Урок – основная дидактическая единица процесса обучения. Структура урока в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Характеристика структурных элементов урока

Урок – это основная форма организации учебной деятельности в современной школе, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой. Каждый урок должен отличаться целостностью и завершенностью, решать конкретную образовательную задачу, соответствовать основным дидактическим принципам обучения.

Урок – сложная дидактическая система, состоящая из:

- содержания, проявляющегося через различные источники – слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, средства наглядности и тд.

- различных звеньев обучения – формирования новых знаний, закрепления, проверки усвоенного, повторения

- использования новых знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике

- различных методов и приемов обучения

- коррекционной направленности урока.

На каждом уроке решаются три задачи (дидактическая триада) – обучающая, воспитательная и коррекционная.

Требования к уроку:

- определение места данного урока в системе уроков по данной теме или разделу, связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего

- достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью

- доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учеников

- создание условий для активизации познавательной деятельности

- учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход

- научная организация педагогического процесса – оптимальная организация труда учащихся, выбор форм и методов, адекватных поставленным задачам

- оборудование урока, соответствующее его дидактической цели, рациональное использование средств наглядности и ТСО

- соответствие общей структуры и внутренней логики урока образовательной, воспитательной и коррекционной задачам, правильная взаимосвязь и соответствие его частей.

Особое значение в школе, реализующей АООП, на каждом уроке имеет его коррекционная направленность – коррекция мышления, памяти и речи, коррекция физических, двигательных недостатков, развитие пространственного восприятия, фонем. слуха. Любой урок содействует формированию положительных качеств личности.

На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся. Всякий урок требует от учителя контроля за учебной деятельностью учащихся. Анализ процесса обучения помогает учителю корректировать урок для развития положительных и снижения отрицательных моментов урока.

Типы уроков:

- вводный урок

- урок формирования (сообщения) новых знаний

- обобщающий (повторительно-обобщающий) урок

- контрольный урок

- урок формирования и закрепления умений и навыков

- комбинированный урок.

Структура урока – соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

1. Организация начала урока – 1-3 минуты – особое внимание, так как от его результатов зависит эффективность последующих частей урока – необходимо снять возбудимость, переключить внимание на данный урок. Как учитель вошел в класс. Его уверенность тон все имеет значение, учитель проверяет готовность к уроку, наличие всех предметов, учебников, тетрадей, порядок расположении их на парте, нет ли посторонних предметов, при необходимости помочь привести в порядок рабочее место.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний). Смысл как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. Обращает внимание на основные правила, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие возникли трудности, какие типичные были ошибки. Если не было задания – то учащиеся по специально заготовленным вопросам воспроизводят те знания, которые будут использоваться в процессе объяснения. От этого этапа зависит познавательная активность и интерес учеников к новому материалу.

3. Постановка цели и задач – активизация внимания, формирование первоначального интереса к изучаемому предмету.

4. Объяснение – научное изложение содержания учебного материала – важнейшая часть в структуре урока.

Доступная для УО логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения – основа для понимания и усвоения нового материала.

Объяснения в школе, реализующей АООП, могут включаться и в другие части урока (закрепление), когда материал не понят некоторыми учащимися и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

5. Закрепление – этому этапу уделяется особое внимание. Проходит в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий после объяснения нового материала.

Необходимо предлагать дифференцированные и разнообразные формы закрепления изученного в зависимости от инд.возможностей и особенностей учащихся. Может быть устное повторение учителем выводов, запись в тетради основных положений, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее написанные на доске вопросы, работа с дидактическим материалом и тд.

6. Повторение – это систематизация, сообщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Учащимся с УО трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала (из-за особенностей познавательной деятельности – слабости процессов анализа и обобщения). Они запоминают часто несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие, поэтому учитель заранее намечает план повторения, необходимо разнообразить формы процесса повторения – использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и тд.

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся.1-3 мин учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работу учащихся. При оценке учитывать требования АООП и психофизические особенности учащихся. Оценка для них имеет большое воспитывающее и активизирующее значение.

Надо помочь УО правильно оценить результаты своей деятельности.

Текущая оценка ЗУНов учащихся – позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях и принять меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.

Итоговая оценка ЗУНов выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими классных и домашних работ и других учебных заданий, и на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Текущие контрольные работы – цель – проверка изучаемого материала, составляет учитель.

Итоговые контрольные работы – цель – установить на основе объективных данных уровень овладения необходимыми ЗУНами, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении. Проводятся после изучения отдельных тем программы, и в конце четверти, полугодия, года, составляются директором или завучем по согласованию с учителем. В день – одна письменная контрольная работа, в течении недели – не более двух. Не проводят в первый день четверти, первый день после каникул, в первый и последний день учебной недели. В первом классе итоговые (четвертные и годовые) контр. работы не проводятся, но со второго полугодия можно проводить отдельные проверочные письменные работы с целью проверки определенных программой ЗУНов.

Дифференцированно подходить при оценки ЗУНов, учитывать инд. особенности интеллектуального развития, состояния их эмоционально-волевой сферы – предлагать легкий вариант задания при низком уровне интелл. развития. Не снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность при глубоких нарушениях моторики.

Для стимуляции учебной деятельности некоторые работы можно оценивать более высоким баллом.

8. Домашнее учебное задание. При сообщении задания необходимо разъяснять основные положения и способы его выполнения, т.е. помочь учащимся организовать свой домашний учебный труд.

Проверить, что каждый записал дом. задание, что каждый знает как его выполнять, умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия для самостоятельной работы. После сообщения задания, необходимо спросить нескольких учеников о том, как они его поняли.

Давать дом задание не в последние минуты урока, можно менять местами 7 и 8 этапы урока, чтобы учащиеся не думали о звонке, а внимательно воспринимали задание, записали и поняли его

В зависимости от типа урока соотношение частей урока меняется, некоторые части занимают главное место на уроке, другие – подчиненное, вспомогательное или вовсе отсутствуют.

Наши рекомендации