Семинар 1. По теме: «Общее представление о методологии науки. Специфика методологии психологии».

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: об основных методологических принципах построения психологического исследования в контексте общенаучной методологии.

Уметь: строить собственные исследования с учетом избранной методологический основы.

.Владеть: способностью к анализу и организации психологического исследования с учетом всех требований к качеству на основе научной психологической методологии.

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
РАЗДЕЛ 1 Методология науки
Общее представление о методологии науки. Понятие методологии.Функции методологии в научном познании.Уровни методологических знаний. Базовые понятия методологии науки: предмет исследования, объект исследования и познавательная ситуация. Классификация методов научного познания. Общенаучные логические методы.  
РАЗДЕЛ 2 Методология психологии
Специфика психологического знания, научность и объективность психологического знания. Особое место психологии среди других наук и специфика методологического знания в психологии. Проблема редукционизма в психологии. Научное и ненаучное психологическое знание. Характерные особенности псевдотеорий. Научное и житейское знание в психологии. Объективность с позиций классического, неклассического типов рациональности. Проблема объективности в психологических исследованиях.  
Методология психологии, теория, метод и методика Философские позиции в отношении роли и места психических явлений в мире как методологическая основа современных психологических теорий. Научная теория: понятие, состав. Требования к научно-психологическим теориям. Структура психологических учений. Связь предмета и метода в психологии. Виды и способы получения психологических знаний. Общие требования к применению методов в психологи. Метод и методика.  
Парадигмы психологии Понятие парадигмы. Функция парадигмы. Этапы развития науки. Парадигма и требования к организации научного исследования. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии (номотетический и идеографический подходы).
Основные категории психологии. Отражение: понятие отражения, специфика психического отражения, формы отражения, деятельностная природа психического отражения. Деятельность: понятие деятельности, отличие психологического анализа деятельности от социологического и биологического, формы деятельности, структура деятельности, содержание целостной деятельности (потребность, мотив, деятельность как целое), характеристики деятельности. Личность: становление понятия " личность " в психологии, личность и индивид, единицы анализа личности. Сознание и общение. Становление сознания как предмета изучения. Проблема метода изучения сознания. Природа сознания. Онтогенез и филогенез сознания. Структурализм и функционализм в понимании сознания. Особенности сознания. Подходы к изучению общения: философский, социологический, психологический. Механизмы осуществления общения. Структурные компоненты общения.
Основные методологические принципы психологии   Принцип детерминизма. виды детерминизма. От детерминизма к самодетерминации. Принцип активности. Направления в развитии активности как функции. Активность как способность к саморазвитию и самодвижению. Принцип системности. Системный анализ. Пути реализации системного принципа в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Формирование и развитие психики в деятельности. Принцип развития. Связь принципов «активности», «развития» и «системности».  
  Методология современной зарубежной психологии и специфика отечественной методологии   Анализ, объяснение и методы изучения в различных психологических подходах. Психоанализ З. Фрейда. Принцип детерминизма в методах изучения бессознательного. Методы изучения и формирования поведения. Целостный подход к изучению психики в гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения. Культурно-исторический принцип как основание построения общепсихологической теории. Деятельностный подход А.Н.Леонтьева. Методологические принципы деятельностного подхода. Новое понимание предмета психологии. Основные методы исследования в отечественной психологии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Методология как учение о методах и принципах познания, уровни методологии, задачи каждого уровня

Функции методологии в научном познании. Значение методологии для психологии.

Классическая и неклассическая наука. Проблема объективности психологического исследования.

Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни. Абстракция, идеализация и моделирование в психологическом исследовании.

Специфика психологической методологии: соотношение субъекта и объекта в психологии; недоступность объекта изучения внешнему наблюдению, особое место психологии в системе наук и т.д.

Соотношение теории и метода и методики в психологии.

Парадигмы и дихотомии психологии.

Понятие парадигмы и научной революции по Т.Куну.

Принцип верифицируемости гипотез. Принцип фальсифицируемости гипотез по К. Попперу.

Подходы к выделению структуры психологических учений. Структура психологических теорий по А. Юревичу

Категория отражения в психологии. Уровни и формы отражения.

Категория личности в психологии

Категория деятельности в психологии.

Категория общения, структурные компоненты общения.

Категория сознания, проблема метода изучения сознания.

Принцип детерминизма, механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация.

Принцип активности в психологии.

Принцип системности.

Принцип единства сознания и деятельности Л.С.Рубинштейна.

Принцип развития в психологии. Связь принципов «активности», «развития» и «системности».

Методы объяснения и изучения психических явлений в психоанализе З.Фрейда.

Методологический подход к исследованию психических явлений в классическом бихевиоризме и необихевиоризме.

Методология исследования психики в когнитивной психологии.

Методология целостного подхода к изучению психики в гештальтпсихологии.

Методологические и объяснительные принципы культурно-исторической теории развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Деятельностное опосредствование.

Методологические принципы деятельностного подхода А.Н.Леонтьева и новое понимание предмета психологии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)

Вопросы к зачету 1-6

Семинар 1. По теме: «Общее представление о методологии науки. Специфика методологии психологии».

План:

1.Методология как учение о методах и принципах познания, уровни методологии, задачи каждого уровня (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

2.Функции методологии в научном познании. Значение методологии для психологии.

3.Специфика психологической методологии: соотношение субъекта и объекта в психологии; недоступность объекта изучения внешнему наблюдению, особое место психологии в системе наук и т.д. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788

4.Классическая и неклассическая наука. Проблема объективности психологического исследования.

5.Подходы к выделению структуры психологических учений. Структура психологических теорий по А. Юревичу (Занковский, Манухина http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90382# )

6.Соотношение теории и метода и методики в психологии.

7.Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни. Абстракция, идеализация и моделирование в психологическом исследовании.

Терминологический тезаурус: наука, методология, принципы познания, способы и приемы исследования, методологический анализ., теория, метод, методика, предмет психологии, панпсихизм, материализм, дуализм

Методические указания:

Особе внимание уделить проблеме методологии науки как средства преодоления отставания теоретических построений в науке от экспериментальной науки и практики и средства объективации принципов соблюдения научности для разработок любого уровня.

Изучать структуру методолгического знания следует системно: при рассмотрении структурных компонентов необходимо одновременно понимать их значение для обеспечения функций каждого уровня в развитии науки, в формировании позиции исследователя, в построении качественного исследования.

Необходимо рассматривать данные понятия и в их связи. Способы реализации исследовательских задач в методах исследования и конкретных методиках рассматривайте отталкиваясь от теории как адекватного описания реальности.

Особенности психологической науки таковы, что проблема теории и выбираемых методов ее подтверждения для психологических исследований стоит особенно остро. При подготовке особенно важно конкретизировать критерии научности, начиная с научности гипотезы исследования, выбираемых методов и методик.

Задание для самостоятельной работы: Подготовьте реферативные индивидуальные сообщения по плану семинарского занятия. Подготовьте развернутые ответы на вопросы. Сформулируйте методологическую основу своей дипломной работы.

Вопросы для обсуждения:

1.Каково значение методологии для психологической науки?

2.В чем проявляется теоретическая позиция ученого при построении психологического исследования?

3.В чем практический смысл разделения методологии на уровни?

4.Зачем психологу-практику философский уровень методологии?

5.Что означает понятие «рефлексивность» в науке?

6.Что значит «владеть методом»?

7.Что значит «методологическое значение»?

8.Дайте развернутое объяснение принципам верифицируемости и фальсифцируемости гипотез.

9.Объясните особенности объяснительного и понимающего метода в психологии.

10.Какова связь критерия объективности в психологической науке и предмета психологии?

11.На чем основаны и в чем состоят особенности методологии психологии?

12.К чему обязывает психолога особое положение психологии в системе наук (схема Кедрова)?

13.Как происходило изменение предмета психологии и с чем это связано?

Литература:

Основная:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник.- СПб.: Питер, 2008 http:// ibooks.ru

2. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006.

Дополнительная:

1.Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

2.Общая психология : В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений . – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 352 с.

3.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008.-713с.

Наши рекомендации