Цель и задачи курсовой работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

______________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Для выполнения курсовой работы

по дисциплине "Экономическая теория"

Ижевск–2006

УДК

Составители: к.э.н., доцент Кузнецова Алевтина Георгиевна

к.э.н., доцент Хоменко Екатерина Борисовна

Рецензент: к.э.н., доцент Тихонова Элина Николаевна

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО для выполнения курсовой работы по дисциплине "Экономическая теория". – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. – с.

В методическом руководстве для выполнения курсовой работы по дисциплине "Экономическая теория" сформулированы цель и задачи выполнения курсовой работы по данной дисциплине, а также основные этапы ее выполнения и примерная тематика. В руководстве даны подробные рекомендации по оформлению рисунков, таблиц, формул, ссылок на литературу, библиографического описания.

ИжГТУ, 2006

Содержание

Введение…………………..………………………………………………….4

1 Цель и задачи курсовой работы

по дисциплине "Экономическая теория"………………………………6

2 Основные этапы выполнения курсовой работы………………………...9

3 Оформление курсовой работы………………………………………….24

4 Работа с рецензией и подготовка к защите курсовой работы………...37

5 Примерная тематика курсовых работ по экономической теории……40

Приложение А……………………………………………………………..

Введение

Студенты всех экономических специальностей вуза (квалификации «Экономист», «Экономист-менеджер», «Менеджер», «Специалист коммерции», «Маркетолог», «Экономист-математик», «Специалист по рекламе») в процессе изучения курса экономической теории выполняют по данной дисциплине курсовую работу. Она представляет собой самостоятельное исследование каждым студентом под руководством преподавателя кафедры одной из важнейших экономических проблем современной России. Написание курсовых работ по экономической теории является важным зве­ном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному спе­циалисту в его трудовой деятельности.

Экономическая теория как наука постоянно развивается. Она включает множество направлений и школ. Это объ­ясняется не только различием позиций представителей этих школ и направлений. Неоднозначность взглядов связана с различиями в по­нимании предмета экономической науки, с разными подходами к анализу экономической действительности. Различия оценок и выво­дов обусловливаются также неодинаковой глубиной разработки изу­чаемых проблем, разной степенью приближения к познанию существа экономических процессов.

Обращение к истории экономической мысли способст­вует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенст­вования. В этой связи в ходе выполнения курсовой работы по экономической теории следует, в соответствии с выбранной темой, детально изучить концепции, положения, заключения, а также ошибки и заблуждения экономистов и политиков про­шлого, чтобы понять и осмыслить современные проблемы. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы попу­лярны они ни были.

Появление тех или иных взглядов и кон­цепций всегда связано с объективными условиями, в зависимости от тех требований, которые выдвигала экономическая ситуация в отдельных странах в определенный период времени. Таким образом, в курсовой работе нужно проанализировать опыт решения конкретной экономической проблемы, аналогичной отечественной, и сделать выводы о возможности его применения в настоящее время в Российской Федерации. В результате выполнения курсовой работы, студент сможет убедиться в том, что "Экономическая теория" – наука, с одной стороны, фундаментальная, а с другой – прикладная.

Прикладной характер исследования, проведенного по одной общепрофессиональной дисциплине, к которой относится "Экономическая теория", поможет студенту в дальнейшей самостоятельной работе по другим общепрофессиональным курсам и дисциплинам специальности. Многие требования к курсовым работам идентичны. Например, с точки зрения работы с научной экономической литературой, статистическим материалом, оформления и защиты работы. Конечно, существуют и особенности.

Методическое руководство включает 5 разделов, введение, приложение. В нем указаны цель и задачи курсовой работы по дисциплине "Экономическая теория", которые предстоит решить студенту. Их решение предполагается осуществлять поэтапно. В руководстве названы основные этапы выполнения курсовой работы и описано содержание каждого этапа. Для преодоления трудностей, связанных с оформлением курсовой работы, студенту рекомендуется изучить приложения, имеющиеся в методическом руководстве. Написанная работа подлежит защите, поэтому один из разделов руководства посвящен этому вопросу.

Кафедра рекомендует примерную тематику курсовых работ, которая касается всех разделов учебного курса по дисциплине «Экономическая теория». Студенты совместно с научными руководителями выбирают тему работы из приведенного перечня, либо им предлагаются особенные темы, адаптированные к их специальности. В методическом руководстве представлена специальная тематика курсовых работ для студентов – будущих маркетологов и студентов специальности «Управление персоналом».

Цель и задачи курсовой работы

по дисциплине "Экономическая теория"

Курсовая работа по экономической теории – это первая проба пера, подготовительная ступень к написа­нию курсовых работ по другим экономическим дисциплинам и дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе и способствует приобретению опыта и навыков ее проведения.

Цель выполнения курсовой работы – обучение самостоятельному анализу актуальных фундаментальных экономических проблем и публичной защите его результатов.

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квали­фикации. Ее написание имеет большое значение:

во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с эко­номической литературой, приучает находить в ней основные положения, относя­щиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкрет­ный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески при­менять экономическую теорию, связывать ее с практикой;

в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по экономической теории;

в-четвертых, прививает навыки работы на компьютере (работу рекомендуется выполнить в печатном виде).

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым тре­бованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические зна­ния по экономической теории, но и фактические данные, характеризующие деятельность экономических агентов.

Для достижения поставленной цели написания курсовой работы предстоит решить комплекс локальныхзадач.

Задача 1

Умение ориентироваться в современных экономических проблемах и выделять среди них наиболее актуальные для России.

Выделенная проблема станет темой курсовой работы. Кафедра предлагает примерную общую тематику курсовых работ, а также специальную тематику, сгруппированную по некоторым экономическим специальностям (раздел 5 настоящего руководства). Окончательный вариант темы курсовой работы устанавливается совместно студентом и его научным руководителем. Произвольная смена темы в ходе выполнения курсовой работы не допускается. Корректировка темы возможна при согласовании с научным руководителем. Кафедра использует несколько принципов распределения научных руководителей:

а) по выбору студентов;

б) по научному направлению работы преподавателей, соответствующему конкретной тематике курсовых работ;

в) по учебным группам.

Задача 2

Обучение логичному, аргументированному, самостоятельному изложению проблемы письменно и устно в определенных границах по месту (30-35 страниц) и времени (5-7 минут).

Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения:

а) учебников, учебных пособий по экономической теории (микроэкономике, макроэкономике, мировой экономике, истории экономических учений) и смежным с ней общепрофессиональным дисциплинам;

б) монографий, статей в сборниках научных трудов, в экономических журналах, газетах;

в) статистических данных.

На основе собранных материалов самостоятельно пишется текст курсовой работы. Не допускается дословное переписывание содержания из используемой литературы. Исключения составляют необходимые цитаты, оформленные по правилам. Образцы оформления цитат приведены в разделе 3 настоящего руководства.

Текст излагается в соответствии с планом, предложенным студентом и согласованным с научным руководителем. План включает 3-5 вопросов, раскрывающих разные аспекты исследуемой экономической проблемы, логически связанных между собой. Кроме основных вопросов в плане выделяются введение и заключение. Образцы простого и развернутого плана показаны в разделе 3 данного руководства.

Выполненная по всем правилам курсовая работа рекомендуется научным руководителем к защите. Во время защиты студент излагает либо краткое содержание своей работы, либо самые интересные, по его мнению, аспекты, чтобы выдержать временные требования. Доклад произносится без каких-либо письменных источников. Можно воспользоваться лишь заранее подготовленным планом и иллюстрационным материалом. Его заслушивают и обсуждают члены комиссии и студенты, присутствующие при защите. Очень важно во время обсуждения умение спокойно, вдумчиво выслушать заданные вопросы и точно, аргументировано ответить на них.

Задача 3

Получение навыков работы с большим подготовительным материалом, систематизации разнообразных экономических концепций, обработки статистических данных и наглядного их изображения.

Собранный материал нужно распределить по вопросам максимально равномерно по количеству страниц. Если в курсовой работе есть элементы дискуссий, то желательно скомпоновать разные точки зрения в соответствии с несколькими аспектами анализа и представить их в виде таблиц. В них очень четко должны быть отражены общие черты и особенности изученных концепций.

Изложение теоретического материала не может носить лишь описательный характер. Основные положения следует подтвердить фактами, цифрами, соответствующим образом представленными. Можно на основе имеющихся статистических данных начертить графики, диаграммы, иллюстрирующие выявленные тенденции развития тех или иных экономических процессов. Нужно позаботиться о сопоставимости статистических данных, если они заимствованы из разных источников.

Объемные таблицы, графики, диаграммы желательно представить в приложения к курсовой работе, небольшие – в тексте.

Наши рекомендации