Учебная программа дисциплины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (УМКД)

По дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ

Для всех специальностей

ПМ

Алматы, 2016

Разработчик:

Доцент КазЭУ им. Т. Рыскулова ­____________________ Кощигулова К.И.

Зав. кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»

д.филос.н., профессор _________________ Турысжанова Р.К.

Содержание

     
       
1. Типовая учебная программа дисциплины………………………………………... 2. Рабочая/модульная учебная программа дисциплины………………………………    
3.   4.. Силлабус (Syllabus) (учебная программа дисциплины)……………………………..   Материалы по контролю и оценке результатов обучения (тесты, проектное задание, темы эссе, конкретные задачи и ситуации и т.д.) ……………………………………………………………………..    
     

учебная программа дисциплины - student2.ru

учебная программа дисциплины - student2.ru

учебная программа дисциплины - student2.ru

Университет «НАРХОЗ»

Факультет «Базовой подготовки»

Кафедра «Общеобразовательных дисциплин»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ

Для всех специальностей

ПМ

  НПМ
Курс
Семестр
Всего кредитов
Всего часов, из них:
– лекции
– практические (семинарские) занятия
– лабораторные занятия -
– СРОП -
– СРО

Алматы, 2016

Код и полное наименование дисциплины Психология
Форма обучения (очная, вечерняя, дистанционная) Очная
Кафедра, предлагающая дисциплину Общеобразовательные дисциплины
Данные о преподавателе: (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, контактные данные) Доцент КазЭУ им. Т. Рыскулова Кощигулова К.И. р.т.: 377-11-51
Количество кредитов
Пререквизиты дисциплины (1 дисциплина по УП) Философия
Постреквизиты дисциплины (по УП) Все дисциплины гуманитарного цикла
Цель, задачи дисциплины, ожидаемые результаты Цель изучения дисциплины состоит в обучении магистрантов основам психологии высшей школы, расширение их профессиональных возможностей в плане применения психологических знаний в сфере педагогической деятельности. Задачами преподавания дисциплины являются: 1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе; 2. Дать магистрантам целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных приложениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»; 3. Рассмотреть основные тенденции развития высшей школы на современном этапе; 4. Развить психолого-педагогическое мышление у магистрантов. В результате обучения в рамках курса «Психология» магистранты должны освоить следующие основные компетенции: - знать о свойствах психических и познавательных процессов, включенных в познавательную и образовательную деятельность; - знать о социально-психологической природе профессиональной деятельности; - уметь применять адекватные психодиагностические методы исследования личности в процессе деятельности; - иметь навыки управления процессом коммуникации в сфере профессиональной деятельности; -иметь навыки профессиональной рефлексии.  

Календарно-тематический план дисциплины

№ п/п   Название темы* Очная форма
Всего Лекции Прак. зан. Лаб. зан. СРМП СРМ
Модуль I
Психология как наука 6 - -
Психология познавательной деятельности в процессе обучения 6 - -
Психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения в современных условиях 6 - -
Психология педагогического общения 6 - -
Управление процессом общения в конфликтных ситуациях 6 - -
Модуль II
Методы исследования психологии профессий. 6 - -
Психология деятельности 6 - -
Психология познавательных процессов 6 - -
Основные проблемы психологии трудовой деятельности 6 - -
Эргономика и психология 6 - -
Модуль III
Психология личности 6 - -
Психология межличностных отношений 6 - -
Основы психологии управления 6 - -
Отрасли прикладной психологии 6 - -
Методологические основы психологического консультирования 6 - -
  Итого: 90 - -
                 

Лекционный курс

МОДУЛЬ I .
Тема 1 Психология как наука.
Вид лекции Информационно-визуальная лекция
План лекции 1. Понятие психики 2. Методы психологии 3. Краткий экскурс в историю психологии 4. Отрасли психологии 5. Задачи психологии 6. Место психологии в системе наук
Ключевые слова Психика, отражение, интроспекция, гештальтпсихология, бихеоверизм, гуманистическая психология, прикладная психология.
Вопросы по теме 1. Определение психологии как науки: объект изучения, предмет изучения, цели. 2. Система явлений, изучаемых общей психологий. 3. Какое место психологии занимает в системе наук? 4. Какие отрасли психологии вы знаете? 5. Какие задачи психологической практики (список задач, решаемых в рамках каждой из этих дисциплин) вы знаете?  
Литература 1). [1, §1-2,с.11-15]; 2). [1,Гл.1., с.7-16]. 3). Д. [1, Р.1., с.5-12];
Тема 2 Психология познавательной деятельности в процессе обучения.
Вид лекции Проблемно-визуальная лекция
План лекции 1. Стратегии обучения и развития. 2. Основные этапы познавательного процесса. 3. Процесс развития личности в ситуациях обучения и воспитания.  
Ключевые слова Традиционные стратегии обучения, инновационные стратегии обучения, познавательные процессы.
Вопросы по теме 1.Стратегии обучения и развития. 2.Основные этапы познавательного процесса. 3.Процесс развития личности в ситуациях обучения и воспитания.  
Литература 1). [1,Гл.1., §1-17., с.22-76]; 2). [1,Гл.4., с.233-246]; 3).Д [1, Р.2., с.17-26];
Тема 3 Психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения в современных условиях.
Вид лекции Информационно-визуальная лекция
План лекции 1. Классификация методов обучения. 2. Развивающий потенциал программированного обученияБ.Ф.Скинера. 3.Психологические особенности проблемного обучения. 4. Метод наводящих задачА.Н.Леонтьева.
Ключевые слова Активные методы обучения, программированное обучение Б.Ф.Скинера, проблемное обучение.
Вопросы по теме 1.Какие классификации методов обучения существуют? 2.Каковы недостатки традиционного обучения? 3.Каковы недостатки и достоинства программированного обучения? 4.Какие условия необходимы для реализации проблемного обучения? 5.Что такое деловые игры?  
Литература 1). [1, Гл.2., §1-8., с.80-98]; 2). [1, Гл.4.3., с.246-255]; 3). Д[1, Р.2., с.35-40];
Тема 4 Психология педагогического общения.
Вид лекции Проблемная лекция
План лекции 1.Психологические качества и умения педагога. 2. Воспитание и его закономерности. 3. Методы воспитательного воздействия.
Ключевые слова Стили педагогического общения, условия оптимизации педагогического общения, модели поведения педагога.
Вопросы по теме 1. Охарактеризуйте известные вам концепции воспитания 2. Возможно ли воспитание без самовоспитания? 3. Каковы психологические основы оптимального педагогического общения?
Литература 1). [1, Гл.3., §1-5., с.101-106]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3).Д. [1, Р.2., с.40-44];
Тема 5 Управление процессом общения в конфликтных ситуациях.
Вид лекции Проблемно-визуальная лекция
План лекции 1. Стратегии общения в конфликтной ситуации 2.Способы разрешения конфликтов. 3. Возможные исходы конфликта. 4. Качества и особенности конфликтной личности.
Ключевые слова Конфликт, причины конфликта, этапы развития конфликта, стратегии поведения участников конфликта.
Вопросы по теме 1. Какова сущность конфликта, его причины и формы? 2. Каковы деструктивные и конструктивные последствия конфликта? 3. Какова структура и динамика развития конфликта? 4. Какую роль играет руководитель в успешном регулировании конфликтных ситуаций?
Литература 1). [1, Гл.4., §1-9., с.108-123]; 3). Д.[1, Р.2., с.45-49].
МОДУЛЬ ІІ.
Тема 6 Методы исследования психологии профессий.
Вид лекции Информационно-визуальная лекция
План лекции 1.Профессиограмма и психограмма работника в сфере будущей профессиональной деятельности 2. Принципы составления профессиограммы. 3. Психограмма как отражение психологических характеристик деятельности.
Ключевые слова Профессиограмма, психограмма, психологическая характеристика деятельности.
Вопросы по теме 1. В чем сущность профессиограммы ? 2. Как составляются профессиограммы? 3.Психограмма как отражение психологических характеристик деятельности.
Литература 1). [1, Гл.5., §1-4., с.125-131]; 3).Д. [1, Р.2., с.49-52].
Тема 7 Психология деятельности.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1.Активность и деятельность, их основные характеристики. 2.Побудительные компоненты деятельности. 3.Основные закономерности формирования навыков. 4.Психологическая характеристика видов деятельности.
Ключевые слова Активность, деятельность, умения, навыки, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи.
Вопросы по теме 1. Какие подходы к изучению деятельности существуют? 2. Какие виды деятельности можно выделить? 3. Какова роль каждого из видов деятельности в психическом развитии?
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
Тема 8 Психология познавательных процессов.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1.Значение познавательных процессов в жизни человека. 2.Развитие познавательных процессов. 3.Индивидуальные особенности познавательных процессов.
Ключевые слова Познавательные процессы, свойства внимания, закономерности памяти, нарушения мышления.
Вопросы по теме 1. Значение познавательных процессов в жизни человека 2. Развитие познавательных процессов 3. Индивидуальные особенности познавательных процессов
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
Тема 9 Основные проблемы психологии трудовой деятельности.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1. Параметры эффективности трудовой деятельности. 2. Условия труда и психологические состояния человека 3. Психологические аспекты стимулирования труда.
Ключевые слова Эффективность трудовой деятельности, психологические состояния человека, суточные биоритмы.
Вопросы по теме 1. Параметры эффективности трудовой деятельности 2. Условия труда и психологические состояния человека 3. Психологические аспекты стимулирования труда
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
Тема 10 Эргономика и психология.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования системы «человек – машина - среда». 2. Влияние условий физической среды на психическое состояние работающих 3. Учет индивидуальных особенностей работника в организации рабочего места.
Ключевые слова Система «человек – машина - среда», психическое состояние работающих, организация рабочего места.
Вопросы по теме 1. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования системы «человек – машина - среда». 2. Влияние условий физической среды на психическое состояние работающих 3. Учет индивидуальных особенностей работника в организации рабочего места
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
МОДУЛЬ ІІІ.
Тема 11 Психология личности.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1.История исследований личности. 2.Современные теории личности. 3.Условия и факторы нормального и аномального развития личности. 1.
Ключевые слова Индивид, индивидуальность, личность, направленность личности, психоаналитический и гуманистический подходы к изучению личности.
Вопросы по теме 1. Теории и подходы к изучению личности. 2. Проблема развития личности. Самосознание личности 3. Направленность личности и классификация потребностей. 4. Общее и индивидуальное в психологии личности  
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
Тема 12 Психология межличностных отношений.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей. 2. Психологическая теория коллектива. 1. 3.Факторы эффективности групповой деятельности.
Ключевые слова Информация, мышление, интеллект, интерактивные методы обучения, компет ентность,
Вопросы по теме 1. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей. 2. Психологическая теория коллектива. 3. Факторы эффективности групповой деятельности.
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
Тема 13 Основы психологии управления.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1. Психологическая характеристика управленческой деятельности. 2. Характерные черты и особенности основных управленческих культур 3. Основные тенденции развития психологии управления на современном этапе.
Ключевые слова Психология управления, типы управленческих культур, психология менеджмента.
Вопросы по теме 1. Психологическая характеристика управленческой деятельности. 2. Характерные черты и особенности основных управленческих культур 3. Основные тенденции развития психологии управления на современном этапе.
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
Тема 14 Отрасли прикладной психологии.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1. Специфика прикладной психологии. 2. Основные проблемы прикладной психологии. 3. Классификация отраслей прикладной психологии.
Ключевые слова Прикладная психология, отрасли психологии, актуальность прикладной психологии.
Вопросы по теме 1. Специфика прикладной психологии 2. Основные проблемы прикладной психологии 3. Классификация отраслей прикладной психологии
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];
Тема 15 Методологические основы психологического консультирования.
Вид лекции Лекция-конференция
План лекции 1.Понятие о психологическом консультировании. 2.Отличия психологического консультирования от психотерапии. 3.Основные виды и цели психологического консультирования. 4. Особенности психодиагностики в профессиональном консультировании.
Ключевые слова Психологическое консультирование, принципы психологического консультирования, условия оптимизации психологического консультирования.
Вопросы по теме 1. Специфика прикладной психологии. 2. Основные проблемы прикладной психологии. 3. Классификация отраслей прикладной психологии.
Литература 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58];

Практические занятия

№№ Тема Вопросы по теме Цель занятия Форма проведения Список литера-туры
1. Психология как наука 1. Предмет и методы психологии. 2. Этапы развития психологии. 3.Отрасли психологии. 4.Задачи и место психологии в системе наук. Раскрыть предмет и методы психологии.   Информа-ционная презентация 1). [1, с.5-31]; 2).[1,Гл.1., с.7-16]. [1, Р.1., с.5-12]; 3). Д. [1, Р.1., с.5-12];
2. Психология познавательной деятельности в процессе обучения 1.Обучение как процесс реализации общественно обусловленных задач образования личности. 2.Стратегии формирования новых знаний и способностей. 3. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики Показать стратегии формирования новых знаний и способностей.   Методика «Дерево решений» 1). [1, с.31-42]; 2). [1, Гл.4., с.233-246]; 3). Д.[1, Р.2., с.17-26];
3. Психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения в современных условиях 1.Недостатки традиционного обучения. 2.Программированное обучение. 3.Проблемное обучение и деловые игры 4.Инновационное обучение. Показать психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения   Обсуждение командная работа 1). [1, Гл.2., §1-8., с.80-98]; 2). [1, Гл.4.3., с.246-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.35-40];
4. Психология педагогического общения 1.Понятие педагогического общения. 2.Стили педагогического общения. 3.Диалог и монолог в педагогическом общении. 4.Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении Показать основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении   Дискуссия 1). [1, с.78-100]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.40-44];
5. Управление процессом общения в конфликтных ситуациях 1.Отличительные признаки, динамические и структурные характеристики конфликта. 2.Типология конфликтов. 3.Основные приемы преодоления конфликта. 4.Правила успешного поведения в конфликте. Раскрыть сущность управления процессом общения в конфликтных ситуациях   Доклады 1). [1, с.101-111]; 3). Д.[1, Р.2., с.45-49];
6. Методы исследования психологии профессий. 1.Понятие профессиограммы и ее типология. 2. Методологические принципы разработки профессиограмм. 3.Психограмма и структура психологической характеристики профессии. Показать методы исследования психологии профессий Доклады. Конферен-ция 1). [1, с.112-127]; 3).Д. [1, Р.2., с.49-52].
7. Психология деятельности. 1.Структура, виды и развитие человеческой деятельности. 2.Умения, навыки и привычки – как компоненты деятельности. 3.Виды речевой деятельности и их особенности. Раскрыть сущность психологии деятельности. Обсуждение командная работа 1). [1 с.123-137]; 3).Д. [1, Р.2., с.52-58];
8. Психология познавательных процессов 1.Виды ощущений и законы восприятия. 2.Развитие внимания и памяти. 3.Функции воображения и особенности творческого мышления. Показать психологию познаватель-ных процессов   Информа-ционная презентация 1). [1, с.5-31]; 2).[1,Гл.1., с.7-16]. [1, Р.1., с.5-12]; 3). Д. [1, Р.1., с.5-12];
9. Основные проблемы психологии трудовой деятельности 1.Изучение и обоснование путей, методов и средств совершенствования трудовой деятельности. 2. Психологические особенности конкретных видов трудовой деятельности. 3. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда. Раскрыть основные проблемы психологии трудовой деятельности Информа-ционная презентация 1). [1, с.31-42]; 2). [1, Гл.4., с.233-246]; 3). Д.[1, Р.2., с.17-26];
10. Эргономика и психология 1.Основные задачи и методы исследований эргономики. 2.Психологические основы системы «Человек – машина - среда». 3.Система «человек — машина», информационная модель, концептуальная модель. 4. Концепции деятельности человека в человеко-машинных системах. Показать психологические основы системы «Человек – машина - среда».   Обсуждение командная работа 1). [1, Гл.2., §1-8., с.80-98]; 2). [1, Гл.4.3., с.246-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.35-40];
11. Психология личности 1.Теории и подходы к изучению личности. 2.Проблема развития личности. Самосознание личности 3.Направленность личности и классификация потребностей. 4.Общее и индивидуальное в психологии личности Раскрыть сущность психологии личности   Дискуссия 1). [1, с.78-100]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.40-44];
Психология межличностных отношений 1.Теории межличностного взаимодействия. 2.Межличностные отношения в группах и коллективах. 3.Личность и группа: проблема лидерства и руководства. 4.Проблемы психодиагностики межличностных отношений. Показать психологию межличност-ных отношений   Доклады 1). [1, с.101-111]; 3). Д.[1, Р.2., с.45-49];
Основы психологии управления 1.Содержание и структура управленческой деятельности. 2. Психологические методы воздействия в системах управления. 3.Управленческая деятельность в экстремальных ситуациях. 4. Психология менеджмента. Раскрыть основы психологии управления Доклады. Конферен-ция 1). [1, с.112-127]; 3).Д. [1, Р.2., с.49-52].
Отрасли прикладной психологии (гостевая лекция) 1.Психологические аспекты гуманитарных наук. 2.Психологические проблемы разных этапов развития и образования. 3.Психология различных видов трудовой деятельности. Показать отрасли прикладной психологии Обсуждение командная работа 1). [1 с.123-137]; 3).Д. [1, Р.2., с.52-58];
15. Методологические основы психологического консультирования (гостевая лекция) 1.Основные принципы профессионального консультирования. 2.Основные направления и типы профессионального консультирования. 3. Психологическое консультирование студентов, преподавателей и специалистов с учетом профиля будущей профессиональной деятельности Раскрыть сущность методологических основ психологического консультирования Информа-ционная презентация 1). [1, с.78-100]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.40-44];

учебная программа дисциплины - student2.ru

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(СИЛЛАБУС)

Наименование дисциплины:

«Психология»

Наши рекомендации