Семинар 4. По теме: «Методология современной зарубежной психологии и специфика отечественной методологии».

План:

1.Методы объяснения и изучения психических явлений в психоанализе З.Фрейда. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

2.Методологический подход к исследованию психических явлений в классическом бихевиоризме и необихевиоризме. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

3.Методология исследования психики в когнитивной психологии. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

4.Методология целостного подхода к изучению психики в гештальтпсихологии. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

5.Методологические и объяснительные принципы культурно-исторической теории развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Принцип опосредствования. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

6.Методологические принципы деятельностного подхода А.Н.Леонтьева и новое понимание предмета психологии. (Маланов )

Терминологический тезаурус: сознание, бессознательное, поведение, обусловливание, метод свободных ассоциаций, гештальт, целостный подход, блоки переработки информации, деятельность, действие, знак, орудие, опосредствование, постулат непосредственности, предметность, операциональность, интериоризация, условия формирования.

Методические указания.

Различные психологические подходы отражают в своих теоретических основаниях принимаемые ими парадигмальные установки. Изучать теорию и практику этих подходов необходимо не как таковую саму по себе, а обязательно с позиций уже изученных вами психологических категорий и принципов. Начинайте с того, как в той или иной теории понимается психика, ее причины и источники. Понимание причин обусловливает и метод исследование и способы построения практики.

Методологию отечественной психологии следует рассматривать в сравнении с зарубежной методологии психологии. Системное сравнение и сопоставление позволит вам понять сущностные различия в методах исследования и методах построения практики. Например, наблюдение внешнего поведение, положение о прижизненном формировании психики приняты и в бихевиоризме и в деятельностном подходе. Различие определяется самим пониманием психики. Отсюда, при формальном сходстве, совершенно различные методы исследования и практики.

Задание для самостоятельной работы: подготовьте реферативные индивидуальные сообщения плану семинарского занятия. Подготовьте развернутые ответы на вопросы.

Выберите наиболее близкую вам теоретическую позицию для вашей профессиональной деятельности, обоснуйте свой выбор с позиции предполагаемой вами эффективности психологической практики.

Вопросы для обсуждения:

Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе?

Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии?

Почему появилось понятие «промежуточные переменные»?

В чем конкретно проявляется номотетический подход в исследованиях когнитивных психологов?

Что такое «когнитивная гипотеза», «компьютерная метафора»? Каков методологический смысл введения этих понятий?

В чем заключается методологический смысл «закона прегнантности»?

В чем заключается «культурность» и «историчность» теории происхождения и развития психики Л.С.Выготского?

В чем состоит методологическое значение принципа предметности деятельности А.Н.Леонтьева для исследования сознания?

Что дает понимание психики как функционального органа для решения теоретических и практических задач в психологии?

Как практически должна выстраиваться качественная схема воспитания ребенка, для максимального развития его личности исходя из положения о том, что развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром?

Какова роль знаков – символических средств в формировании ВПФ по Л.С.Выготскому и поддержке процесса интериоризации по П.Я.Гальперину.

Непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери является типом ведущей деятельности на стадии младенчества (Д.Б.Эльконин). На каком основании мы говорим об общении младенца, разве он рождается с умением общаться? Ответьте на этот вопрос с позиции принципа интериоризации.

Когда мы можем говорить об адекватности деятельности формируемым психическим новообразованиям?

В чем состоит исследовательская функция формирующего эксперимента П.Я.Гальперина?

Почему добросовестное прослушивание курса лекций и активное участие в семинарах все-таки не гарантируют полного усвоения необходимых знаний на уровне компетенций? Ответьте на этот вопрос с учетом системы условий формирования полноценных умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

Наши рекомендации