Структура проблемного урока, его отличие от традиционного урока. Подготовка учителя к проблемному уроку. Проблемный урок в методической литературе

Главные цели проблемного обучения: Разв. мышления и спос. уч-ся, разв. творч. умений; Усвоение уч-ся знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самост. решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиц. обучении; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие проф. проблемного мышления. Оконь, Махмутов, Лернер. Этапы проблемного обучения: разраб. проблемных вопросов, перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию, решение проблемной ситуации. Проблемным называется урок, на котором преподаватель целенаправленно создаёт ситуации для поисковой деятельности уч-ся при приобретении и закреплении новых знаний и способов действий. Особ. проблемного урока - повторение пройденного материала в большинстве случаев сливается с изучением нового. При этом осуществляется непрерывное повторение знаний и умений в новых связях и отношениях, за счёт чего у уч-ся происходит расширение объёма знаний и их углубление. Структурными элементами проблемного урока являются: · актуализация имеющихся знаний; усвоение новых знаний и способов действий; · формирование умений и навыков.

Цель актуализации состоит в том, что имеющиеся знания следует сделать актуальными в данный момент, т.е. активизировать работу памяти и подготовить опорные знания студента для успешного восприятия и усвоения новых знаний. На этапе актуализации чаще всего создаётся проблемная ситуация, реже формулируется учебная проблема. Следовательно, основная задача этого этапа состоит в подготовке обучаемых к самостоятельной поисковой деятельности или к активному восприятию нового материала (в зависимости от целей, поставленных преподавателем). Усвоение новых знаний и способов действия - именно здесь усваиваются новые знания, раскрывается сущность новых понятий и способы умственной деятельности студента. Роль преподавателя на этом этапе - создание проблемной ситуации (в случае, если она не возникла на этапе актуализации), формулировку учебной проблемы (или её корректировку), помощь в выявлении новых данных или устранении некоторых логических ошибок, управление их деятельностью. Методы работы преподавателя: рассказ, объяснение, лекция, беседа, демонстрация опыта, кинофильма, плакатов и т.д.

Деятельность уч-ся направлена на усвоение новых знаний в условиях проблемной ситуации. Методы работы: работа с учебником и справочной лит-рой, самост. наблюдение или лаб. эксперимент, решение задач, составление схемы или чертежа экспериментальной установки и др. Формирование умений и навыков -происходит превращение знаний в убеждения. Однако глубокое усвоение полученных знаний происходит лишь в процессе их применения на практике. Поэтому важнейшим элементом проблемного урока следует считать этап формирования умений и навыков. К третьему этапу проблемного урока в большинстве случаев относят проверку правильности решения учебной проблемы.

Внутреннюю часть структуры проблемного урока составляют: · возникновение проблемной ситуации и формулировка учебной проблемы; · выдвижение предположений и обоснование гипотезы; · доказательство гипотезы; · проверка правильности решения проблемы.

35. Современная типология урока истории: классификация, структура, особенности, связь с проблемностью. Примеры.

Стр-ра урока отражает логику процесса обучения, логику усвоения, виды деят. учителя и уч-ся, логику истор. явления, компоненты деятельности. Осн. критерием выбора типа урока истории явл. содержание и состав истор. информации, дидакт. цель урока, уровень подготовленности уч-ся, место и роль урока в теме, наличие средств обучения и их хар-р.

Существует две типологии уроков, но на практике господствует только одна.

1. Тип урока определяется по ведущим дидактическим задачам I этап. – Подготовка к первичному усвоению знаний. II этап. – Первичное усвоение знаний и ознакомление с материалом.III этап. – Вторичное восприятие материала, закрепление и осмысление. IV этап. – Повторение и систематизация знаний.Четыре типа урока решают одну из задач. Пятый тип – решает все четыре задачи.

Типы урока. 1.Вводный урок – подготовка к первичному восприятию. 2.Урок изучения нового материала. 3.Урок закрепления знаний. 4.Урок повторительно-обобщающий. 5.Комбинированный урок.

2.Эта позиция осталась только в литературе по урокам. Бернадский и др. определяли типы урока по методу обучения: уроки объяснения, рассказа, картинного описания, урок с применением экранных средств, работа с картой.

Структура проблемного урока, его отличие от традиционного урока. Подготовка учителя к проблемному уроку. Проблемный урок в методической литературе - student2.ru Структура проблемного урока, его отличие от традиционного урока. Подготовка учителя к проблемному уроку. Проблемный урок в методической литературе - student2.ru

36. Игровые технологии в обучении истории: содержание, значение. Примеры

Через игру ребенок познает окр. мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деят. и самост. строить траекторию своего развития. Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют: проводить уроки в нетрадиционной форме; раскрывать креативные способности учащихся; дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников; развивать коммуникативные навыки учащихся; обеспечивать свободный обмен мнениями; учитывать возрастные психологические особенности школьников; организовывать процесс обучения в форме состязания; облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс; ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности; практически закреплять полученные знания; формировать мотивационную сферу учащихся; расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

Различают несколько этапов организации и развития игры: Предварительный. На этом этапе ставится цель и определяются задачи игровой деятельности. Учащиеся совместно с учителем, а иногда и без его вмешательства, участвуют в распределении ролей и определении условий деятельности. Организационно-методический - характеризуется поиском путей решения поставленных задач педагогическими приемами. На этом этапе происходит деление учащихся на группы, поиск необходимой справочной и учебной литературы, а также организация рабочего места. Учитель при этом занимается организационно-корректирующей деятельностью. Работа в группах. В рамках каждой малой группы распределяются обязанности, исходя из сложившихся компетенций у учащихся. Осуществляется самостоятельная работа групп по решению поставленной задачи имеющимися средствами. Каждая группа подготавливает сообщение (выступление) по заданной теме, анализируя возможные контраргументы со стороны команд соперников. Учитель на данном этапе является наблюдателем деятельности учащихся. Представление результатов работы. Каждая из групп представляет свой вариант решения той или иной проблемы. Возможна ситуация, при которой члены групп будут полемизировать друг с другом, что является дополнительным условием развития познавательной активности учащихся. Анализ и подведение итогов. Учащиеся формулируют вывод по теме. Учитель в данной ситуации может корректировать те или иные утверждения.

Технология игровых методов обучения нацелена на то. чтобы научить уч-ся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и жизни, т.е. формировать цели и программы собств. самост. деят. и предвидеть ее ближайшие результаты. Игры 1) предметные, 2) творческие, сюжетно-ролевые (игры-путешествия), 3)игры с готовыми правилами (дидактические), 4) игры-упражнения. Задачи игры на уроках истории: I. Образовательные: 1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала. 2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников. II. Развивающие: 1. Развивать у учащихся творческое мышление. 2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке. III. Воспитательные: 1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения. 2. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям. 3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности. В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения: a) Работа с учебником. b) Использование аппарата учебника. c) Иллюстрации учебного пособия. d) Исторические карты. e) Учебные исторические картины. f) Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки. g) Тексты художественных произведений. h) Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.

37. Система обобщающего повторения в курсе истории: задачи, основные направления, методические приемы. Роль в обучении, воспитании и развитии школьников. Примеры

Целью такого вида повторения является обобщение знаний, полученных учениками при изучении определенного раздела, темы в курсе истории. Как правило оно проводится на специальных уроках повторения и обобщения. Важно осуществлять этот вид повторения в системе. На результативных уроках обращается внимание на проблемы, которые оказываются наиболее сложными для усвоения учениками. В старших классах результативный урок можно проводить как семинар, игру и т.д. Необходимо помнить, что обобщающий урок - это не урок проверки знаний, поэтому организовывать его в форме конкретной работы, фронтального опроса нельзя!Цель – систематизировать знания и создать целостную картину события, помочь уч-ся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности к причинно-следственным связям.

Обобщения присутствуют в изучении почти каждой темы курса истории. Хотя они носят преимущественно частный характер, но играют большую роль в систематизации исторических знаний учащихся. Методика выработала различные пути обобщения исторического материала и соответствующие им типы обобщающих уроков. В средних классах основной прием обобщения -- опрос-беседа с привлечением пособий, частично уже использованных при изучении отдельных тем, частично новых. В старших классах кроме этого, используются повторительно-обобщающая лекция учителя, семинарское занятие с сообщениями учащихся обобщающего характера, работа с произведениями классиков, документами, на основе, которой осуществляется обобщение изученного материала. Обобщение не является завершающим этапом обучения истории. Обобщенные знания, оформленные в понятиях, категориях, законах, идеях, служат средством научного познания учащимися исторических фактов и более частных понятий.

38. Внутри предметные связи в обучении истории: виды, содержание, методика установления, характер познавательной деятельности учащихся. Роль в обучении, воспитании и развитии школьников. Примеры

Использование внутрикурсовых связей в учебном процессе обеспечивает единство курса всеобщей истории, усвоение важнейших понятий и идей. История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных этапах его развития. В перечне по внутрикурсовым связям приоритет связей по содержанию понятий, но есть и по развитию умений. Это выполнение рисунков на доске и в тетради. Факты истории учат и воспитывают, но чтобы это произошло, необходимо обеспечить живое, образное представление о нем у детей. Ученик должен как бы видеть событие, людей, орудия труда, произведения искусства той или иной эпохи. Без реализации внутрикурсовых связей нельзя сформировать целостного мировоззрения. Направления связей определяются очередностью ознакомления с данным понятием или его признаком в системе того или иного предмета. Поэтому принято подразделять внутрикурсовые связи на ретроспективные, совпадающие и перспективные. Опора на внутрикурсовые связи открывает возможности для широких обобщений. Они учитываются и осуществляются по формированию умений и навыков, что весьма важно для развития учащихся – в течение учебного года один и тот же ученик не только получает сумму знаний по содержанию разных предметов, но и в ходе их изучения вырабатывает умения учебного труда. Перечень предметных умений дан во всех программах.

39. Межпредметные связи в обучении истории: виды, содержание, методика установления, характер познавательной деятельности учащихся. Роль в обучении, воспитании и развитии школьников. Примеры

Реализация межпредметных связей (МПС) между различными учебными дисциплинами – важное средство улучшения учебно-воспитательной работы, повышения эффективности учебного процесса. В современной России проблема школьного исторического образования стала предметом повышенного общественного внимания. История является одним из важных предметов в нравственном, патриотическом, идейном и культурном воспитании и обучении. Она наиболее полно характеризует социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества, творческое и, вместе с тем, ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей. Историческое образование – неотъемлемое условие формирования активной жизненной позиции, оно способствует формированию у школьников собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений, полезных в социальном общении и в гражданском поведении. Использование межпредметных связей в процессе изучения истории и обществознания помогают создать единую и стройную систему ЗУН, которые должны усвоить учащиеся. Межпредметные связи помогают выделить главные факты и события, которые должны усвоить школьники, обучаясь в школе. Они призваны сформировать у ребят четкую систему убеждений, чтобы они могли разбираться в сегодняшних явлениях, давать свою оценку происходящим событиям. Изучение отеч. истории играет большую роль в патриотическом воспитании учащихся. Но формирование активной гражданской позиции, чувства гордости за свой народ, воспитание национального самосознания не должно ограничиваться узким изучением исторических фактов. Этот процесс осуществляется комплексно, в системе изучения различных учебных дисциплин. Необходимо, чтобы учащиеся вынесли с урока основную положительную идею, необходимую для формирования их жизненной позиции.

Межпредментные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, мы можем выделить следующие предметы связей:

1)по составу;

2) по направлению действия;

3) по способу взаимодействия направляющих элементов;Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями мыслительными операциями, в первой их форме мы можем выделить следующиетипы межпредметных связей: 1. содержательные; 2. операционные; 3. методические; 4. организационные.

При проведении интегрированных уроков преподавателя проявляют такие профессиональные и умения, как: - специальные знания дисциплины преподавания и управления; - знания инновационной педагогики; - знание возрастной психологии, социальной психологии и психологии педагогического труда; - уровень методологической компетентности; - способность к творчеству и импровизации, индивидуальный творческий почерк, неординарность; - умение анализировать, обобщать опыт своей работы и др.

Все проводимые интегрированные уроки основываются на составляющей системе межпредметных связей. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение уч-ся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к предмету. Они служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти.

Интеграция истории и литературы помогает преодолеть фрагментарность ведения, сформировать у студентов целостную и всестороннюю картину изучаемого. Ядром интеграции двух дисциплин является история, т.к логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (литературы, искусство) и т.д. Приведём возможные темы интегрированных уроков:

• «Искусство Древней Греции» (история, литература);

• «Мир и человек в русской мифологии» (история, литература);

• «Общество ,власть и личность» (история, обществознание и литература);

• «Война и мир» (история, литература-Толстой «Война и мир» или Шолохов «Тихий Дон»);

40. Внеурочная работа по истории: задачи, особенности, содержание, формы. Примеры

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Внеклассная работа носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познават. спос-тей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Одна из форм внеклассной работы — кружок историка. Он относится к групповой работе. Сегодня, более чем кружки, распространены военные клубы, изучающие военное прошлое. К индивидуальным формам работы относят внеклассное чтение. Однако творческие вечера, встречи с авторами, презентации книг можно считать массовыми формами, на них приглашаются все желающие. Широко распространенной формой работы стали олимпиады, викторины и конкурсы по истории. Экскурсии практически проводил каждый учитель истории. По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов). по составу: Массовая Групповая Индивидуальная; По форме организации: Исторические вечера Лекции и беседы Исторические экскурсии Викторины и конкурсы Олимпиады Конференции Просмотр фильмов и пьес «Неделя истории» в школе Исторический кружок Исторические общества и клубы Походы и экспедиции Выпуск исторических газет, журналов Лектории Факультативы Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов и докладов Выполнение творческих заданий

Внеклассная работа по истории расширяет кругозор, углубляет знания, формирует умения, интерес к истории, нравственный облик, духовно обогащает учащихся. Внеклассная работа изучает яркий, познавательный материал, не входящий в программу. Это работа со справочной литературой, систематизация материала, написание рефератов, докладов, выступление перед аудиторией. Она помогает образованию и воспитанию учащихся и является существенным дополнением классно урочной системы. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что внеклассная работа решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Но в отличие от урока, она делает это на своем материале, следовательно, имеет свои особенности: 1. добровольный характер 2. Учитель относительно свободен в выборе содержания. 3. Создаются благоприятные условия для учета возрастных и психологических способностей учащихся. 4. Широкие возможности для формирования интеллектуальных и практических умений школьников за счет использования элементов исследовательской работы. 5. Шире, чем на уроке, используется связь с современностью, разнообразнее общественно- полезная деятельность учащихся – выставки, выступления, конференция, вечер. Классификация методов и характеристика организационных форм были даны в 40 годах В. Бернацким. Он выделял 4 направления: – внеклассное чтение на основе работы с книгой- на основе изучение истории через изобразительную наглядность, кинофильмы, памятники - на основе работы с наглядностью, беседы, лекции вне урока - на основе живого слова учителя, рефераты, диспуты, игры - на основе активного восприятия и обработки школьниками исторического материала. Основной формой внеклассной работы Бернацкий считал кружок. А. Вагин классифицировал виды внеклассной работы по источникам знаний – живое слово учителя, работа с печатным текстом, работа с наглядностью, он предложил 15 организационных форм внеклассной работы – внеклассное чтение, историческое краеведение, экскурсионная работа, кружки.

Существует ряд пособий, который отражает богатый опыт проведения и организации исторических вечеров, викторин, игр, существуют сборники разных лет издания, целиком посвященные опыту проведения разных форм внеклассной работы по истории (Кулагина Г.А. 100 игр по истории, Федорчук И.А «Интеллектуальные игры для школьников по истории»).

41. Устный метод в обучении истории: виды, приемы, методика организации

Устное слово выполняет ряд функций: повеств.-описат., логическая, организационная. метод устного обучения истории состоит из ряда приемов. Вагин выделяет: 1) простое сообщение - сообщает об истор. событии, указывает на факты, действия, людей. Отсутствуют описания, характеристики 2) сообщение об истор. событиях, процессах, истор. л-тях – наличие сюжета – признак повествования. 2вида – образное (передает главные истор. факты и существ. детали в неэмоц. но образной форме) и сюжетное (воссоздает главные истор. факты и их детали ярко и эмоционально. По форме приближается к худож. рассказу. В основе сюжетного повествования обязательно лежит какая-то конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация может быть открытой или скрытой. соц., полит., воен., культ-истор.) 2 формы сюжетного повествования: персонификация и драматизация.

Персонификация – форма повествования о действиях вымышленного человека. Приём помогает ученикам сформировать представления об эпохе, условиях жизни людей и сделать истор. познание более красочным и интересным (н-р рассказ о жизни опричника, раба и т.п.) В основе драматизации лежит диалог 2х лиц, которые пытаются разрешить конфликтную ситуацию. Использ. этого приема позволяет ученикам сравнивать позиции различ. сторон, аргументировать свою точку зрения.

3) описание – последоват. изложение примет, особ. истор. явления. Нет сюжета, но присутствует конкретный объект который описывается. 2 вида описания: картинное (образное) воспроизведение фактов в виде целостных картин; аналитическое (анализ объекта, его строение, предназначение каждой детали). Описание орудий труда, построек, оружия, одежды.

4) характеристика – разновидность описания – содержит четко сформулир. ряд существенных примет, особ. истор. явлений и их внутр. связи. Сжатая и развернутая, сравнительная и обобщающая, образная и хар-ка истор. л-ти.

5) объяснение – раскрытие внут, связей и завис, причинных закономерностей и знач. истор. явлений и процессов,

6) рассуждение – последоват. развитие положений, доказательств.

7) лекция – развернутое обучение. содержит описание и рассуждение

8) беседа – диалог. форма. Виды: вводная (подведение к изучению нового материала), контрольная (проверка знаний), аналитико-синтетическая (осмысление материала), обобщающая, заключиельная. Необх. обеспечить доступность, наглядность, конкретность материала. Необх. выбирать самые важные факты, выделять узловые вопросы. Язык учителя д.б. чист, понятен, прост. Неграмотная формулировка вызывает искаженное восприятие, воспитывает у уч-ся нечеткость мысли.

42. Типологические планы в обучении истории: виды, методическое построение, приемы применения. Роль в организации учебного процесса в развитии школьников. Значение принципа историзма

Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Календарно-тематическое: Раздел, тема курса, номер и тема уроков, Количество часов, календарные сроки, основная Литература к темам. Поурочное: Тема, урок, тип, основные понятия, идеи, Умения, связи МП, ВК, МК, средства обучения. Планирование это фундамент, на котором строится изучение нового. Чтобы избежать недостатков, учителю следует вести свое планирование обучения истории, отвечающее государственным требованиям.

43. Система планирования в обучении истории: виды и роль в организации обучения истории. Примеры

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор комплекса задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделом; определение системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме. Непосредственно перед каждым уроком учитель намечает последовательность его проведения. Непосредственное планирование - конкретизация тематического плана применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков. Оно должно начинаться с освоения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями. Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Обязательными его компонентами должны быть название темы и перечень ее образовательно-воспитательных и развивающих задач. Тематический план целесообразно расположить в виде таблицы:

 
№ урока Дата проведения Тема урока Основные понятия Основные умения Межпредметные связи Средства обучения Тип урока  
                 
                 
                 

Разрабатывая конкретное занятие, учитель должен помнить, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. В практике подготовки урока учитель, прежде всего, определяет его цели, тип урока, отбирает необходимое оборудование, учебные пособия, намечает объем и содержание учебного материала, логику его раскрытия. Учитель стремится отобрать к уроку наиболее убедительные факты, яркие документы, отрывки из художественной и мемуарной литературы и т.д. Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития умений учащихся. Подготовка учителя к уроку завершается составлением плана урока, в котором записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы урока с указанием их основного содержания и характера деятельности учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия корточек. При изучении нового материала планируется логика его раскрытия и деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации. В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока или его части, обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т.д. Определяя домашнее задание, учитель должен разъяснить его, дать инструкцию к его выполнению.

Наши рекомендации