У девочки хроническое заболевание почек, она соматически ослаблена. Часто встречается реакция негативизма, отказывается выполнять задания или отвечать, если не уверена в правоте.

  1. Оцените обоснованность логопедического заключения. Определите возможный прогноз речевого развития у данного ребенка.
  2. Подберите 5 диагностических заданий и необходимый материал для уточнения логопедического заключения у ребенка данного возраста с описанной симптоматикой. Обоснуйте свой выбор.
  3. Составьте перспективный план коррекционно-логопедической работы на 1 месяц по преодолению указанных речевых нарушений.
  4. Составьте 3 конспекта индивидуальных логопедических занятий по преодолению нарушений разных подсистем языка при данном нарушении.
  5. Составьте памятку для логопеда «Дифференциальная диагностика задержки речевого развития со сходными состояниями».

Задача 12

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Составьте перечень вопросов, необходимых для сбора анамнестических сведений в процессе логопедического обследования данного ребенка.
  3. Обоснуйте необходимость совместной работы логопеда и других специалистов дошкольного образовательного учреждения и составьте план по ее реализации с учетом этапов коррекции заикания.
  4. Составьте 2 конспекта фронтальных занятий по развитию речи с учетом специфики преодоления заикания на этапах формирования и закрепления навыка плавной речи и 1 конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе преодоления заикания.
  5. Составьте рекомендации для родителей по соблюдению охранительного режима на подготовительном этапе преодоления заикания.

Задача 13.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Отберите задания для обследования всех компонентов произносительной стороны речи данного ребенка, сформулируйте инструкции к заданиям.
  3. Составьте 2 конспекта групповых занятий с заикающимися школьниками в амбулаторных условиях на этапах формирования и закрепления навыков плавной речи и 1 конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе с учетом клинической формы заикания у данного школьника.
  4. Раскройте специфику использования приемов психотерапевтического воздействия в зависимости от этапа лечения заикания у данного школьника.
  5. Составьте рекомендации родителям и школьнику после прохождения курса лечения.

Задача 14.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Составьте перечень вопросов для выявления психологических симптомов заикания у данного пациента.
  3. Составьте план первой беседы с заикающимся.
  4. Обоснуйте соотношение методов медицинского и педагогического воздействия на каждом из этапов лечения заикания у данного больного.
  5. Подберите по 2 упражнения на расслабление разных групп мышц у заикающихся взрослых с учетом этапов формирования навыка плавной речи.

Задача 15.

Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.

Родители Маши (5 л., 3 м.) обратились по поводу недавно возникшего заикания.

Заикаться начала в 5 лет 2 мес. после того, как сильно испугалась (собиралась с мамой на прогулку и вышла из квартиры чуть раньше, в это время сосед вывел на прогулку собаку, и та громко залаяла, девочка замерла и осталась неподвижной). После испуга около часа молчала, потом стала говорить с запинками.

Маша росла тихим, уступчивым ребенком, настойчивости никогда не проявляла. Взрослые всегда отмечали ее повышенную чувствительность к неудачам, которые она очень переживала. Ее поведение характеризовалось нерешительностью. Маша постоянно обращалась за помощью к взрослым, даже если начинала выполнять задание верно; легко терялась, если играла с незнакомыми игрушками; часто предоставляла возможность действовать за себя другим, особенно взрослым. Говорила Маша всегда тихо, неуверенно. У девочки отмечался страх темноты и боязнь больших собак.

Родители Маши – люди с высшим образованием, очень активные. Их речь быстрая по темпу, насыщенная по содержанию. Дома с девочкой играли в основном в «интеллектуальные игры», где часто подавлялась инициатива ребенка.

Речевое и интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме.

  1. Обоснуйте логопедическое заключении. Опишите возможные механизмы возникновения нарушения у данного ребенка.
  2. Составьте варианты прогноза развития симптомокомплекса заикания в данном случае.
  3. Составьте перечень рекомендаций для родителей по организации охранительного и речевого режима при инициальном заикании.
  4. Разработайте систему игр, которые могут использовать родители на этапе охранительного и речевого режима при инициальном заикании.
  5. Охарактеризуйте стиль воспитания в семье, определите методы коррекции установок родителей, составьте рекомендации для родителей, направленные на формирование у ребенка самостоятельности, инициативности, уверенности в себе.

Задача 16.

Наши рекомендации