. Роль имиджа в процессе общения. Авторитет и лидерство как факторы воздействия. Статус, доверие и воздействие. Психологическое обеспечение доверия к власти |
Продолжение таблицы 1
Темы курсовых работ | Примерный дидактический план по теме |
16. Межличностный конфликт и способы его разрешения. | Понятие межличностного конфликта. Основные характеристики конфликта. Противоречия, потребности и мотивы как основа конфликта. Виды и структура. Сущность предмета и объекта конфликта. Мотивы и стратегии поведения. Объективная и субъективная сторона. Участники и условия конфликта.Особенности внутриличностного конфликта. Функции конфликта. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Элементы и образ конфликтной ситуации. Осознание противоречий. Тактики воздействия на оппонента. Конструктивный и деструктивный конфликт. Динамика конфликта. Предконфликт. Открытый период: инцидент, эскалация конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта. Разрешение конфликта. Роль и место практического психолога в конфликте. |
17. Проблема группы в социальной психологии. | Общая характеристика группы. Основания для классификации групп. Группы по уровню развития. Основные характеристики малой группы. Формальные и неформальные группы. Референтная группа. Становление и динамика малой группы. Группа как развивающаяся система. Признаки и параметры малой группы. Механизмы и этапы развития группы. Группа как коллектив. Концепция коллектива А.В. Петровского и Л.И. Уманского. Явления и процессы в малой группе. Групповые образования. Механизмы динамики. Социометрия.Идиосинкразический кредит. Группа как субъект деятельности. Структура групповой деятельности. Эффективность групповой деятельности. Групповые нормы, психологическая совместимость, групповая сплоченность и социально-психологический климат. Лидерство и руководство. Социальная фасилитация и ингибиция |
18. Психология межэтнических отношений. | Понятие «большая группа». Признаки и виды. Структура большой социальной группы. Сознание личности и группа: типичное и особенное. Методы исследования. Кроскультурные исследования. Психический склад. Менталитет и менталистика. Характеристика этнических групп. Этнический характер, темперамент, обычаи и нравы. Этнические особенности семейных отношений. Межгрупповые этнические противоречия. Экстремизм и этнические молодежные группы Современное состояние этнических отношений. Миграция и этнические отношения. Этнический стереотип: автостереотип и гетеростереотип. Этноцентризм. Локальные воины и этнические отношения |
19. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии. | Основные теоретические подходы запада.Сущностьтеории поля. Интеракционистская концепция. Специфика теории систем. Социометрическое направление. Психоаналитическая ориентация изучения малой группы. Содержание общепсихологический подхода. Роль и значение эмпирико-статистического направления. Сущность формально-модельного подхода. Теории подкрепления. Социально-когнитивное направление в исследовании малой группы. Изучение малых групп вРоссии. Ранний этап. Рефлексология В.М. Бехтерева. Первые социально-психологические исследования. Теоретико-эксперименталь-ные исследования Б. В. Беляева, А.С. Залужного. Проблема «вожачества» Д.Б. Эльконина. Работы А.С. Макаренко: принцип деятельности и ответственной зависимости. Специфика изучения малых групп в послевоенный период. Стратометрическая (А.В. Петровский) и параметрическая (Л.И. Уманский) концепции. Проблемы исследования: руководства и лидерства; групповой интеграции; социально-психологического тренинга; внутригрупповым и межгрупповым отношениям. Исследование малых групп в условиях рыночных отношений. Особенности и основные направления. Демографическая ситуация в стране и проблемы внутрисемейных отношений. Этнические отношения. Изучение стихийных и организованных движений. Политическая социальная психология и демократизация. Модернизация и групповая психология. Борьба с коррупцией и руководство |
Продолжение таблицы 1
Темы курсовых работ | Примерный дидактический план по теме |
20. Вклад А.С. Макаренко в развитие учения о малой группе и коллективе. | Методологические принципы исследования групп. Содержание принципов деятельности и системности. Принцип развитие и его значение для изучения группы. Психологические аспекты организация жизни и деятельности воспитательного учреждения. Роль и место педагогического коллектива. Внутригрупповые формы и методы воспитания. А.С. Макаренко о групповых явлениях. Руководство и лидерство. Дисциплина и режим взаимдействия. Управление и совет командиров. Права и обязанности коммунаров. Стремление к счастью и взаимоуважение коммунаров. Сущность понятия «ответственная зависимость». Система поощрений и наказаний. Характер деятельности воспитанников. Ограничения в перемещениях молодых коммунаров. Современные аналоги использования опыта Макаренко А.С. Наставничество. Самоуправление |
21. Лидерство как феномен группового развития. | Сущность понятия «лидерство». Отличительные черты лидерства. Отличие лидера от лидерства. Отличие лидера от авторитета. Лидер и неформальные отношения. Степень влияния лидера на группу. Типы групповой активности и лидерство. Инструментальная и эмоциональная активность. Теоретические подходы к пониманию лидера. Теория черт. Ситуационная теория. Системная теория. Имплицитная теория лидера. Особенности изучения явления лидера в отечественной психологии. Концепция ценностного обмена. Роли лидера: организатора, генератор идей, мотиватор, диспетчера, интегратора. Организационно-управленческий вклад лидера. Нормы-качества лидера. Оценка лидерства. Классификации стилей. Методы диагностики стиля. Личностной аспект лидерства. Использование контент-анализа в диагностике личностных свойств лидера. «Большая Пятерка» и лидерство. Механизм влияния в лидерстве. Феномен идентификации. Роль харизмы. Эмоциональное и профессиональное влияние. Современное состояние изучения проблемы лидера. Лидер партии или движения. |
22. Модели, личностные характеристики и стили руководства в социальной психологии. | Общая характеристика руководства в психологии. Отличие руководства от лидерства. Формальная структура группы и руководство. Руководитель-лидер. Руководитель-нелидер. Критерии эффективности. Лидерские индексы руководителя. Индекс делового лидерства. Индекс мотивационного лидерства. Личностные характеристики эффективных руководителей. Вероятностная модель эффективного руководства Фидлера. Оценка НПС (наименее предпочитаемому сотруднику). Ситуация руководства. Характер контроля. Ориентация на задачу. Ориентация на отношения. Модель руководства. Руководство как процесс межролевого обмена. Вертикальная диадическая модель обмена в организационном лидерстве. Ингрупповые и аутгрупповые члены. Модели руководства, опирающейся на идею ценностного обмена в межличностном взаимодействии. Руководство как социально-когнитивный феномен. Теория переработки социальной информации применительно к руководству. Модель преобразующего (или трансформационного) руководства. Стиль руководства. Сущность и содержание стиля. Авторитарный и демократический стиль. Попустительский и делегирующий стиль. Особенности либерально-демократического стиля. Положительные и негативные стороны стиля. Стиль руководства и уровень развития группы. Тренинговые программы подготовки руководителей. Психологическое обеспечение эффективного стиля руководства. Саморегулирование. Стиль руководства и карьера |
Продолжение таблицы 1
Темы курсовых работ | Примерный дидактический план по теме |
23. Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений. | Общая характеристика проблем межгрупповых отношений. Виды межгруппового взаимодействия. Межгрупповые отношения в деятельности. Гендерные отношения. Межэтнические отношения. Отношения различных возрастных групп. Теоретические подходы. Мотивационные концепции. Психоаналитическая трактовка межгрупповых взаимодействий. Необихевиориальная ориентация в понимании отношений групп. Содержание ситуативных подходов. Реалистическая теория межгруппового конфликта. Особенности когнитивного подхода. Теория социальной идентичности. Межгрупповая дискриминация. Социальная категоризация и межгрупповая дифференциация. Статус группы в обществе. Стратификация. Параметры сравнения групп. Языковая и этническая принадлежность. Негативная этническая идентичность. Интеракционизм и когнитивные концепции. Специфика деятельностного подхода. Отношения больших и малых групп. Безличные формы межгрупповых отношений. Адекватность межгруппового восприятия. Внутригрупповой фаворитизм. Социальные стереотипы. Межэтническое общение и этносреда. Толерантность и межгрупповые отношения. Дефекты межэтнических отношений |
24. Изучение личности в социальной психологии. | Специфика изучения личности в социальной психологии. Социальная психология личности. Личность в социологии и психологии. Противоречия в трактовке социальной психологии личности. Задачи социально - психологического исследования личности. Социальная обусловленность склада личности и мотивации. Общественная активность. Процесс развития социально-типических черт личности. Группа и формирование личности. Личностные характеристики лидерства. Мотивация личности и группа. Проблемы аттракции в группе. Социализация и личность. Проблема социальной установки. Социально-психологические качества личности. Социально-психологические феномены личности: негативизм, аффилиация, альтруизм, маргинальность, индифферентность. Системообразующие признаки личности: эмоциональность, активность, доминантность и саморегуляция. Социально-психологические типы личности. Основные потенциалы личности: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический. Группы социально-психологических свойств личности. Социально-психологические методы исследования личности. Особенности исследования личности. Система многопрофильной оценки личности в коллективе (СМОЛК). Экспертные методы изучения личности |
25. Социализация личности: сущность, этапы, содержание. | Термин «социализация» и его сущность. Процесс социализации и воспитание. Социализация и ресоциализация. Роль и место общения и деятельности в процессе социализации. Ориентировка, центрирование и осмысление новой роли.Переход от монологического общения к диалогическому. Особенности развития самосознания. Механизмы социализации. Начало социализации ребенка. Механизм идентификации, подражания и внушения. Фасилитация и конформность. Факторы социализации. Стадии процесса социализации. Характеристика дотрудовой стадии. Особенности социализации в ходе трудовой деятельности. Дефекты социализации. Социализация и рыночные отношения. Акмеология о социализации. Социализация и геронтопсихология. Десоциализация. Институты социализации. Роль дошкольных образовательных учреждений. Семья и школа в процессе социализации. Юношество и проблемы социализации. Молодежная субкультура и социализация. Терроризм и экстремизм как продукт социализации. Профессионализация и социализация. Роль профессиональной группы и деятельности |
Литература
1. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Гриф УМО [Текст] : учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с. - ISBN 5-238-00713-2.
2. Сыромятников И. В. Социальная психология как наука. История развития социальной психологии. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library
3. Сыромятников И. В. Социально-психологические закономерности общения. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library
4. Сыромятников И. В. Групповая психология. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library
5. Сыромятников И. В. Социальная психология личности. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library
6. Сыромятников И. В. Прикладные исследования в социальной психологии. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library
Дополнительная
1. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы [Текст] : учеб. пособие
/ Р. Л. Кричевский – М. : Аспект-Пресс, 2009.(Гриф УМО)
2. Сущенко, С. А. Социальная психология [ЭР] : учеб. пособие / С. А. Сущенко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005 Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su) (ГР МО)
3. Казанцев, В.Н. Социальная психология [ЭР] / В. Н. Козанцев, А. Н. Сухов,
А. А. Бодалев. - М. : Академия, 2001. Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su)
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [ЭР] : учебник / Г. М. Андреева. - М. : Русский Гуманитарный Интернет Университет. 2003. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова
Корректор М.А. Кошкина
Оператор компьютерной верстки М.Г. Панин
_____________________
НАЧОУ ВПО «Современная Гуманитарная Академия»