Музыкальная структура урока

Конспект-сценарий урока музыки

В 3 классе

на тему:

«Оркестр приглашает в гости»

Учитель музыки ГБОУ СОШ № 653

Калининского района Санкт-Петербурга

Веселова Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

КЛАСС: 3

Программа:

«Музыка» под редакцией В. В. Алеева, Т. И. Науменко

ТЕМА:

«Оркестр приглашает в гости»

ЦЕЛЬ:

Актуализировать знания об инструментах симфонического оркестра.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Предметные результаты:

В результате освоения темы учащиеся должны:

Знать:

· содержание понятия «симфонический оркестр»;

· состав групп инструментов симфонического оркестра;

· некоторые этнические инструменты.

· средства музыкальной выразительности.

Уметь:

· применять знания о различных музыкальных инструментах, классифицировать их по группам;

· применять знания выразительных средств музыки в процессе анализа звучащих на уроке произведений;

· выявлять свойства музыкальных инструментов при помощи различных анализаторов.

Метапредметные результаты:

· проявлять умение прогнозирования темы и цели урока;

· уметь работать со звуковой информацией;

· уметь исследовать музыкальные инструменты и публично презентовать полученные результаты;

· самостоятельно решать поставленные задачи;

· искать нестандартный, креативный способ решения проблемы.

Личностные результаты:

· проявлять личностную заинтересованность в учебной музыкальной деятельности;

· проявлять активность при решении практико-ориентированных заданий;

· стремиться к решению сложных задач;

· проявлять лидерские качества;

· грамотно и логично строить монологическую речь.

Тип урока:освоение нового знания.

Вид урока: мастерская.

Методы обучения:

· метод эмоциональной драматургии;

· метод сравнения;

· метод слуховой наглядности;

· метод предупреждения ошибок;

· метод зрительной наглядности (презентация);

· словесные методы (диалог, объяснение, разъяснение, пояснение);

· метод создания художественного контекста;

· практические методы (пение, изображение игры на музыкальных инструментах, работа с раздаточным материалом);

· метод работы в группах.

Музыкальный материал:

· Музыкальное приветствие;

· «Песенка про оркестр», музыка С. С. Важова, слова. М. Д. Яснова;

Музыкальная викторина.

· Н. А. Римский-Корсаков, тема Шахерезады (флейта), тема царевича Календера (фагот).

· К. Сен-Санс «Лебедь» (виолончель).

· К. Сен-Санс «Слоны» (контрабас).

· П. И. Чайковский, «Танец пастушков» (рефрен) из балета «Щелкунчик» (3 флейты).

· П.И. Чайковский, вступление ко II д. балета «Лебединое озеро» (гобой).

· Н. А. Римский-Корсаков, вступление к 3-й песне Леля (кларнет).

· А. П. Бородин, начало 2-й ч. Симфонии №2 (валторна).

· Р. К.Щедрин, концерт для трубы с оркестром.

· С. С. Прокофьев, Симфорическая сказка «Петя и волк» (выстрелы охотников).

Оборудование:

· классная доска;

· фортепиано;

· компьютер;

· проектор;

· экран;

· подготовленная презентация;

· раздаточный материал.

Задания для обучающихся:

· слушание музыки;

· исполнение вокальных фрагментов;

· устные ответы на вопросы;

· составление модели оркестра;

· анализ свойств музыкальных инструментов.

Музыкальная структура урока

Этап урока Музыкальная деятельность обучающихся Музыкальный материал Время (мин.)
I. ИНИЦИАЦИЯ Вокальное исполнение. Музыкальное приветствие. 2 мин.
II. ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ Распевание, вокальное исполнение музыкального фрагмента в различных вариантах. Музыкальное приветствие. 3.мин.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ Вокальное исполнение музыкального фрагмента. «Песенка про оркестр», музыка С. Важова, слова М. Яснова. 13 мин.
IV. РАЗМИНКА. Анализ знаний об инструментах симфонического оркестра. Музыкальная викторина на определение групп музыкальных инструментов симфонического оркестра. 12 мин.
V. ОТРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ Поиск способа извлечения музыкального звучания из предмета. Мастерская «Удивительные музыкальные инструменты» 15 мин
VI. РЕФЛЕКСИЯ Вокальное исполнение музыкального фрагмента. Музыкальное прощание. 5 мин.

ХОД УРОКА:

I. ИНИЦИАЦИЯ. Задачи: · установление психологической связи между учителем и обучающимися; · снятие эмоционального напряжения; · работа над вокально-хоровыми навыками (подготовка голосового аппарата к пению). В заранее подготовленном кабинете стулья стоят, как в оркестре, место дирижера для учителя. Под каждым стулом находится листок с изображением инструмента симфонического оркестра так, чтобы до выполнения заданий изображение видно не было. Парты сдвинуты позади стульев в три «островка». На каждом «островке» находится в упаковке один из предметов для проведения мастерской (камертон, варган, поющая чаша). Учащиеся входят в класс, встают у своих мест, поворачиваются к учителю. Учитель поёт музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Добрый день! Добрый день!» Учитель: Я поздоровалась с вами необычно – песней. Поднимите руки, кто из вас любит петь? (дети поднимают руки) Давайте друг друга поприветствуем песней! Я спою первую фразу «Здравствуйте, ребята!», а вы мне ответите «Добрый день! Добрый день!» Исполняем музыкальное приветствие. Текст на слайде. Деятельность учащихся: Поют фразу «Добрый день!» по нисходящему мажорному трезвучию и по нисходящему нижнему мажорному пентахорду.
II. ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА. Задачи: · создать необходимую эмоциональную атмосферу; · работать над вокально-хоровыми навыками (подготовка голосового аппарата к пению); · добиваться чистой интонации; · осваивать разные штрихи в пении; · сформулировать тему урока; · мотивировать учащихся на учебную деятельность. Учитель: Молодцы! Я вижу, что петь вы умеете. А кто умеет играть на каких-нибудь музыкальных инструментах, поднимите руки! Деятельность учащихся: поднимают руки те, кто играет на музыкальных инструментах. У:Сейчас мы это проверим! Я спою музыкальное приветствие и буду изображать игру на музыкальном инструменте. Сначала вы повторяете мелодию и движения за мной, а потом вы отгадываете название этого инструмента. Учитель поет музыкальное приветствие и изменяет средства выразительности соответственно показываемому инструменту (скрипка – протяжно и нежно, барабан – отрывисто и бодро, труба – призывно, торжественно, и т. д.) Деятельность учащихся: повторяют движения и мелодию за учителем, узнают инструменты. У:Молодцы! Справились со всеми моими загадками. Садитесь. У нас в классе сегодня необычно стоят стулья. Кто знает, где мы можем встретить так же расставленные стулья? Д: В театре, в оркестре. У:Правильно! Как вы думаете, какая тема у нашего сегодняшнего урока? Д: Оркестр. На слайде тема урока «Оркестр приглашает в гости» На слайде тема урока «Оркестр приглашает в гости»
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Задачи: · актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках об инструментах симфонического оркестра; · мотивировать учащихся на учебную деятельность; · добиваться ритмической четкости и единообразия исполнения; · добиваться протяжного и округлого звучания гласных; · добиваться чистой интонации; · осваивать разные штрихи в пении. У:Мы с вами сегодня будем играть в оркестр. Но оркестры бывают разных видов. Вспомним, какие бывают оркестры? Д:Симфонический…, народный…, военный…, эстрадный… и т. д. У:Правильно! Но для того, чтобы началась игра и мы с вами превратились в один из этих оркестров, нужно пропеть волшебные слова! Послушаем их и споем. Учитель исполняет припев «Песенки про оркестр». Затем разучивает с детьми. Деятельность учащихся: разучивают песню. У:Молодцы! Волшебство продолжается! У вас под стульями появились листочки с изображениями инструментов. Теперь каждый из вас превратился в инструмент. Сейчас мы узнаем, каким оркестром мы будем. Когда я буду петь про инструмент с вашей картинки, поднимайте его вверх, чтобы все ребята смогли его увидеть и узнать. А волшебные слова будем петь все вместе! Исполнение «Песенки про оркестр» под аккомпанемент фортепиано. На слайде изображения инструментов с названиями. Деятельность учащихся: поднимают таблички с инструментами, исполняют припев песни. У:Сейчас все видели инструменты друг друга, скажите, как называется вид оркестра, в котором играют вместе все эти инструменты? Д:Симфонический.     На слайде текст песни Припев: Могут инструменты эти Рассказать про всё на свете. И уже звучит оркестр, Небольшой оркестр. И уже звучит оркестр, Небольшой оркестр.
IV. РАЗМИНКА. Задачи: · мотивировать учащихся на учебную деятельность; · актуализировать знания учащихся по теме урока; · актуализировать понятие о группах симфонического оркестра. У:Правильно!Теперь мы – настоящий симфонический оркестр. Но помните, что инструменты в оркестре все до одного слушаются дирижера! И сегодня дирижером буду я. А к нам в гости пришли еще три героя. Но кто они такие – мы с вами должны выяснить сами, они ждут нас на столах. Для этого нам нужно разделиться на три группы. Как можно разделить на группы инструменты симфонического оркестра? Д:Струнно-смычковые, духовые и ударные… У:Правильно! Сейчас вы услышите голоса музыкальных инструментов, изображенных на ваших табличках. Когда вы слышите голос своего инструмента, подходите к тому столу, где обозначена ваша группа симфонического оркестра. Деятельность учащихся: распределяются по группам, вспоминают о группах симфонического оркестра, определяют тембры инструментов. Звучат музыкальные фрагменты, иллюстрирующие тембры инструментов симфонического оркестра Н. А. Римский-Корсаков, тема Шахерезады (флейта), тема Царевича-календера (фагот). К. Сен-Санс «Лебедь» (виолончель). К. Сен-Санс «Слоны» (контрабас). П. И. Чайковский, «Танец пастушков» (рефрен) из балета «Щелкунчик» (3 флейты). П. И. Чайковский, вступление ко II д. балета «Лебединое озеро» (гобой). Н. А. Римский-Корсаков, вступление к 3-й песне Леля (кларнет). А. П. Бородин, начало 2-й ч. Симфонии №2 (валторна). Р. Щедрин, концерт для трубы с оркестром. С. С. Прокофьев, Симфорическая сказка «Петя и волк» (выстрелы охотников).
V. ОТРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ. Задачи: · актуализировать знания учащихся по теме урока; · активизировать аналитическую деятельность. У:А теперь мы выясним, кто наши загадочные гости. Выполнять задания нужно только по команде дирижера! Задания выполняются во время звучания музыки. Как только музыка перестает звучать, все обсуждения в группе прекращаются. Но и обсуждать нужно так, чтобы не заглушать музыку. После каждого этапа проведения мастерской «Удивительные музыкальные инструменты» проводится публичное представление детьми результатов своей аналитической деятельности. Задание №1: Не прикасаясь к предмету, внимательно его рассмотрите. Постарайтесь определить, что перед вами и как использовать этот предмет: Из чего сделан этот предмет? Как он оформлен, есть ли на нем изображения? Где вы могли видеть похожий предмет? Как его можно использовать? В какой стране такой предмет мог появиться? Задание №2: Возьмите предмет в руки, внимательно его изучите. Подтвердились ли ваши догадки: Из чего сделан этот предмет? Как он оформлен, есть ли на нем изображения? Какие вы видите варианты его использования? В какой стране такой предмет мог появиться? Задание 3: Проведем эксперимент! Постарайтесь использовать этот предмет так, как вы предложили в задании № 2 На этапе подведения итогов мастерской детям демонстрируется короткий видеоролик про каждый из трех предметов (камертон, поющая чаша, варган). Деятельность учащихся: исследование и анализ неизвестных предметов, публичное представление результатов своего исследования, просмотр видеороликов с подтверждение или опровержением своих догадок. У:Как вы думаете, кого из этих инструментов мы можем взять к себе в оркестр? Д:Возьмем камертон. У:А кто из них может выступать, как солист? Или может играть в каком-то другом ансамбле? Д:Поющая чаша и варган. Содержание видеоролика (включает демонстрацию звучания): Варган – русское название одного из древнейших музыкальных инструментов. Варганы встречаются в культуре практически всех народов и имеют разные названия: хомус у якутов, доромб у венгров, муннхарпа у норвежцев и т. д, всего известно более тысячи названий варгана. Происхождение варгана не установлено, однако, можно предположить, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка. Появление первых варганов произошло в весьма древний период. Поэтому вопрос о географии происхождения варгана практически неразрешим. Поющие чаши — разновидность колокола как музыкального инструмента. В отличие от обычных колоколов они не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук рождается от вибрации стенок чаши и её края. Поющие чаши — древний музыкальный инструмент, использовавшийся по всей Азии. Исторически поющие чаши делались в Тибете, Непале, Индии, Бутане, Китае, Японии и Корее. Камертон 1) Источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. 2) Первоначально —нормальная высота звука, применявшаяся для настройки инструментов при исполнении камерной музыки.
VI. РЕФЛЕКСИЯ. Задачи: · подвести итог урока; · проанализировать полученный на уроке опыт. У:Ребята, вы сегодня большие молодцы! Настоящий слаженный оркестр! Но нам пора превращаться обратно в школьников, давайте вспомним наше музыкальное заклинание! Исполняется припев «Песенки про оркестр». У:Молодцы! Скажите, что нового и интересного мы узнали сегодня на уроке? Д:Познакомились с новыми музыкальными инструментами, вспомнили инструменты симфонического оркестра, познакомились с «Песенкой про оркестр». У:Спасибо вам за урок! Вы – замечательный оркестр! Попрощаемся с вами музыкально! Учитель исполняет фразу «До свидания» на мелодию приветствия. Дети повторяют за учителем.

Наши рекомендации