Музыкальная структура урока
Конспект-сценарий урока музыки
В 3 классе
на тему:
«Оркестр приглашает в гости»
Учитель музыки ГБОУ СОШ № 653
Калининского района Санкт-Петербурга
Веселова Екатерина Александровна
Санкт-Петербург
КЛАСС: 3
Программа:
«Музыка» под редакцией В. В. Алеева, Т. И. Науменко
ТЕМА:
«Оркестр приглашает в гости»
ЦЕЛЬ:
Актуализировать знания об инструментах симфонического оркестра.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Предметные результаты:
В результате освоения темы учащиеся должны:
Знать:
· содержание понятия «симфонический оркестр»;
· состав групп инструментов симфонического оркестра;
· некоторые этнические инструменты.
· средства музыкальной выразительности.
Уметь:
· применять знания о различных музыкальных инструментах, классифицировать их по группам;
· применять знания выразительных средств музыки в процессе анализа звучащих на уроке произведений;
· выявлять свойства музыкальных инструментов при помощи различных анализаторов.
Метапредметные результаты:
· проявлять умение прогнозирования темы и цели урока;
· уметь работать со звуковой информацией;
· уметь исследовать музыкальные инструменты и публично презентовать полученные результаты;
· самостоятельно решать поставленные задачи;
· искать нестандартный, креативный способ решения проблемы.
Личностные результаты:
· проявлять личностную заинтересованность в учебной музыкальной деятельности;
· проявлять активность при решении практико-ориентированных заданий;
· стремиться к решению сложных задач;
· проявлять лидерские качества;
· грамотно и логично строить монологическую речь.
Тип урока:освоение нового знания.
Вид урока: мастерская.
Методы обучения:
· метод эмоциональной драматургии;
· метод сравнения;
· метод слуховой наглядности;
· метод предупреждения ошибок;
· метод зрительной наглядности (презентация);
· словесные методы (диалог, объяснение, разъяснение, пояснение);
· метод создания художественного контекста;
· практические методы (пение, изображение игры на музыкальных инструментах, работа с раздаточным материалом);
· метод работы в группах.
Музыкальный материал:
· Музыкальное приветствие;
· «Песенка про оркестр», музыка С. С. Важова, слова. М. Д. Яснова;
Музыкальная викторина.
· Н. А. Римский-Корсаков, тема Шахерезады (флейта), тема царевича Календера (фагот).
· К. Сен-Санс «Лебедь» (виолончель).
· К. Сен-Санс «Слоны» (контрабас).
· П. И. Чайковский, «Танец пастушков» (рефрен) из балета «Щелкунчик» (3 флейты).
· П.И. Чайковский, вступление ко II д. балета «Лебединое озеро» (гобой).
· Н. А. Римский-Корсаков, вступление к 3-й песне Леля (кларнет).
· А. П. Бородин, начало 2-й ч. Симфонии №2 (валторна).
· Р. К.Щедрин, концерт для трубы с оркестром.
· С. С. Прокофьев, Симфорическая сказка «Петя и волк» (выстрелы охотников).
Оборудование:
· классная доска;
· фортепиано;
· компьютер;
· проектор;
· экран;
· подготовленная презентация;
· раздаточный материал.
Задания для обучающихся:
· слушание музыки;
· исполнение вокальных фрагментов;
· устные ответы на вопросы;
· составление модели оркестра;
· анализ свойств музыкальных инструментов.
Музыкальная структура урока
№ | Этап урока | Музыкальная деятельность обучающихся | Музыкальный материал | Время (мин.) |
I. | ИНИЦИАЦИЯ | Вокальное исполнение. | Музыкальное приветствие. | 2 мин. |
II. | ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ | Распевание, вокальное исполнение музыкального фрагмента в различных вариантах. | Музыкальное приветствие. | 3.мин. |
III. | ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ | Вокальное исполнение музыкального фрагмента. | «Песенка про оркестр», музыка С. Важова, слова М. Яснова. | 13 мин. |
IV. | РАЗМИНКА. | Анализ знаний об инструментах симфонического оркестра. | Музыкальная викторина на определение групп музыкальных инструментов симфонического оркестра. | 12 мин. |
V. | ОТРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ | Поиск способа извлечения музыкального звучания из предмета. | Мастерская «Удивительные музыкальные инструменты» | 15 мин |
VI. | РЕФЛЕКСИЯ | Вокальное исполнение музыкального фрагмента. | Музыкальное прощание. | 5 мин. |
ХОД УРОКА:
I. ИНИЦИАЦИЯ. Задачи: · установление психологической связи между учителем и обучающимися; · снятие эмоционального напряжения; · работа над вокально-хоровыми навыками (подготовка голосового аппарата к пению). В заранее подготовленном кабинете стулья стоят, как в оркестре, место дирижера для учителя. Под каждым стулом находится листок с изображением инструмента симфонического оркестра так, чтобы до выполнения заданий изображение видно не было. Парты сдвинуты позади стульев в три «островка». На каждом «островке» находится в упаковке один из предметов для проведения мастерской (камертон, варган, поющая чаша). Учащиеся входят в класс, встают у своих мест, поворачиваются к учителю. Учитель поёт музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Добрый день! Добрый день!» Учитель: Я поздоровалась с вами необычно – песней. Поднимите руки, кто из вас любит петь? (дети поднимают руки) Давайте друг друга поприветствуем песней! Я спою первую фразу «Здравствуйте, ребята!», а вы мне ответите «Добрый день! Добрый день!» Исполняем музыкальное приветствие. Текст на слайде. Деятельность учащихся: Поют фразу «Добрый день!» по нисходящему мажорному трезвучию и по нисходящему нижнему мажорному пентахорду. | |
II. ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА. Задачи: · создать необходимую эмоциональную атмосферу; · работать над вокально-хоровыми навыками (подготовка голосового аппарата к пению); · добиваться чистой интонации; · осваивать разные штрихи в пении; · сформулировать тему урока; · мотивировать учащихся на учебную деятельность. Учитель: Молодцы! Я вижу, что петь вы умеете. А кто умеет играть на каких-нибудь музыкальных инструментах, поднимите руки! Деятельность учащихся: поднимают руки те, кто играет на музыкальных инструментах. У:Сейчас мы это проверим! Я спою музыкальное приветствие и буду изображать игру на музыкальном инструменте. Сначала вы повторяете мелодию и движения за мной, а потом вы отгадываете название этого инструмента. Учитель поет музыкальное приветствие и изменяет средства выразительности соответственно показываемому инструменту (скрипка – протяжно и нежно, барабан – отрывисто и бодро, труба – призывно, торжественно, и т. д.) Деятельность учащихся: повторяют движения и мелодию за учителем, узнают инструменты. У:Молодцы! Справились со всеми моими загадками. Садитесь. У нас в классе сегодня необычно стоят стулья. Кто знает, где мы можем встретить так же расставленные стулья? Д: В театре, в оркестре. У:Правильно! Как вы думаете, какая тема у нашего сегодняшнего урока? Д: Оркестр. На слайде тема урока «Оркестр приглашает в гости» | На слайде тема урока «Оркестр приглашает в гости» |
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Задачи: · актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках об инструментах симфонического оркестра; · мотивировать учащихся на учебную деятельность; · добиваться ритмической четкости и единообразия исполнения; · добиваться протяжного и округлого звучания гласных; · добиваться чистой интонации; · осваивать разные штрихи в пении. У:Мы с вами сегодня будем играть в оркестр. Но оркестры бывают разных видов. Вспомним, какие бывают оркестры? Д:Симфонический…, народный…, военный…, эстрадный… и т. д. У:Правильно! Но для того, чтобы началась игра и мы с вами превратились в один из этих оркестров, нужно пропеть волшебные слова! Послушаем их и споем. Учитель исполняет припев «Песенки про оркестр». Затем разучивает с детьми. Деятельность учащихся: разучивают песню. У:Молодцы! Волшебство продолжается! У вас под стульями появились листочки с изображениями инструментов. Теперь каждый из вас превратился в инструмент. Сейчас мы узнаем, каким оркестром мы будем. Когда я буду петь про инструмент с вашей картинки, поднимайте его вверх, чтобы все ребята смогли его увидеть и узнать. А волшебные слова будем петь все вместе! Исполнение «Песенки про оркестр» под аккомпанемент фортепиано. На слайде изображения инструментов с названиями. Деятельность учащихся: поднимают таблички с инструментами, исполняют припев песни. У:Сейчас все видели инструменты друг друга, скажите, как называется вид оркестра, в котором играют вместе все эти инструменты? Д:Симфонический. | На слайде текст песни Припев: Могут инструменты эти Рассказать про всё на свете. И уже звучит оркестр, Небольшой оркестр. И уже звучит оркестр, Небольшой оркестр. |
IV. РАЗМИНКА. Задачи: · мотивировать учащихся на учебную деятельность; · актуализировать знания учащихся по теме урока; · актуализировать понятие о группах симфонического оркестра. У:Правильно!Теперь мы – настоящий симфонический оркестр. Но помните, что инструменты в оркестре все до одного слушаются дирижера! И сегодня дирижером буду я. А к нам в гости пришли еще три героя. Но кто они такие – мы с вами должны выяснить сами, они ждут нас на столах. Для этого нам нужно разделиться на три группы. Как можно разделить на группы инструменты симфонического оркестра? Д:Струнно-смычковые, духовые и ударные… У:Правильно! Сейчас вы услышите голоса музыкальных инструментов, изображенных на ваших табличках. Когда вы слышите голос своего инструмента, подходите к тому столу, где обозначена ваша группа симфонического оркестра. Деятельность учащихся: распределяются по группам, вспоминают о группах симфонического оркестра, определяют тембры инструментов. | Звучат музыкальные фрагменты, иллюстрирующие тембры инструментов симфонического оркестра Н. А. Римский-Корсаков, тема Шахерезады (флейта), тема Царевича-календера (фагот). К. Сен-Санс «Лебедь» (виолончель). К. Сен-Санс «Слоны» (контрабас). П. И. Чайковский, «Танец пастушков» (рефрен) из балета «Щелкунчик» (3 флейты). П. И. Чайковский, вступление ко II д. балета «Лебединое озеро» (гобой). Н. А. Римский-Корсаков, вступление к 3-й песне Леля (кларнет). А. П. Бородин, начало 2-й ч. Симфонии №2 (валторна). Р. Щедрин, концерт для трубы с оркестром. С. С. Прокофьев, Симфорическая сказка «Петя и волк» (выстрелы охотников). |
V. ОТРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ. Задачи: · актуализировать знания учащихся по теме урока; · активизировать аналитическую деятельность. У:А теперь мы выясним, кто наши загадочные гости. Выполнять задания нужно только по команде дирижера! Задания выполняются во время звучания музыки. Как только музыка перестает звучать, все обсуждения в группе прекращаются. Но и обсуждать нужно так, чтобы не заглушать музыку. После каждого этапа проведения мастерской «Удивительные музыкальные инструменты» проводится публичное представление детьми результатов своей аналитической деятельности. Задание №1: Не прикасаясь к предмету, внимательно его рассмотрите. Постарайтесь определить, что перед вами и как использовать этот предмет: Из чего сделан этот предмет? Как он оформлен, есть ли на нем изображения? Где вы могли видеть похожий предмет? Как его можно использовать? В какой стране такой предмет мог появиться? Задание №2: Возьмите предмет в руки, внимательно его изучите. Подтвердились ли ваши догадки: Из чего сделан этот предмет? Как он оформлен, есть ли на нем изображения? Какие вы видите варианты его использования? В какой стране такой предмет мог появиться? Задание 3: Проведем эксперимент! Постарайтесь использовать этот предмет так, как вы предложили в задании № 2 На этапе подведения итогов мастерской детям демонстрируется короткий видеоролик про каждый из трех предметов (камертон, поющая чаша, варган). Деятельность учащихся: исследование и анализ неизвестных предметов, публичное представление результатов своего исследования, просмотр видеороликов с подтверждение или опровержением своих догадок. У:Как вы думаете, кого из этих инструментов мы можем взять к себе в оркестр? Д:Возьмем камертон. У:А кто из них может выступать, как солист? Или может играть в каком-то другом ансамбле? Д:Поющая чаша и варган. | Содержание видеоролика (включает демонстрацию звучания): Варган – русское название одного из древнейших музыкальных инструментов. Варганы встречаются в культуре практически всех народов и имеют разные названия: хомус у якутов, доромб у венгров, муннхарпа у норвежцев и т. д, всего известно более тысячи названий варгана. Происхождение варгана не установлено, однако, можно предположить, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка. Появление первых варганов произошло в весьма древний период. Поэтому вопрос о географии происхождения варгана практически неразрешим. Поющие чаши — разновидность колокола как музыкального инструмента. В отличие от обычных колоколов они не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук рождается от вибрации стенок чаши и её края. Поющие чаши — древний музыкальный инструмент, использовавшийся по всей Азии. Исторически поющие чаши делались в Тибете, Непале, Индии, Бутане, Китае, Японии и Корее. Камертон 1) Источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. 2) Первоначально —нормальная высота звука, применявшаяся для настройки инструментов при исполнении камерной музыки. |
VI. РЕФЛЕКСИЯ. Задачи: · подвести итог урока; · проанализировать полученный на уроке опыт. У:Ребята, вы сегодня большие молодцы! Настоящий слаженный оркестр! Но нам пора превращаться обратно в школьников, давайте вспомним наше музыкальное заклинание! Исполняется припев «Песенки про оркестр». У:Молодцы! Скажите, что нового и интересного мы узнали сегодня на уроке? Д:Познакомились с новыми музыкальными инструментами, вспомнили инструменты симфонического оркестра, познакомились с «Песенкой про оркестр». У:Спасибо вам за урок! Вы – замечательный оркестр! Попрощаемся с вами музыкально! Учитель исполняет фразу «До свидания» на мелодию приветствия. Дети повторяют за учителем. |