Бюджетные учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную коммерческую деятельность, являются плательщиками экологического налога только от этой деятельности

Объекты налогообложения. Налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов (все виды ископаемых и вода из поверхностных и подземных источников), а также выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Ставки налога.

Правительством Республики ежегодно утверждаются ставки экологического налога, лимиты добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, а также экологический налог за пользование природными ресурсами.

Налог за использование природных ресурсов полностью зачисляется в доходы местных бюджетов, за исключением налога на добычу нефти, солей калийной и каменной, 50 % которого подлежит зачислению в доход рес­публиканского бюджета.

Налог на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Плата за землю

Цель платы за землю– обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территорий.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога и арендной платы.

Объектом налогообложения являются земли:

– сельскохозяйственного назначения;

– населенных пунктов (городов, поселков, деревень и т. д.);

– промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

– водного фонда.

Налог на земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные до 1.01.2001 г., взимается в 2-кратном размере, а на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, а также превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные с 1.01.2001 г., – в 10-кратном.

Льготы по взиманию платы за землю. Плата не взимается за земли сельскохозяйственного назначения, за земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства. От платы за землю освобождаются: заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы и др.

Районные, городские (поселковые), сельские администрации могут освобождать от уплаты земельного налога опытные хозяйства, экспериментальные базы научно-исследовательских учреждений, государственные сортоиспытательные участки и станции и др.

Земельным налогом также не облагаются земли запаса, кладбища, дороги, улицы, скверы, парки и пр.

Контроль над соблюдением порядка исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю осуществляется местными Советами депутатов.

Неналоговые платежи на специальное пользование
природными ресурсами.

Плата за лесные пользования осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РБ от 14.07.2000 г. (в ред. от 24.12.2007 г.) и взимается:

- за пользование участками лесного фонда, переданными в аренду или концессию для осуществления лесных пользований;

- за аренду участков лесного фонда, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства;

- за добычу древесины на корню или живицы;

- за пользование участками лесного фонда в культурно-оздорови­тельных, туристических или спортивных целях и. др.

Исключение составляют случаи общего лесопользования, пользования участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях. Размер платы определяется по таксам, которые устанавливаются в соответствии с законодательством.

Платежи в области охраны и использования животного мира в соответствии с Законом РБ «О животном мире» от 10.06. 2007 г. взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), а также платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий и иных платежей.

Платежи в области обращения с объектами растительного мира (в соответствии с Законом РБ «О растительном мире» (в ред. от 13.06.2007г.)) включают платежи за:

- специальное пользование объектами растительного мира;

- удаление объектов растительного мира;

- ввоз или вывоз дикорастущих растений или их частей;

- выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира.

Реализация принятых законов в Республике Беларусь имеет определенные результаты. Поступление средств из платежей за загрязнение окружающей среды активизировало природоохранную деятельность. За счет этих средств осуществлены мероприятия по строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, реконструкции очистных сооружений, восстановлению режима рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Наши рекомендации