Желанием, если только он сам от него не отказывается.

Почему же столь почитают древние законы? Именно поэтому. Надо полагать,

что лишь превосходство волеизъявлений древних могло сохранить их в силе

столь долго; если бы суверен не признавал их неизменно благотворными, он бы

их тысячу раз отменил. Вот почему законы не только не теряют силу, но

беспрестанно приобретают новую силу во всяком хорошо устроенном Государстве;

уже одно то, что они древние, делает их с каждым днем все более почитаемыми;

тогда как повсюду, где законы, старея, теряют силу, это доказывает, что нет

там больше власти законодательной и что Государство перестает жить.

Глава XII

КАК ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ СУВЕРЕНА

Суверен, не имея другой силы, кроме власти законодательной, действует

только посредством законов; а так как законы суть лишь подлинные акты общей

воли, то суверен может действовать лишь тогда, когда народ в собраньи. Народ

в собраньи, скажут мне, - какая химера! Это химера сегодня, но не так было

две тысячи лет тому назад. Изменилась ли природа людей?

Границы возможного в мире духовном менее узки, чем мы полагаем; их

сужают наши слабости, наши пороки, наши предрассудки. Низкие души не верят в

существование великих людей; подлые рабы с насмешливым видом улыбаются при

слове свобода.

Основываясь на том, что совершилось, рассмотрим то, что может

совершиться. Я не стану говорить о Республиках древней Греции; но Римская

Республика была, как будто, большим Государством, а город Рим - большим

городом. По данным последнего ценза (146), в Риме оказалось четыреста тысяч

граждан, способных носить оружие, а по последней переписи в империи было

около четырех миллионов граждан, не считая подданных, иностранцев, женщин,

детей, рабов.

Каких только затруднений не воображают себе, что связаны с

необходимостью часто собирать огромное население этой столицы и ее

окрестностей. А между тем немного недель проходило без того, чтобы римский

народ не собирался и даже по нескольку раз. Он не только осуществлял права

суверенитета, но даже часть прав по Управлению. Он решал некоторые дела,

разбирал некоторые тяжбы, и весь этот народ столь же часто бывал на форуме

магистратом, как и гражданином.

Восходя к начальным временам в истории народов, мы найдем, что

большинство древних Правлений, даже монархических, таких как Правления

македонян и франков, имели сходные Советы. Как бы там ни было, а уже один

этот неоспоримый факт разрешает все трудности: заключать по существующему о

возможном это значит, мне кажется, делать верный вывод.

Глава XIII (147)

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Недостаточно, чтобы народ в собраньи единожды утвердил устройство

Государства, одобрив свод законов; недостаточно, чтобы он установил

постоянный образ Правления или предуказал раз навсегда порядок избрания

магистратов. Кроме чрезвычайных собраний, созыва которых могут потребовать

непредвиденные случаи, надо, чтобы были собрания регулярные, периодические,

созыв которых ничто не могло бы ни отменить, ни отсрочить, так, чтобы в

назначенный день народ на законном основании созывался в силу Закона, без

того, чтобы для этого необходима была еще какая-нибудь процедура созыва.

Но, за исключением этих собраний, правомерных уже по одному тому, что

они созываются в установленный Законом срок, всякое собрание народа, которое

не будет созвано магистратами, для того поставленными, и сообразно с

предписанными формами, должно считаться незаконным и все там содеянное не

имеющим силы, потому что даже само приказание собираться должно исходить от

Закона.

Что до более или менее частой повторяемости законных собраний, то сие

зависит от стольких различных соображений, что здесь невозможно преподать

точные правила. Можно, в общем, сказать только одно, что чем больше силы у

Правительства, тем чаще должен являть себя суверен.

Это, скажут мне, может быть хорошо для одного города; но что делать,

когда их в Государстве несколько? Разделить ли верховную власть? Или же

должно сконцентрировать ее в одном только городе, а все остальные подчинить

ему?

Я отвечу, что не следует делать ни того, ни другого. Во-первых,

верховная власть неделима и едина, и ее нельзя разделить, не уничтожив.

Во-вторых, никакой город, также как и никакой народ, не может быть на

законном основании подчинен другому, потому что сущность Политического

организма состоит в согласовании повиновения и свободы и потому, что слова

эти - подданный и суверен указывают на такие же взаимоотношения, смысл

которых соединяется в одном слове - гражданин.

Я отвечу еще, что это всегда зло - объединять несколько городов в одну

Общину гражданскую - и что, желая совершить такое объединение, не должно

льстить себя надеждою, что удастся избежать естественно связанных с этим

затруднений. Вовсе не следует ссылаться на злоупотребления в больших

Государствах тому, кто считает, что Государства должны обладать малыми

размерами. Но как наделить малые Государства силой достаточной, чтобы

противостоять большим? Как некогда древнегреческие города противостояли

великому царю (148), и как в более близкое к нам время Голландия и Швейцария

противостояли австрийскому дому (149).

Все же, если невозможно свести размеры Государства до наилучшей для

него величины, то остается еще одно средство: не допускать, чтобы оно имело

столицу; сделать так, чтобы Правительство имело местопребывание попеременно

в каждом городе и собирать там поочередно Штаты страны.

Заселите равномерно территорию, распространите на нее всю одни и те же

права, создайте в ней повсюду изобилие и оживление, - именно таким образом

Государство сделается сразу и наиболее сильным и лучше всего управляемым.

Помните, что стены городов возводятся из обломков домов деревень. При виде

каждого дворца, возводимого в столице, я словно вижу, как разоряют целый

край.

Глава XIV

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Как только весь народ на законном основании собрался в качестве

суверена, всякая юрисдикция Правительства прерывается, исполнительная власть

временно отрешается, и личность последнего гражданина становится столь же

священной и неприкосновенной, как личность первого магистрата, ибо там, где

находится представляемый, нет более представителей. Большая часть волнений,

поднимавшихся в Риме в Комициях (150), происходила от незнания этого правила

или от пренебрежения им. Консулы были тогда лишь первоприсутствующими

народа. Трибуны - простыми ораторами*, Сенат - вообще ничем.

_____

* Приблизительно в том смысле, какой придают этому слову в английском

Парламенте. Сходство этих должностей привело бы к столкновению Консулов и

Трибунов, хотя бы и была приостановлена всякая юрисдикция.

Эти промежутки времени, когда исполнительная власть временно отрешена и

государь признает или должен признать того, кто в действительности его выше,

всегда были для него опасны; и эти собрания народа - защита Политического

организма и узда для Правительства во все времена вселяли ужас в сердца

правителей; поэтому они, чтобы отвратить граждан от таких собраний, никогда

не жалеют стараний, чинят препятствия и затруднения, раздают посулы. Если же

граждане скупы, трусливы, малодушны, больше привязаны к покою, чем к

свободе, то они недолго могут устоять против все возрастающих усилий

Правительства. Вот каким образом, когда противодействующая сила беспрестанно

возрастает, власть суверена в конце концов исчезает и большинство Общин

слабеют и преждевременно гибнут.

Но между властью суверена и самовластным Правительством иногда встает

посредствующая власть, о которой надо сказать отдельно.

Глава XV

О ДЕПУТАТАХ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ

{34} Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и они

Наши рекомендации