J. Карьера в системе государственного и муниципального управления
Тест на определение общей и социальной самоэффективности — одна из методик исследования сферы самосознания. По результатам теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться. С помощью понятия самоэффективности можно оценить, насколько люди осознают свои способности и в какой мере готовы к их использованию оптимальным образом. По сути, самоэффективность — это основанная на знании и прежних переживаниях убежденность человека в своей способности достигать определенного результата. Чем самоэффективность выше, тем больших результатов ожидает от себя человек.
Введя данное понятие, Альберт Бандура (1997) акцентировал внимание на том, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время большой потенциал автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек в силу тех или иных причин не верит в возможность этот потенциал в полной мере реализовать на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом [Хьелл Д., Зиглер Д., 1997]. Результаты исследований ряда отечественных авторов [Деркач А. А., Огнев А. С, Гончаров Ю. Н., 1997] показывают, что выделение такой составляющей Я-концепции, как самоэффективность, имеет высокий эвристический потенциал в плане акмеологического описания личности.
Акмеологический потенциал данной методики, по мнению А. А. Деркача, А. С. Огнева и Ю. Н. Гончарова (1997), определяется тем, что она «высвечивает те направления самокоррекции, которые обеспечивают человеку повышение его самоэффективности, ведут к конструктивным преобразованиям его Я-концепции», а также «позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении».
Для оценки уровня субъективного контроля личности над разнообразными жизненными ситуациями, в том числе и связанными с карьерным продвижением, в авторском исследовании применялся опросник УСК — наиболее известная отечественная методика определения локуса контроля [Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М., 1984], разработанная в НИИ им. Бехтерева. Оценка локуса контроля личности направлена на выяснение степени активности человека в достижении своих целей, уровня развития личной ответственности за происходящие с ним события, меры независимости и самостоятельности поведения. Данная экспериментально-психологическая методика позволяет быстро и эффективно определить, в какой степени человек ощущает себя хозяином своей судьбы (внутренний, интернальный локус контроля), а в какой — пассивным объектом действия других людей и обстоятельств (внешний, экстернальный локус контроля). Эта методика применима в целом ряде прикладных областей психологии, в том числе и в профессиональном отборе [Деркач А. А., Огнев А. С, Гончаров Ю. Н., 1997], планировании и развитии карьеры [Литвинцева Н. А., 1996].
Для определения выраженности трех основных аспектов мотивации к карьере (карьерного инсайта, идентификации с карьерой, карьерной устойчивости) был использован вариант опросника мотивации к карьере Р. Ноэ, Э. Ноэ и Д. Бахху-