Особенность урока ИЯ. Типология урока. Структура урока

Урок ИЯ - законченный отрезок учебной работы, на протяжении кот. осуществляется достижение определенной практической, общеобразовательной и воспитательной целей путем выполнения заранее спланированных упражнений индивидуального и индивидуально-группового характера на основе используемых учителем средств и приемов обучения. Урок обладает всеми свойствами общего процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной, сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика.

Структура урока в значительной мере обусловлена следующими основными факторами; 1) спецификой вида речевой деятельности, на овладение которой направлены действия учащихся и учителя; 2) трудностями, возникающими в процессе овладения речевой деятельностью; 3) целями, задачами и содержанием данного урока в системе занятий.

Методическое содержание урока ИЯ – сов. научных положений, определяющих его особенности, стр-ру, логику, виды и приемы работы (Е.И.Пассов)

Основные положения, которые определяют особенности урока:

Индивидуализация заключается в учете и использовании резервов личности обучаемых, т. е. их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.

2) речевая направленность урока – урок должен иметь речевую ценность и подготавливать уч-ся к общению.

3) ситуативность - речь не бывает вне ситуации, иначе это не речь или речь только по форме, но не по сути.. На уроке бывают различные ситуации общения, но их можно условно подразделить на три основные группы: реальные, проблемные и условные.

Функциональность всех ВРД

5) новизна - непредсказуемость и неожиданные повороты в уроке, которые он может обеспечить. Способы создания: новая ситуация, речевая задача, собеседник, формы общения.

Каждый урок ИЯ должен отвечать общедидактическим требованиям, т. е. строиться с учетом единства обучения и развития, быть научным по характеру содержания учебного материала и по способам его усвоения, основываться на экспериментальных данных возрастной психологии. Еще большей спецификой обладают такие требования, как учет особенностей языкового материала, правильный выбор источников информации и приемов обучения для каждого этапа урока, осуществление межпредметных связей.

Основные черты урока ИЯ(по Солововой):

· Характер цели урока. Урок иностранного языка в идеале должен решать целый комплекс целей одновременно. Именно цель урока определяет и характер домашнего задания,поскольку хорошо сформулированная цель урока — это и есть планируемый результат, а на дом можно задать лишь то, чему научили на уроке. Формулировка цели должна быть четкой и понятной, а главное — конкретной.

· Адекватность и последовательность упр-й цели урока. Каждое предыдущее упражнение -опора для выполнения последующего, планировать урок от простого к более сложному.

· Атмосфера общения. доверительные отношения.

· Воспитательный и образовательный потенциал. Работая с текстами, старайтесь использовать не только уровень содержания, но и смысла.

· Комплексность урока. На уроке ИЯ можно одновременно формировать и совершенствовать практически все языковые и речевые навыки.

· Урок контроля без контроля

· Преобладание одного ведущего вида деятельности

· Речь как средство и цель общения

Общепринятым в методике является деление уроков ИЯ на два основных типа. I тип — уроки, на которых деятельность учащихся направлена преимущественно на развитие умений и навыков пользования языковым материалом. На таких уроках имеют место а) ознакомление с новым материалом и способами выполнения действий с ним; б) речевая практика на основе нового материала.

II тип —практика учащихся в речевой деятельности. Развиваться либо один вид речевой деятельности (чаще всего устная речь), либо взаимосвязанно несколько видов речевой деятельности. В практике преподавания структура первого и второго типов урока может варьироваться, образуя различные виды уроков в зависимости от характера речевой деятельности, от учебного материала и от средств обучения.

Структура: 1.приветствие и короткая беседа с уч-ся на англ языке, чтобы ввести их в атмосферу языка 2.реч зарядка - может отражаться тематический материал, над к-ым велась работа (ice-breaking) 3.фонетическая зарядка – позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фонет трудностях путем отработки звуков изолированно и в словах, словосоч, предл-х, а также в рифмовках. 4.проверка д.з. 5.объяснение нов. материала (представление или закрепление) 6.д.з., связанное с новым материалом. Дать образец выполнения. 7.закрепление нового материала, контроль усвоенного 8.подведение итогов

Повышение эффективности урока иностранного языка. Содержание, организация и проведение урока иностр. языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспит процесса. Для повышения действенности урока ИЯ: 1.обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка для рациональной самостоятельной работы 2.Обеспечение высокой мотивации 3.Тщательная подготовка к уроку иностранного языка 4. Использ-е различных организационных форм работы: групповые, парные, индивидуальные.

Типы взаимодействия учитель-ученик. Взаим-е – это совместная согласованная деятельность всех субъектов учебного процесса и складывающееся м/у ними взаимопонимание. 1.общение на основе увлеченности совместной творч деятел 2.общение на основе дружеского расположения 3.общение-дистанция 4.общение-устрашение 5.общение-заигрывание.

Речевая направленность урока Большая часть урока должна иметь речевую направленность. Речевая направленность невозможна без ситуативности и функциональности. Речь без ситуации невозможна. Ситуации: 1) реальные 2)проблемные 3) условные. Реальная ситуация – ограничена ролями ученика и учителя, а значит, не столь многочисленны. В осн касаются: опозданий, просьб, д/з и т.д. Проблемная ситуация – возник тогда, когда есть несколько различн точек зрения. Пробл сит очень важна, потому что заставл моделировать, применять знания. Условная ситуация: Моделирование реальных ситуаций общения. Нужно: представить ситуац, определить место и время, опред партнеров по общ и их характ, опред цель общения, сделать так, чтобы партнеры не знали точно, что вкл в себ роль друг. Условную сит создают с пом речевой установки: В ней обязат опред все вышеознач парам. Каждому дать свою реч уст.

Лексич.упражнения

Введение названий предметов с транскрипцией (слова)

Наши рекомендации