Проблема социализации в зарубежной и отечественной психологии.

Представления о понятии «социализация» впервые начали развиваться в рамках социологии американским социологом Ф.Г. Гиддингс в конце XIX в. (1897 г.), а затем данный термин стал активно включаться в понятийный аппарат педагогики, психологии. Многие ученые (А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Н.М.Платонова, Ю.П. Платонов и др.) начали рассматривать его как одну из центральных категорий социальной педагогики. Данное понятие, несмотря на общую сущность, имеет у разных ученых различные трактовки. [ ]

Ю.П. Платонов трактует социализацию как «двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой». []

Несколько иную трактовку исследуемого термина мы находим у А.В. Мудрика, который связывает процесс социализации личности с культурой общества. По мнению ученого «социализация – это развитие и саморазвитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». []

И.О. Кон, Л.C. Дьяченко, Н.К. Зинькова, И.Е. Керножицкая, Н.А. Ракова придерживаются позиции, что социализация - это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему знаний, норм и ценностных ориентации, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. При этом личность не принимает активного участия в данном процессе, и социализация предстает в виде системы внешнего воздействия на нее. []

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, друзья, сверстники в школе, средства массовой информации и т. д.

Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов. [ ]

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.). [ ]

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.). []

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, так как общение неразрывно связано с деятельностью. Свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.

При исследовании стадий социализации, можно заметить, что каждый ученный придерживаясь определенной теории социализации личности, исходя из нее выделяет разные стадии процесса социализации. Так Э.Х. Эриксон выделил следующие стадии: младенчества (от 0 до 1,5 года), раннего детства (от 1,5 до 4 лет), детства (от 4 до 6 лет), младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет), отрочества (от 11 до 20 лет), юности (от 21 до 25 лет), зрелости (от 25 до 55/60 лет), старости (старше 55/60 лет). На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

А.В. Петровский считает, что в процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. И связи с этим выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. [ ]

Отечественные психологи и социологи делают акцент на том, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Наши рекомендации