Семинар 4. По теме: «Методология современной зарубежной психологии и специфика отечественной методологии».
План:
1.Методы объяснения и изучения психических явлений в психоанализе З.Фрейда. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )
2.Методологический подход к исследованию психических явлений в классическом бихевиоризме и необихевиоризме. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )
3.Методология исследования психики в когнитивной психологии. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )
4.Методология целостного подхода к изучению психики в гештальтпсихологии. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )
5.Методологические и объяснительные принципы культурно-исторической теории развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Принцип опосредствования. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )
6.Методологические принципы деятельностного подхода А.Н.Леонтьева и новое понимание предмета психологии. (Маланов )
Терминологический тезаурус: сознание, бессознательное, поведение, обусловливание, метод свободных ассоциаций, гештальт, целостный подход, блоки переработки информации, деятельность, действие, знак, орудие, опосредствование, постулат непосредственности, предметность, операциональность, интериоризация, условия формирования.
Методические указания.
Различные психологические подходы отражают в своих теоретических основаниях принимаемые ими парадигмальные установки. Изучать теорию и практику этих подходов необходимо не как таковую саму по себе, а обязательно с позиций уже изученных вами психологических категорий и принципов. Начинайте с того, как в той или иной теории понимается психика, ее причины и источники. Понимание причин обусловливает и метод исследование и способы построения практики.
Методологию отечественной психологии следует рассматривать в сравнении с зарубежной методологии психологии. Системное сравнение и сопоставление позволит вам понять сущностные различия в методах исследования и методах построения практики. Например, наблюдение внешнего поведение, положение о прижизненном формировании психики приняты и в бихевиоризме и в деятельностном подходе. Различие определяется самим пониманием психики. Отсюда, при формальном сходстве, совершенно различные методы исследования и практики.
Задание для самостоятельной работы: подготовьте реферативные индивидуальные сообщения плану семинарского занятия. Подготовьте развернутые ответы на вопросы.
Выберите наиболее близкую вам теоретическую позицию для вашей профессиональной деятельности, обоснуйте свой выбор с позиции предполагаемой вами эффективности психологической практики.
Вопросы для обсуждения:
Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе?
Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии?
Почему появилось понятие «промежуточные переменные»?
В чем конкретно проявляется номотетический подход в исследованиях когнитивных психологов?
Что такое «когнитивная гипотеза», «компьютерная метафора»? Каков методологический смысл введения этих понятий?
В чем заключается методологический смысл «закона прегнантности»?
В чем заключается «культурность» и «историчность» теории происхождения и развития психики Л.С.Выготского?
В чем состоит методологическое значение принципа предметности деятельности А.Н.Леонтьева для исследования сознания?
Что дает понимание психики как функционального органа для решения теоретических и практических задач в психологии?
Как практически должна выстраиваться качественная схема воспитания ребенка, для максимального развития его личности исходя из положения о том, что развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром?
Какова роль знаков – символических средств в формировании ВПФ по Л.С.Выготскому и поддержке процесса интериоризации по П.Я.Гальперину.
Непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери является типом ведущей деятельности на стадии младенчества (Д.Б.Эльконин). На каком основании мы говорим об общении младенца, разве он рождается с умением общаться? Ответьте на этот вопрос с позиции принципа интериоризации.
Когда мы можем говорить об адекватности деятельности формируемым психическим новообразованиям?
В чем состоит исследовательская функция формирующего эксперимента П.Я.Гальперина?
Почему добросовестное прослушивание курса лекций и активное участие в семинарах все-таки не гарантируют полного усвоения необходимых знаний на уровне компетенций? Ответьте на этот вопрос с учетом системы условий формирования полноценных умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.