Бюджетные государственные учреждения и организации

Рынок государственных учреждений и организаций пред­ставлен школами, больницами, лечебными и исправитель­ными учреждениями, которые осуществляют закупки това­ров за счет средств государственного и местных бюджетов для обеспечения выполнения своих функций. Закупки осуществляются двумя основными способами:

• договорные отношения строятся на основе госзаказа;

• тендерные торги.

Система государственных закупок (госзаказ)осуществ­ляется на основе государственных контрактов между госу­дарственным заказчиком и поставщиком. В таких контрак­тах подробно регламентированы все правовые, экономичес­кие и организационные отношения государственных заказ­чиков и поставщиков товаров для государственных нужд. Поставщики выбираются на конкурсной основе. Закупки осуществляются, как правило, по фиксированным ценам. В качестве стимулирующих мер поставщикам предоставляют­ся льготные кредиты, льготное налогообложение, целевые дотации, субсидии и т.д.

Тендерыпредставляют собой специально организованные мероприятия, предусматривающие выбор на конкурсной основе наиболее выгодного условия размещения заказов на закупку товаров. Закупки на тендерной основе позволяют обеспечить повышение эффективности использования средств республиканского бюджета, государственных целе­вых бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, средств организаций, рес­публиканской и коммунальной собственности.

Таким образом, можно выделить следующие отличитель­ные особенности рынка государственных учреждений:

• повышенное внимание и контроль над этой сферой дея­тельности со стороны общественности и государственных контролируемых органов;

•документальное оформление процесса закупкиподроб­но регламентировано, что требует грамотного ведения большого количества первичных, учетных и расчетных доку­ментов;

• закупки осуществляются за счет средств бюджета, что определяет победу тому поставщику, который публично предложит наименьшую цену;

• при размещении госзаказа или проведении торгов пред­почтение отдается,как правило, отечественным поставщи­кам с целью поддержания национальных товаропроизводи­телей.

Решающую роль при закупках товаров для государствен­ных нужд играет цена товара. Поэтому поставщики стремят­ся совершенствовать технологии производства для сниже­ния себестоимости своих товаров. Если характеристики то­вара и его цена зафиксированы и мало подвержены измене­ниям, тогда его отличие от товара конкурентов перестает быть маркетинговым фактором. К тому же при открытых торгах и реклама, и распродажи не приведут к победе, поэто­му они в данном случае малоэффективны.

Тема XI. Защита прав потребителей

1. Суверенитет покупателя и экономическая этика.

2. Консьюмеризм и его эволюция.

3. Права потребителей, признанные на международном уровне.

4. Основные формы общественной защиты прав потребителей.

5. Государственная (административная) защита прав потребителей.

I. Суверенитет покупателя и экономическая этика

При приня­тии маркетинговых решений постоянно приходится делать выбор между интересами организации и удовлетворением нужд и желаний потребителей не в ущерб общественно­му благосостоянию.

Благосостояние общества является преимущественно ре­зультатом совпадения интересов покупателей и продавцов, которое проявляется в добровольном и конкурентном обме­не.

Суверенитет покупателяопирается на теорию индивидуального выбора (индивид сам выбирает себе вознагражде­ние) и означает, что покупатель независим в принятии реше­ния о покупке. Его права на то, что покупать, у кого, где и когда неотъемлемы и должны охраняться государством, ко­торое законодательно определяет ответственность произво­дителя за причиненный ущерб и специальные требования от­носительно состава, использования и утилизации продукта.

В области экономической этики существует несколько концепций взаимоотношения личности и общества:

• утилитаризм;

• справедливость и честность;

• личные права.

Концепция утилитаризмапризнает основной целью не интересы отдельной личности, а достижение наилучших ре­зультатов для большинства людей, общества.

Справедливость и честностьв обществе предполагают справедливое распределение результатов деятельности. Пра­вила справедливого распределения устанавливаются обычно при разработке норм и методов возмещения убытков.

Любой человек имеет определенные права, основные из которых закрепляются в конституции. Однако мораль и этика индивида должны основываться на принципе, что права других ущемляться не должны.

Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru Формы защиты прав потребителей

Бюджетные государственные учреждения и организации - student2.ru
II. Консьюмеризм и его эволюция

Консьюмеризм обычно представляют как организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния потребителей на продавцов.

Корни консьюмеризма уходят в глубокую древность. Многие библейские притчи повествуют о нечестных и безот­ветственных дельцах и этичности их поступков, в Древнем Вавилоне – законы царя Хамурапи, общий принцип партнерства.

Как обще­ственное движение в защиту прав потребителей консьюмеризм берет свое начало в США с последующим распространением на другие страны.

Эволюция консьюмеризма

1-я волна (начало 20-го века) –

дела Синклера, Макферсона и другие.

2-я волна (середина 30-х гг. 20-го века) –

лекарственные дела.

3-я волна (60-е гг. – наше время) –

политические методы.

Возрождение консьюмеризма в его нынешнем понимании связывают с речью президента США Дж. Кеннеди в 1962 г., в которой он выдвинул идею закона о правах потребителей. 15 марта 1962 г. он представил Конгрессу послание «Специ­альное сообщение по защите интересов потребителя», в кото­ром были провозглашены фундаментальные права потреби­телей: право на безопасность, право быть информирован­ным, право выбирать и право быть услышанным. На их реа­лизацию и защиту ориентированы правительства большин­ства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно начиная с 15 марта 1983 г. отмечается Всемирный день за­щиты прав потребителей.

Важнейшее положение консьюмеризма – в процессе эко­номической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены. Потреби­тели имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное понимание при определении государственной политики.

Сегодня консьюмеризм распространился на большинство развитых стран в форме различных союзов, деятельность ко­торых порой играет существенную роль в политике прави­тельств. Он представлен тремя основными субъектами:

1) союзы и конфедерации потребителей;

2) государство, действующее посредством законов и ме­ханизмов регулирования;

3) бизнес, действующий через конкуренцию и саморегу­лирование в интересах потребителей.

Для защиты прав потребителей применяются следующие способы:

• предупреждение (кодексы поведения, требования по предъявлению информации, подтверждение рекламных за­явлений);

• возмещение ущерба (денежное возмещение, суд или ар­битраж, корректировка судебных исков);

• наказание (изъятие полученной прибыли, штраф, воз­буждение судебных исков).

III.Права потребителей, признанные на международном уровне

В настоящее время движение потребителей в защиту сво­их прав приобрело широкое распространение. Издается мно­го журналов по данной проблеме, проводятся консультации потребителей и независимые экспертизы товаров. Активное развитие получает работа по воспитанию потребителей, куль­туре потребления. Большинство государств приняло специ­альные законы о защите прав потребителей. В 1973 г. стра­ны - члены Евросоюза на 25-й сессии приняли Хартию за­щиты потребителей.

Обобщив устоявшуюся мировую практику в области за­щиты прав потребителей, генеральная ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интере­сов потребителей» в следующих целях:

• содействие странам в борьбе с вредной деловой практи­кой предпринимательства на национальном и международ­ном уровнях, которая отрицательно сказывается на потреби­телях;

• поощрение создания рыночных условий, предоставляю­щих потребителям большой выбор товаров и услуг при более низких ценах;

• поощрение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей.

В настоящее время на международном уровне признаны семь основ­ных прав потребителей:

1. Право на безопасность товаров.

2. Право на информированность о наиболее важных свой­ствах товаров, способах продажи, гарантиях, помогающее потребителям сделать правильный выбор.

3. Право выбора в условиях разнообразия предложения по конкурентным ценам.

4. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.

5. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием.

6. Право на получение потребительского просвещения.

7. Право на здоровую окружающую среду, не представля­ющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и гря­дущего поколений.

IV. Основные формы общественной защиты прав потребителей

Общественное движение потребителей в защиту своих прав является наиболее демократичным и массовым гражданским институтом в рамках консьюмеризма. Организованное движение потребителей в защиту своих прав и интересов возникло более ста лет назад. В результате этого движения в 1936 году в США появилась Национальная ассоциация потребителей. Принятие в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН “Всеобщей декларации прав человека” стимулировало создание национальных ассоциаций потребителей и в других странах: в 1951 году – во Франции и в ФРГ, в 1957 – в Великобритании, в 1960 – в Канаде.

В нашей стране и в России гарантами прав потребителей являются Гражданский кодекс и Закон «О защите прав по­требителей». Созданы также общества по защите прав потре­бителей.

В Беларуси движению по защите прав потребителей 20 лет. В состав Белорусского общества защиты потребителей входит 60 общественных организаций.

Наши рекомендации