Если группа отказывается от упражнения
перейти к оглавлению
Во время обсуждения и даже перед началом выполнения упражнений подобного рода у кого-нибудь из участников иногда возникают размышления о бессмысленности самой идеи всей этой процедуры. Смысл возражений сводится к тому, что в настоящей, естественной жизни мы не будем изображать чувство. Мы будем естественно реагировать. Поэтому тренировка умения разгадывать изображенное чувство не поможет в развитии способности определять чувства естественные.
В такой ситуации ведущий может:
– предложить сомневающимся пока не участвовать, побыть в роли наблюдателей, чтобы в процессе упражнения либо решить попробовать, либо проверить свои сомнения, воспринимая происходящее со стороны;
– предложить высказаться желающим по отношению к заявленной точке зрения. Наверняка возникнут и другие мнения. При этом образовавшаяся дискуссия станет самостоятельным упражнением, которое полезно будет отрефлексировать;
– настоять на выполнении упражнения, предложив, обсуждать все, что связано с заданием, после его выполнения;
– поделиться с участниками размышлениями о том, что есть мера искренности для человека. Поставить вопросы типа: всегда ли человек полностью искренен во всех своих проявлениях? Как связана цивилизованность и искренность, то есть необходимость следовать каким бы то ни было обрядам, ритуалам, правилам, традициям, стереотипам в своем поведении и то, как, в какой форме выражаются чувства? Что помогает нам определить, какие чувства испытывает партнер по общению? Иначе говоря, в предлагаемом варианте ведущий, рискуя превратиться в лектора, пробует убедить участников в том, что тренировка владения даже общепринятыми выражениями чувственных состояний тесно связана с компетентностью в общении. Точно так же, как и умение общепринято, хотя и очень по-своему выражать разные чувства;
– ведущий может отказаться от своих намерений делать с группой это упражнение, предложив несколько других на выбор. Пусть в этом случае группа сделает выбор самостоятельно, а ведущий станет лишь координатором группового обсуждения. Часто оказывается так, что группа, через некоторое время "вспоминает" и возвращается к отклоненному упражнению по собственной инициативе;
– бывают такие варианты поведения ведущего, которые объединяются его конфронтационной позицией по отношению к группе в целом. Ведущий идет на противопоставление себя группе, провоцируя группу на то, чтобы групповой процесс вылился в своеобразное соревнование группы и ведущего, в частности, ведущий может обвинять группу в трусости, обобщать конкретную групповую ситуацию, проводя параллели с таким же поведением участников группы в обыденной жизни, и т. д.
Наряду с некоторыми позитивными, продуктивными возможностями такая позиция ведущего навязывает группе схожий стиль поведения. Некоторые участники группы, склонные к подчинению, легко делегируют всю ответственность за принятие решения на самого ведущего. Для них тренинг утратит важную часть опыта, относящуюся к проблеме личной ответственности за свои решения. Другие участники займутся игрой, имеющей цель подловить и раскусить, вывести на чистую воду и обвинить ведущего в тех же грехах, в которых он обвинят группу. "Он манипулирует, а мы его раскусим" – таким предстает тогда смысл тренинга в сознании этих членов группы. Если это действительная, планируемая, желаемая цель, а не случайно возникшая, то такие отношения ведущего и группы становятся вполне приемлемыми.
Вообще же, если группа не испытывает желания подхватить идею ведущего попробовать сделать то, что он предлагает, значит, это предложение ведущего является неуместным. Либо группа в своем развитии еще не дошла до необходимости пережить все, что связано с конкретным упражнением, либо наоборот, оно стало уже неинтересным, неактуальным, прожитым этапом. Чтобы избегать неуместности, ведущему необходимо постоянно искать возможности вновь и вновь почувствовать группу, ее состояние. Не каждого участника в отдельности, а именно преобладающее состояние группы в целом.