Типология и структура урока. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. Нестандартные уроки

Структура учебного занятия – логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.

Структура учебного занятия:

  • организационный этап
  • этап проверки домашнего задания
  • подготовки учащихся к восприятию нового материала
  • изучения новых знаний и способов деятельности
  • первичной проверки понимания изученного
  • закрепления изученного
  • применения изученного
  • обобщения и систематизации
  • контроля и самоконтроля
  • коррекции
  • информации о домашнем задании
  • подведения итогов занятия

Типология урока:

  • урок ознакомления с новым материалом
  • урок закрепления изученного
  • урок применения знаний и умений
  • урок обобщения и систематизации знаний
  • урок проверки и коррекции знаний и умений
  • комбинированный урок

Типология урока по основному способу его проведения:

  • в форме беседы
  • лекции
  • экскурсии
  • киноуроки
  • самостоятельная работа учащихся
  • лабораторные и практические работы
  • сочетание различных форм занятий

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Виды нестандартных уроков:

1) уроки в форме соревнований и игр

2) уроки, основанные на формах и методах работы,известных в общественной практике (исследование, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия)

3) уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, откровения)

4) уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, диалог)

5) уроки-фантазии (урок сказка, урок-сюрприз)

6) уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, бюро, ученый совет)

Организация учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.

Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:

  • воспитывает в учащихся чувство коллективизма
  • позволяет обучаемым рассуждать
  • формирует устойчивые познавательные интересы
  • учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса
  • ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей

Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий:

1) индивидуальная (деятельность ученика осуществляется без контакта с другими школьниками)

2) индивидуализированная (учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий)

Главными признаками групповой формы организации учебной работы учащихся являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач
  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы

Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при

  • проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов
  • подготовке тематических учебных конференций, диспутов и докладов

Недостатки данной формы организации учебной деятельности:

  • трудности комплектования групп и организации работы в них
  • учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения

Вспомогательные формы обучения: кружки, практикумы, семинары, конференции и факультативные занятия.

Вспомогательные формы организации учебной работы ‒ это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

Виды вспомогательных форм организации учебной работы:

Кружки

Кружок ‒ общество или тематический клуб по интересам.

Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию предметных связей между общеобразовательными и специальными дисциплинами.

Практикумы

Практикум ‒ это вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики, а материал его часто служит иллюстрацией к лекции.

В основе практикума лежит упражнение, в рамках которого решаются познавательные задачи и большое внимание уделяется обучению специальным приемам и способам профессиональной деятельности.

Семинары

Семинар ‒ это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога.

Значение проведения семинаров заключается в предоставлении возможностей учащимся раскрыть свой творческий потенциал, развить свои аналитико-синтетические способности, культуру речи и сформировать общее научно-критическое мировоззрение.

Конференции

Конференция ‒ организационная форма обучения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы.

Это особая конструкция обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний, с большими воспитательными возможностями сразу с несколькими учебными группами.

Наши рекомендации