Тема Профориентационная работа: сущность, задачи, функции.

ПРОГРАМА З КУРСУ

«СИСТЕМНАЯ ТЕРАПИЯ»

Метод системной терапии Б. Хеллингера: краткая история, задачи, принципы

История становления системной терапии по Б. Хеллингеру. Теория метода системных расстановок по Б. Хеллингеру. Типы системных расстановок. Правила организации работы системного терапевта. Психотерапевтический запрос. Указания на необходимость проведения семейной системной расстановки

Базовые понятия системной терапии Б. Хеллингера.

Понятие фигуры в расстановках, понятие об иерархии, принадлежности к системе, структуре отношений, «движении души». Соотношение между «давать» и «брать», фразы-освобождения, фразы-решения. Большие и малые фигуры.

Семейная системная терапия

Техники семейной системной терапии Б. Хеллингера, применяемые при работе в группе. Поиск «ресурса» в роду. Проектирование будущего. «Психодраматические часы». Техники снятия ролей. Техники поиска решения в ситуации выбора. Тетраллемные расстановки. Техника левитации руки.

Геносоциограмма

Понятие генограмма. Понятие «геносоциограмма». Правила составления геносоциограмм. Практическая работа с Синдром предков. Синдром годовщины. Психодраматическая парадигма работы с геносоциограммой. Расстановочная парадигма работы с геносоциограммой.

Тема 7.Организационная системная терапия

Место и роль клиента в той системе, где он работает или которой он руководит. Понимание того, как в системе воспринимаются руководящие функции. Поиск смешения контекстов (например, личных, семейных или деловых отношений). Поиск причин высокой текучести кадров. Получение информации об уровне ориентированности организации на задачу, клиентов или цель. Базовые понятия: приоритет того, кто здесь дольше; приоритет руководства; достижения должны признаваться; уйти и остаться; организации — системы, ориентированные на задачи; усиление или ослабление?; старое и новое.

Література з курсу

1. Вебер Г. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера / Вебер Г. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 332 с.

2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Вебер Г. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с.

3. Кучера И. Что со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка / И.Кучера, К.Шэффлер. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2007. — 157 с.

4. Свагито Р. Либермайстер Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство / перевод: Т.В. Лебедевой / Свагито Р. Либермайстер.— СПб: Издательская группа "Весь", 2008. — 362 с.

5. Симон Фритц Б. Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: [учебник] / Симон Фритц Б., Рех-Симон Кристель. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 288 с.

6. Системная семейная терапия: Классика и современность / Составитель и науч. ред. А.В. Черников. — М: Независимая фирма «Класс», 2005. — 400 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)

7. Франке-Грикш М. «Ты с нами!»: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей / Перев. с нем. И. Д. Беляковой / Франке-Грикш М. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 202 с.

8. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути / Хеллингер Б. — М.: Инсти­тут консультирования и системных решений, 2005. — 308 с.

9. Хеллингер Б. Порядки помощи / Хеллингер Б. — М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2006. — 242 с.

10. Хеллингер Б. Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки / Хеллингер Б. — М: Институт консультирования и системных решений, 2010. — 151 с.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.

ПРОФОРІЄНТАЦІЯ І ПРОФВІДБІР

Тема Профориентационная работа: сущность, задачи, функции.

Понятие о профориентации. Значение правильного выбора профессии для человека и общества. Цели и задачи профориентации. Структура профориентационной работы, характеристика основных ее направлений (профинформация, профконсультирование, профотбор, профадаптация).

Становление профориентационной работы как системы. Составляющие профориентационной работы. Сущность, цель, задачи и ее основные функции. Принципы организации профориентационной работы.

Объекты профориентационной работы. Формы профориентационной работы. Особенности профориентационной работы с разными категориями населения.

Социально-экономическое значение профориентационной работы и ее финансовое обеспечение. Управление профориентационной работой. Законодательная база профориентационной работы в Украине.

Тема Профессиональная ориентация: ее структура и принципы организации

Основные принципы профориентации: принципы сознательности, самостоятельности, свободы выбора профессии, личностного подхода, конфиденциальности, осведомленного согласия, культивирования полной психологической структуры труда, воспитания уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным, формирующего, воспитательного подхода в руководстве выбором профессии, руководства процессом выбора профессии как активизации жизненной позиции личности.

Формирование и развитие профессиональной ориентации как системы. Этапы и принципы профориентации. Основные направления профориентации: учебно-образовательная; профессиональное информирование; выбор профессии и психологическая поддержка: профессиональная переориентация, профессионализация и профадаптация.

Государственная и общественная системы профессиональной ориентации. Отечественная и зарубежная практика профессиональной ориентации. Профориентация в системе службы занятости. Методы и формы профориентации. Социально-экономическая эффективность профориентации.

Тема Профессиограмма: становление и принципы ее развития как науки

Понятие о профессиографии, ее задачи. Сущность профессиографии. Становление профессиографии как науки. Основные задачи и принципы профессиографии. Изучение профессий в целях профориентации, профконсультации и профотбора.

Профессиограмма, психограмма.

Понятие профессиограммы в трудовой деятельности. Профессиограмма как конечный продукт профессиографического изучения профессии. Место психограммы в структуре профессиограммы.

Составляющие профессиограммы. Степени профессиональной пригодности. Проведение процедуры профессионально-психологического отбора.

Профессиограммы и проффессиокарты основных профессий. Банк профессиокарт: составление, развитие, управление. Особенности профессиограмм в зависимости от целей профориентационной работы.

Наши рекомендации