Учебная программа дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (УМКД)
По дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ
Для всех специальностей
ПМ
Алматы, 2016
Разработчик:
Доцент КазЭУ им. Т. Рыскулова ____________________ Кощигулова К.И.
Зав. кафедрой «Общеобразовательных дисциплин»
д.филос.н., профессор _________________ Турысжанова Р.К.
Содержание
1. | Типовая учебная программа дисциплины………………………………………... 2. Рабочая/модульная учебная программа дисциплины……………………………… | |
3. 4.. | Силлабус (Syllabus) (учебная программа дисциплины)…………………………….. Материалы по контролю и оценке результатов обучения (тесты, проектное задание, темы эссе, конкретные задачи и ситуации и т.д.) …………………………………………………………………….. | |
Университет «НАРХОЗ»
Факультет «Базовой подготовки»
Кафедра «Общеобразовательных дисциплин»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ
Для всех специальностей
ПМ
НПМ | |
Курс | |
Семестр | |
Всего кредитов | |
Всего часов, из них: | |
– лекции | |
– практические (семинарские) занятия | |
– лабораторные занятия | - |
– СРОП | - |
– СРО |
Алматы, 2016
Код и полное наименование дисциплины | Психология |
Форма обучения (очная, вечерняя, дистанционная) | Очная |
Кафедра, предлагающая дисциплину | Общеобразовательные дисциплины |
Данные о преподавателе: (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, контактные данные) | Доцент КазЭУ им. Т. Рыскулова Кощигулова К.И. р.т.: 377-11-51 |
Количество кредитов | |
Пререквизиты дисциплины (1 дисциплина по УП) | Философия |
Постреквизиты дисциплины (по УП) | Все дисциплины гуманитарного цикла |
Цель, задачи дисциплины, ожидаемые результаты | Цель изучения дисциплины состоит в обучении магистрантов основам психологии высшей школы, расширение их профессиональных возможностей в плане применения психологических знаний в сфере педагогической деятельности. Задачами преподавания дисциплины являются: 1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе; 2. Дать магистрантам целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных приложениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»; 3. Рассмотреть основные тенденции развития высшей школы на современном этапе; 4. Развить психолого-педагогическое мышление у магистрантов. В результате обучения в рамках курса «Психология» магистранты должны освоить следующие основные компетенции: - знать о свойствах психических и познавательных процессов, включенных в познавательную и образовательную деятельность; - знать о социально-психологической природе профессиональной деятельности; - уметь применять адекватные психодиагностические методы исследования личности в процессе деятельности; - иметь навыки управления процессом коммуникации в сфере профессиональной деятельности; -иметь навыки профессиональной рефлексии. |
Календарно-тематический план дисциплины
№ п/п | Название темы* | Очная форма | ||||||
Всего | Лекции | Прак. зан. | Лаб. зан. | СРМП | СРМ | |||
Модуль I | ||||||||
Психология как наука | 6 | - | - | |||||
Психология познавательной деятельности в процессе обучения | 6 | - | - | |||||
Психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения в современных условиях | 6 | - | - | |||||
Психология педагогического общения | 6 | - | - | |||||
Управление процессом общения в конфликтных ситуациях | 6 | - | - | |||||
Модуль II | ||||||||
Методы исследования психологии профессий. | 6 | - | - | |||||
Психология деятельности | 6 | - | - | |||||
Психология познавательных процессов | 6 | - | - | |||||
Основные проблемы психологии трудовой деятельности | 6 | - | - | |||||
Эргономика и психология | 6 | - | - | |||||
Модуль III | ||||||||
Психология личности | 6 | - | - | |||||
Психология межличностных отношений | 6 | - | - | |||||
Основы психологии управления | 6 | - | - | |||||
Отрасли прикладной психологии | 6 | - | - | |||||
Методологические основы психологического консультирования | 6 | - | - | |||||
Итого: 90 | - | - | ||||||
Лекционный курс
МОДУЛЬ I . | |
Тема 1 | Психология как наука. |
Вид лекции | Информационно-визуальная лекция |
План лекции | 1. Понятие психики 2. Методы психологии 3. Краткий экскурс в историю психологии 4. Отрасли психологии 5. Задачи психологии 6. Место психологии в системе наук |
Ключевые слова | Психика, отражение, интроспекция, гештальтпсихология, бихеоверизм, гуманистическая психология, прикладная психология. |
Вопросы по теме | 1. Определение психологии как науки: объект изучения, предмет изучения, цели. 2. Система явлений, изучаемых общей психологий. 3. Какое место психологии занимает в системе наук? 4. Какие отрасли психологии вы знаете? 5. Какие задачи психологической практики (список задач, решаемых в рамках каждой из этих дисциплин) вы знаете? |
Литература | 1). [1, §1-2,с.11-15]; 2). [1,Гл.1., с.7-16]. 3). Д. [1, Р.1., с.5-12]; |
Тема 2 | Психология познавательной деятельности в процессе обучения. |
Вид лекции | Проблемно-визуальная лекция |
План лекции | 1. Стратегии обучения и развития. 2. Основные этапы познавательного процесса. 3. Процесс развития личности в ситуациях обучения и воспитания. |
Ключевые слова | Традиционные стратегии обучения, инновационные стратегии обучения, познавательные процессы. |
Вопросы по теме | 1.Стратегии обучения и развития. 2.Основные этапы познавательного процесса. 3.Процесс развития личности в ситуациях обучения и воспитания. |
Литература | 1). [1,Гл.1., §1-17., с.22-76]; 2). [1,Гл.4., с.233-246]; 3).Д [1, Р.2., с.17-26]; |
Тема 3 | Психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения в современных условиях. |
Вид лекции | Информационно-визуальная лекция |
План лекции | 1. Классификация методов обучения. 2. Развивающий потенциал программированного обученияБ.Ф.Скинера. 3.Психологические особенности проблемного обучения. 4. Метод наводящих задачА.Н.Леонтьева. |
Ключевые слова | Активные методы обучения, программированное обучение Б.Ф.Скинера, проблемное обучение. |
Вопросы по теме | 1.Какие классификации методов обучения существуют? 2.Каковы недостатки традиционного обучения? 3.Каковы недостатки и достоинства программированного обучения? 4.Какие условия необходимы для реализации проблемного обучения? 5.Что такое деловые игры? |
Литература | 1). [1, Гл.2., §1-8., с.80-98]; 2). [1, Гл.4.3., с.246-255]; 3). Д[1, Р.2., с.35-40]; |
Тема 4 | Психология педагогического общения. |
Вид лекции | Проблемная лекция |
План лекции | 1.Психологические качества и умения педагога. 2. Воспитание и его закономерности. 3. Методы воспитательного воздействия. |
Ключевые слова | Стили педагогического общения, условия оптимизации педагогического общения, модели поведения педагога. |
Вопросы по теме | 1. Охарактеризуйте известные вам концепции воспитания 2. Возможно ли воспитание без самовоспитания? 3. Каковы психологические основы оптимального педагогического общения? |
Литература | 1). [1, Гл.3., §1-5., с.101-106]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3).Д. [1, Р.2., с.40-44]; |
Тема 5 | Управление процессом общения в конфликтных ситуациях. |
Вид лекции | Проблемно-визуальная лекция |
План лекции | 1. Стратегии общения в конфликтной ситуации 2.Способы разрешения конфликтов. 3. Возможные исходы конфликта. 4. Качества и особенности конфликтной личности. |
Ключевые слова | Конфликт, причины конфликта, этапы развития конфликта, стратегии поведения участников конфликта. |
Вопросы по теме | 1. Какова сущность конфликта, его причины и формы? 2. Каковы деструктивные и конструктивные последствия конфликта? 3. Какова структура и динамика развития конфликта? 4. Какую роль играет руководитель в успешном регулировании конфликтных ситуаций? |
Литература | 1). [1, Гл.4., §1-9., с.108-123]; 3). Д.[1, Р.2., с.45-49]. |
МОДУЛЬ ІІ. | |
Тема 6 | Методы исследования психологии профессий. |
Вид лекции | Информационно-визуальная лекция |
План лекции | 1.Профессиограмма и психограмма работника в сфере будущей профессиональной деятельности 2. Принципы составления профессиограммы. 3. Психограмма как отражение психологических характеристик деятельности. |
Ключевые слова | Профессиограмма, психограмма, психологическая характеристика деятельности. |
Вопросы по теме | 1. В чем сущность профессиограммы ? 2. Как составляются профессиограммы? 3.Психограмма как отражение психологических характеристик деятельности. |
Литература | 1). [1, Гл.5., §1-4., с.125-131]; 3).Д. [1, Р.2., с.49-52]. |
Тема 7 | Психология деятельности. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1.Активность и деятельность, их основные характеристики. 2.Побудительные компоненты деятельности. 3.Основные закономерности формирования навыков. 4.Психологическая характеристика видов деятельности. |
Ключевые слова | Активность, деятельность, умения, навыки, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи. |
Вопросы по теме | 1. Какие подходы к изучению деятельности существуют? 2. Какие виды деятельности можно выделить? 3. Какова роль каждого из видов деятельности в психическом развитии? |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Тема 8 | Психология познавательных процессов. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1.Значение познавательных процессов в жизни человека. 2.Развитие познавательных процессов. 3.Индивидуальные особенности познавательных процессов. |
Ключевые слова | Познавательные процессы, свойства внимания, закономерности памяти, нарушения мышления. |
Вопросы по теме | 1. Значение познавательных процессов в жизни человека 2. Развитие познавательных процессов 3. Индивидуальные особенности познавательных процессов |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Тема 9 | Основные проблемы психологии трудовой деятельности. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1. Параметры эффективности трудовой деятельности. 2. Условия труда и психологические состояния человека 3. Психологические аспекты стимулирования труда. |
Ключевые слова | Эффективность трудовой деятельности, психологические состояния человека, суточные биоритмы. |
Вопросы по теме | 1. Параметры эффективности трудовой деятельности 2. Условия труда и психологические состояния человека 3. Психологические аспекты стимулирования труда |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Тема 10 | Эргономика и психология. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования системы «человек – машина - среда». 2. Влияние условий физической среды на психическое состояние работающих 3. Учет индивидуальных особенностей работника в организации рабочего места. |
Ключевые слова | Система «человек – машина - среда», психическое состояние работающих, организация рабочего места. |
Вопросы по теме | 1. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования системы «человек – машина - среда». 2. Влияние условий физической среды на психическое состояние работающих 3. Учет индивидуальных особенностей работника в организации рабочего места |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
МОДУЛЬ ІІІ. | |
Тема 11 | Психология личности. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1.История исследований личности. 2.Современные теории личности. 3.Условия и факторы нормального и аномального развития личности. 1. |
Ключевые слова | Индивид, индивидуальность, личность, направленность личности, психоаналитический и гуманистический подходы к изучению личности. |
Вопросы по теме | 1. Теории и подходы к изучению личности. 2. Проблема развития личности. Самосознание личности 3. Направленность личности и классификация потребностей. 4. Общее и индивидуальное в психологии личности |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Тема 12 | Психология межличностных отношений. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей. 2. Психологическая теория коллектива. 1. 3.Факторы эффективности групповой деятельности. |
Ключевые слова | Информация, мышление, интеллект, интерактивные методы обучения, компет ентность, |
Вопросы по теме | 1. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей. 2. Психологическая теория коллектива. 3. Факторы эффективности групповой деятельности. |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Тема 13 | Основы психологии управления. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1. Психологическая характеристика управленческой деятельности. 2. Характерные черты и особенности основных управленческих культур 3. Основные тенденции развития психологии управления на современном этапе. |
Ключевые слова | Психология управления, типы управленческих культур, психология менеджмента. |
Вопросы по теме | 1. Психологическая характеристика управленческой деятельности. 2. Характерные черты и особенности основных управленческих культур 3. Основные тенденции развития психологии управления на современном этапе. |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Тема 14 | Отрасли прикладной психологии. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1. Специфика прикладной психологии. 2. Основные проблемы прикладной психологии. 3. Классификация отраслей прикладной психологии. |
Ключевые слова | Прикладная психология, отрасли психологии, актуальность прикладной психологии. |
Вопросы по теме | 1. Специфика прикладной психологии 2. Основные проблемы прикладной психологии 3. Классификация отраслей прикладной психологии |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Тема 15 | Методологические основы психологического консультирования. |
Вид лекции | Лекция-конференция |
План лекции | 1.Понятие о психологическом консультировании. 2.Отличия психологического консультирования от психотерапии. 3.Основные виды и цели психологического консультирования. 4. Особенности психодиагностики в профессиональном консультировании. |
Ключевые слова | Психологическое консультирование, принципы психологического консультирования, условия оптимизации психологического консультирования. |
Вопросы по теме | 1. Специфика прикладной психологии. 2. Основные проблемы прикладной психологии. 3. Классификация отраслей прикладной психологии. |
Литература | 1). [1, Гл.6., §1-5., с.134-154]; 3). Д.[1, Р.2., с.52-58]; |
Практические занятия
№№ | Тема | Вопросы по теме | Цель занятия | Форма проведения | Список литера-туры |
1. | Психология как наука | 1. Предмет и методы психологии. 2. Этапы развития психологии. 3.Отрасли психологии. 4.Задачи и место психологии в системе наук. | Раскрыть предмет и методы психологии. | Информа-ционная презентация | 1). [1, с.5-31]; 2).[1,Гл.1., с.7-16]. [1, Р.1., с.5-12]; 3). Д. [1, Р.1., с.5-12]; |
2. | Психология познавательной деятельности в процессе обучения | 1.Обучение как процесс реализации общественно обусловленных задач образования личности. 2.Стратегии формирования новых знаний и способностей. 3. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики | Показать стратегии формирования новых знаний и способностей. | Методика «Дерево решений» | 1). [1, с.31-42]; 2). [1, Гл.4., с.233-246]; 3). Д.[1, Р.2., с.17-26]; |
3. | Психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения в современных условиях | 1.Недостатки традиционного обучения. 2.Программированное обучение. 3.Проблемное обучение и деловые игры 4.Инновационное обучение. | Показать психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения | Обсуждение командная работа | 1). [1, Гл.2., §1-8., с.80-98]; 2). [1, Гл.4.3., с.246-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.35-40]; |
4. | Психология педагогического общения | 1.Понятие педагогического общения. 2.Стили педагогического общения. 3.Диалог и монолог в педагогическом общении. 4.Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении | Показать основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении | Дискуссия | 1). [1, с.78-100]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.40-44]; |
5. | Управление процессом общения в конфликтных ситуациях | 1.Отличительные признаки, динамические и структурные характеристики конфликта. 2.Типология конфликтов. 3.Основные приемы преодоления конфликта. 4.Правила успешного поведения в конфликте. | Раскрыть сущность управления процессом общения в конфликтных ситуациях | Доклады | 1). [1, с.101-111]; 3). Д.[1, Р.2., с.45-49]; |
6. | Методы исследования психологии профессий. | 1.Понятие профессиограммы и ее типология. 2. Методологические принципы разработки профессиограмм. 3.Психограмма и структура психологической характеристики профессии. | Показать методы исследования психологии профессий | Доклады. Конферен-ция | 1). [1, с.112-127]; 3).Д. [1, Р.2., с.49-52]. |
7. | Психология деятельности. | 1.Структура, виды и развитие человеческой деятельности. 2.Умения, навыки и привычки – как компоненты деятельности. 3.Виды речевой деятельности и их особенности. | Раскрыть сущность психологии деятельности. | Обсуждение командная работа | 1). [1 с.123-137]; 3).Д. [1, Р.2., с.52-58]; |
8. | Психология познавательных процессов | 1.Виды ощущений и законы восприятия. 2.Развитие внимания и памяти. 3.Функции воображения и особенности творческого мышления. | Показать психологию познаватель-ных процессов | Информа-ционная презентация | 1). [1, с.5-31]; 2).[1,Гл.1., с.7-16]. [1, Р.1., с.5-12]; 3). Д. [1, Р.1., с.5-12]; |
9. | Основные проблемы психологии трудовой деятельности | 1.Изучение и обоснование путей, методов и средств совершенствования трудовой деятельности. 2. Психологические особенности конкретных видов трудовой деятельности. 3. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда. | Раскрыть основные проблемы психологии трудовой деятельности | Информа-ционная презентация | 1). [1, с.31-42]; 2). [1, Гл.4., с.233-246]; 3). Д.[1, Р.2., с.17-26]; |
10. | Эргономика и психология | 1.Основные задачи и методы исследований эргономики. 2.Психологические основы системы «Человек – машина - среда». 3.Система «человек — машина», информационная модель, концептуальная модель. 4. Концепции деятельности человека в человеко-машинных системах. | Показать психологические основы системы «Человек – машина - среда». | Обсуждение командная работа | 1). [1, Гл.2., §1-8., с.80-98]; 2). [1, Гл.4.3., с.246-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.35-40]; |
11. | Психология личности | 1.Теории и подходы к изучению личности. 2.Проблема развития личности. Самосознание личности 3.Направленность личности и классификация потребностей. 4.Общее и индивидуальное в психологии личности | Раскрыть сущность психологии личности | Дискуссия | 1). [1, с.78-100]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.40-44]; |
Психология межличностных отношений | 1.Теории межличностного взаимодействия. 2.Межличностные отношения в группах и коллективах. 3.Личность и группа: проблема лидерства и руководства. 4.Проблемы психодиагностики межличностных отношений. | Показать психологию межличност-ных отношений | Доклады | 1). [1, с.101-111]; 3). Д.[1, Р.2., с.45-49]; | |
Основы психологии управления | 1.Содержание и структура управленческой деятельности. 2. Психологические методы воздействия в системах управления. 3.Управленческая деятельность в экстремальных ситуациях. 4. Психология менеджмента. | Раскрыть основы психологии управления | Доклады. Конферен-ция | 1). [1, с.112-127]; 3).Д. [1, Р.2., с.49-52]. | |
Отрасли прикладной психологии (гостевая лекция) | 1.Психологические аспекты гуманитарных наук. 2.Психологические проблемы разных этапов развития и образования. 3.Психология различных видов трудовой деятельности. | Показать отрасли прикладной психологии | Обсуждение командная работа | 1). [1 с.123-137]; 3).Д. [1, Р.2., с.52-58]; | |
15. | Методологические основы психологического консультирования (гостевая лекция) | 1.Основные принципы профессионального консультирования. 2.Основные направления и типы профессионального консультирования. 3. Психологическое консультирование студентов, преподавателей и специалистов с учетом профиля будущей профессиональной деятельности | Раскрыть сущность методологических основ психологического консультирования | Информа-ционная презентация | 1). [1, с.78-100]; 2). [1, Гл.4.3., с.250-255]; 3). Д.[1, Р.2., с.40-44]; |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(СИЛЛАБУС)
Наименование дисциплины:
«Психология»