Возрастные закономерности нарушений психического развития ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте интенсивно развивается игра как ведущий тип деятельности, совершенствуется речь, все виды мышления, память, расширяются представления об окружающем мире, закладываются основы нравственного развития личности.

Сложный путь психического развития дошкольника находится в тесной зависимости от его активной и разнообразной деятельности. Взрослый должен стимулировать детскую самостоятельность, инициативу. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами ребенка. Развиваются внеситуативные формы взаимодействия, формируется положительное отношение к сверстникам. Все это формирует у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности, самостоятельности, самосознания, ответственности и способствует успешной подготовке к школьному обучению.

Необходимо иметь ввиду, что многие трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенка кризиса развития (3, 7 лет). Поэтому отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, возникающие в связи с их возрастными или индивидуальными психологическими особенностями.

Эти периоды (кризисы развития), несмотря на трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. И в таких случаях все усилия должны быть направлены на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.

Нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений в общем состоянии здоровья ребенка, а также одним из показателей задержки в психическом развитии.

Особенно стойкие нарушения внимания отмечаются у детей с гидроцефалией, детским церебральным параличом, эпилепсией.

Наблюдаются у детей нарушения звукопроизношения отдельных звуков, чаще это свистящие, шипящие, аффрикаты и сонорные. Отмечается фонематическое недоразвитие слуха, проявляющееся в неспособности ребенка четко дифференцировать на слух сходные по звучанию фонемы, а также звуки, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Часто нарушения звукопроизношения сопровождаются недоразвитием связной речи и трудностями в запоминании словесного материала.

В данном возрасте ярко выделяются дети, которые составляют группу риска по школьной дезадаптации.

Н.П. Вайзман к группе риска относит тех детей, которые по своим психофизическим показателям находятся между нормально развивающимися детьми и детьми с паталогией развития. Они имеют стертые и малозаметные, с запозданием диагностируемые отклонения в деятельности организма, прежде всего нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни.

По мнению О.Н. Усановой, для детей группы риска характерна недостаточная степень готовности к обучению в общеобразовательных учреждениях, которая выражается в низком уровне сформированности психологических и психофизиологических предпосылок к учебной деятельности, в основе которых лежат признаки социально-педагогической запущенности. А также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности, а именно повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности.

Е.М. Мастюкова к группе риска относит детей соматически ослабленных, детей с нарушениями речи, моторики, поведения, функции активного внимания, памяти, детей с нарушениями общения, с задержками психического развития, которые могут иметь как парциальный, так и общий характер. Все эти дети нуждаются в тщательной подготовке к обучению в школе.

К важным особенностям дошкольного возраста относится то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики поведения ребенка носят латентный, скрытый характер.

С одной стороны, многие нежелательные проявления оказываются преходящими, временными, и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны – именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей.

Более того, «…многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным. А подчас невозможным».

Библиографический список

1. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: АГРАФ, 1996. – 160 с.

2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1977. – 558 с.

3. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. – 528 с.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: Гуманитарный изд. Центр Владос, 1997. – 304 с.

5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

6. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. − 384 с.

Наши рекомендации