Трудовое воспитание и профориентационная работа

Одним из основных направлений воспитательной работы учреждений общего среднего образования является трудовое воспитание учащихся, основанное на современных подходах. Традиционно используемые формы работы достаточно эффективны и, как правило, предусмотрены в воспитательной системе каждого учреждения образования. Однако решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, с воспитательными целями. Подготовить ребенка к труду – это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться.. Формирование у обучающегося психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Единство трудового обучения и воспитания достигается, с одной стороны, тем, что учителя-предметники связывают изучение нового материала с содержанием общественно полезного труда, с занятиями учащихся в кружках трудового и технического циклов. С другой стороны, труд после уроков опирается на их знания физики, химии, биологии, математики, трудового обучения. Добиваясь высоких показателей учащихся в учебе, педагоги решают и задачи трудового воспитания. Значительно расширяя сферу действия и количество затрачиваемого времени на трудовые дела в названных направлениях, школа будет успешнее решать задачи совершенствования трудового воспитания, подготовки учащихся к труду, формирования привычки ежедневно ”трудиться на общую пользу“ и отношения к труду как ”потребности здорового организма“.

Основными направлениями внеучебной трудовой деятельности должны стать: самообслуживание, работа для школы, участие в производительном труде, охрана природы, работа по благоустройству, сбор вторичного сырья и др.. В процессе внеучебной трудовой деятельности учащиеся могут выполнять работы, начатые на уроке трудового обучения (слесарные, станочные, столярные и др.); изготавливать изделия, не предусмотренные программой по труду, но отвечающие интересам учащихся и сформированным у них политехническим и профессиональным знаниям и умениям; овладевать навыками управления транспортной техникой (мопед, мотоцикл, машина, трактор, комбайн); конструировать и моделировать, создавать наглядные пособия, игрушки и т. п.; участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, моделировать и модернизировать малогабаритную сельскохозяйственную и другую технику, выполнять заказы для предприятий, расположенных в микрорайоне школы.

Неотъемлемой частью трудового воспитания должна быть деятельность, связанная с охраной природы и благоустройством территории, созданием спортивного комплекса, уходом за растениями и животными, декоративно-прикладными работами.

Важное звено трудового воспитания — профориентация школьников.Во внеучебной деятельности многие ее задачи решаются более успешно. Многообразие трудовых дел и занятий по интересам под руководством профессионально подготовленных специалистов позволяют выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, организовать пробу сил в избранном деле, воспитать творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей. В трудовых делах воспитываются целеустремленность, волевые качества, развиваются общественно значимые мотивы выбора профессии. Действенным фактором воспитания этих важных качеств может стать участие обучающихся в деятельности студенческих отрядов. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2012 г. № 181 ”Об организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь“, учащиеся учреждений общего среднего образования, достигшие возраста 14 лет, работники учреждений образования, члены ОО ”БРСМ“, иных молодежных общественных объединений могут зачисляться в состав студенческих отрядов.

Экологическое воспитание

Значимым направлением работы учреждений общего среднего образования в 2012/2013 учебном году является экологическое образование обучающихся как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде.

Государственная политика в данной сфере регулируется такими важными документами, как Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 года, Директива Президента Республики Беларусь № 3 от 14 июня 2007 года, Закон Республики Беларусь ”Об энергосбережении“ от 15 июля 1998 года, Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. №1882) и др.

В новом учебном году необходимо продолжить работу по созданию эффективных образовательных моделей в области энергосбережения и возобновляемых источников энергии с привлечением и активным участием педагогов, учащихся, родителей. Одним из путей энергосбережения является просвещение в области энергетики, рационального потребления природных ресурсов. Рекомендуем провести конкурсы по пропаганде энергоэффективности через создание информационных продуктов (листовка, плакат, газета, буклет, видеоролик, презентация), театрально-художественное творчество (агитбригады, музыкально-театральные представления, мюзиклы, инсценировки, шоу и другие игровые программы). Будет актуальным участие в областном и республиканском этапах конкурсов школьных проектов по энергоэффективности ”Энергия и среда обитания “ (ШПИРЭ) и ”Энергомарафон“.

С целью демонстрации достижений в области энергосбережения, энергоэффективности зданий, сооружений, использования и сбережения ресурсов рекомендуется подготовить школьные проекты по практической деятельности осуществления энергосбережения, использования источников энергии для местных нужд, повышения энергоэффективности школьных зданий: ”Практический опыт энергосбережения в учреждениях образования“, ”Энергосбережение в доме“, ”Энергосбережение – от возобновляемых источников энергии“, ”Энергетические решения против изменения климата“, ”Вода – удивительный природный ресурс“, ”Энергоэффективная школа“.

Особой популярностью среди организационных форм по энергосбережению с целью достижения практического результата в учреждениях общего среднего образования пользуются акции: ”Энергоресурсы страны мы все экономить должны“ (аудит использования ресурсов в школе, в местном сообществе), ”Сдай макулатуру – вырасти дерево“, ”Давайте экономить вместе“, ”Домашнее электричество“ (учет использования электроэнергии дома); ”Теплый дом – теплая школа“, ”Собери и сдай вторсырье! “

Обращаем внимание учителей на учебно-методический комплекс для V-VIII классов ”Энергия и окружающая среда“, пособие ”Учимся экономии и бережливости“ (Минск: издательство ”Адукацыя і выхаванне“, 2010), методическое руководство для педагогов ”Энергия. Климат. Образование“ (Минск: издательство ”Адукацыя і выхаванне“, 2011). Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к физике, химии, биологии, географии, формировать исследовательские и экспериментальные умения и навыки, овладевать общими методами и принципами проектной деятельности.

При планировании работы по экологическому воспитанию особое внимание следует уделить мероприятиям по датам Международного и Всемирного экологического календаря, указанным в Приложении 4 к данному инструктивно-методическому письму.

совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день

Создавая модель организации воспитательного процесса учреждения образования в этот свободный день, прогнозируя его результаты, необходимо тщательно изучать мнения педагогов школы, запросы учащихся и родителей, возможности окружающей социальной среды, устанавливатьить долгосрочные контакты и договоренности с учреждениями социокультурной и производственной сферы, разрабатывать и реализовывать совместными усилиями актуальные социальные проекты. Важно к их разработке привлечь администрацию школы, представителей актива учащихся, родителей, членов попечительского совета. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей учащихся целесообразно перед началом учебного года провести социологические исследования среди учащихся, родителей и педагогов (например, анкетирование ”Твои ожидания в субботний школьный день“ и т.п.) Кроме этого, необходимо иметь полную информацию о состоянии и возможностях учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

При организации шестого школьного дня необходимо принять действенные меры по вовлечению обучающихся в проведение мероприятий в шестой день недели, в массовые занятия физкультурой и спортом, туризмом и краеведением, в разнообразные формы и виды трудовой деятельности.

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 19.06.2012 № 476 ”Об организации взаимодействия с семьей в учреждениях образования Минской и Гродненской областей“ необходимо увеличить процент охвата обучающихся занятиями в объединениях по интересам с учетом их пожеланий, запросов родителей (законных представителей) и расширения предоставляемых образовательных услуг учреждениями образования; предусмотреть проведение в учреждениях образования факультативных занятий воспитательной направленности для учащихся 9-11 классов в шестой школьный день; обеспечить проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с привлечением родительской общественности к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам.

Наши рекомендации