Онтогенетические закономерности психического развития в дошкольном возрасте. Возрастная периодизация.
1. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность.
- неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления.
- гетерохронность означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Так, первой развивается та функция, которая оказывается более нужной. Например, ребенок сначала научается ориентироваться в пространстве, а позднее — во времени.
2. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени.
- стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике
- важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности
3. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.
- дифференциация состоит в том, что свойства отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности
- интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Познавательные процессы (после дифференциации) устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне.
- кумуляция – накапливает отдельные показатели, подготавливающие качественные изменения в разных областях психики ребенка
4. На протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют.
- на каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности.
5. Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта
- компенсация психических или физических функций в случае их отсутствия или недоразвития
- другое проявление пластичности — подражание
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий (0-1 год) | Общение со взрослыми | Человек - человек |
Ранее детство (1 – 3 лет) | Предметная деятельность | Человек - вещь |
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) | Игра | Человек - человек |
Младший школьный возраст (7 -10/11 лет) | Учебная деятельность | Человек - вещь |
Подростковый возраст (12 – 17 лет) | Общение со сверстниками | Человек - человек |
Юношеский возраст (17 – 25 лет) | Учебно – профессиональная деятельность | Человек - вещь |
Зона актуального развития – это совокупности знаний, умений, навыков, которыми ребёнок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Для объяснения внутренней связи обучения и развития Л. С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется посредством задач, решаемых ребенком с помощью взрослого.