УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. 1. Учебная программа дисциплины (syllabus) для студентов:

Содержание УМКД

стр.

1. Учебная программа дисциплины (syllabus) для студентов:……………………...

Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины................................................................................................................................

Тематический план лекций с методическими рекомендациями по изучению дисциплины.............................................................................

Тематический план семинарских занятий (план семинарских (практических) занятий) с методическими рекомендациями по изучению дисциплины ……………………………

График выполнения и сдачи заданий СРСП с методическими рекомендациями по изучению дисциплины……………………………………………………………………….

График выполнения и сдачи заданий СРС с методическими рекомендациями по изучению дисциплины ……………………………..

Список литературы………………………………………………….…..

Глоссарий..........................................................................................

Общая шкала оценки знаний………………………………………….…

2.Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины………………………...

3.Лекционный комплекс (тезисы лекций)……………………………………………..

4. Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине……………………… ……………………………………………………..

5. Материалы для самостоятельной работы обучающегося: материалы самоконтроля по темам семинарских занятий..........................................................................................

6. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (тестовые задания, перечень вопросов для первого и второго рейтингов, вопросы государственного экзамена)……………………………………………………………...

7.Перечень демонстрационных материалов, технических средств обучения (мультимедийное сопровождение учебных занятий)……………………………………..........................................................................

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

______________________________

«_____» ________________ 2014 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Социология»

для студентов специальностей: 5В030100 – Юриспруденция, 5В030300 – Правоохранительная деятельность, 5В030200 – Международное право, 5В020700 – Переводческое дело

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

Кафедра социально-психологических дисциплин

Астана, 2014 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальностям доктором социологических наук, профессором Буракановой Галией Масыгутовной и доктором педагогических наук (РК), доктором социологических наук (РФ), профессором Тесленко Александром Николаевичем

Обсужден на заседании кафедры социально-психологических дисциплин

Протокол № ____ от «_____»_________________________ _______ г.

Зав. кафедрой СПД _________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

«_____» _________________________ ________г.

Утвержден на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и

социальных наук

Протокол № _____ от «_____»______________________ __________ г.

Председатель

________________ «____» ________________________ _________ г.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

______________________________

«_____» ________________ 2011г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

Наименование дисциплины «Социология»

Специальность: для студентов специальностей: 5В030100 – Юриспруденция, 5В030300 – Правоохранительная деятельность, 5В030200 – Международное право, 5В020700 – Переводческое дело

Форма обучения дневная

Код дисциплины Soc1107, Soc 1204

Всего 2 кредита

Курс 1 Семестр 1,2

Лекции 20 часов

Практические, семинарские 10 часов

СРСП 15 часов

СРС 45 часов

Экзамен 1,2 семестр

Трудоемкость 90 часов

АСТАНА - 2014

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальностям доктором социологических наук, профессором Буракановой Галией Масыгутовной и доктором педагогических наук (РК), доктором социологических наук (РФ), профессором Тесленко Александром Николаевичем

Обсуждена на заседании кафедры «Социально-психологических

Протокол № ____от «___»______2013г.

Заведующий кафедрой ______________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

Утвержден на заседании УМС

Протокол № ____от «___»______2013г.

Данные о преподавателе курса:

Лекторы:

Тесленко Александр Николаевич, действительный член (академик) Международной академии социальной работы (IASW), Академии педагогических наук Казахстана, член-корр. Международной академии психологических наук, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор

Научно-исследовательские интересы: социология молодежи, педагогика и психология отношений в социуме, организационное поведение

Владение языками : русский язык, английский язык.

E-mail: [email protected]

Бураканова Галия Масыгутовна, доктор социологических наук, профессор

Научно-исследовательские интересы: социология управления

Владение языками : казахский язык, русский язык, английский язык.

E-mail: [email protected]

Тьюторы: Аязбаева Асемгуль Темирхановна, магистр социальных наук, ст.преподаватель

Научно-исследовательские интересы: социология образования

Владение языками : казахский язык, русский язык, английский язык.

E-mail: [email protected]

Кафедра социально-психологических дисциплин, 412 кабинет

Пререквизиты:Настоящая дисциплина базируется на курсах школьной программы «История», «Обществоведение», «Основы государства и права» и является основным источником знании для студентов специальности «Социология».

Студенты, изучившие курс социологии, должны:

- иметь научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов;

- знать типологию и основные условия возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, формы социальных взаимодействий и уметь их анализировать;

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения: владеть методологией и методикой проведения социологического исследования.

Для обеспечения высокой эффективности учебного процесса студент обязан соблюдать следующие правила:

- не опаздывать на занятия;

- не разговаривать во время занятий;

- отключить сотовый телефон;

- не пропускать занятия, в случае болезни предоставить справку;

- своевременно и старательно выполнять домашние задания;

- быть терпимым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

- быть пунктуальным и обязательным;

- исключить курение в корпусе университета.

Постреквизиты:курс «Социология» является введением в изучение теоретических проблем социологии на уровне бакалавриата и основой изучения специальных социологических теорий в рамках профессиональной подготовки (специальности): социология личности, социология права, социология международных отношений, экономическая социология и т.д.

Характеристика дисциплины:

Особое место в ряду других наук о человеке и обществе отводится социологии, науке о социальном мире, социальных взаимодействий личности. Происходящее в современном обществе изменения предъявляют все более большие требования способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Жизненная практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки являются лишь фундаментом становления личности. Важную роль в формировании личности является воспитание и образование, особенно -гуманитарное. Социология поможет разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности.

Следовательно, каждому молодому специалисту необходимо не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношений людей, на основе которых и создаются группы (начиная с семьи), общности, общества и все мировое общество

Цель дисциплины: заключается в том, чтобы дать основные представления о механизме взаимосвязи и взаимовлиянии экономических и социальных отношений, о социальной структуре общества и социальных институтах как факторах социально-экономического развития общества, формировании социологического мировоззрения, понимания особенностей функционирования общества как социальной системы.

Задачи дисциплины: Переход к рыночной экономике сопровождается глубокими реформами в системе образования. Одним из важнейших приоритетов в этом направлении является гуманизация и гуманитаризация образования, его ориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей. Значительная роль в процессе социально-гуманитарной подготовки принадлежит социологии. Главная функция социологического образования – сформировать социологическое мышление, понимание социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

«Социология» является важным предметом для студентов, так как данная дисциплина учит понимать социальные закономерности развития современного общества, а также формирует практические навыки и умение самостоятельно проводить социологические исследования

Тематический план распределения часов

№ п/п Наименование тем Количество часов
Лекция Практ. (семинар) занятия СРСП СРС  
Социология как наука: объект, предмет, функции и структура.    
История становления и развития социологии.    
Методология, методика и техника социологического исследования.    
Общество как социальная система.    
Социальная стратификация. Социально-классовая структура.  
Социализация личности. Личность и общество: проблемы взаимоотношений.  
Социальные девиации и социальный контроль  
  Социология семьи  
Социология культуры и образования.    
Специальные социологические теории    
  Всего  

Содержание дисциплины

Тематический план лекций

Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
  Социология как наука: объект, предмет, функции и структура. час 1.Объект и предмет социологии. 2. Структура, методы и функции социологии. 3. Соотношение социологии с другими общественными науками   Раскрыть содержание дисциплины посредством постановки специфического подхода социологии к изучению общества: - обозначить категорию «социальное». - соотнести общенаучные и частнонаучные методы социологии. - показать общее и особенное в изучении общества других общественных дисциплин и социологии 1. «Социальное» в широком и узком смысле слова. 2. Теоретическая и эмпмирическая, фундаментальная и прикладная, социологические и социальные исследования. 3. Социология и философия, социология и история, социология и экономическая теория, социология и юриспруденция.
История становления и развития социологии. 2 часа
  1. Предпосылки возникновения социологии как науки.
  2. Классический этап в развитии социологии.
  3. Современная западная социология.
  4. Развитие социологии в России и СССР.
  5. Отечественная социологическая мысль
 
Показать специфику каждого этапа развития социологии и его вклада в развитие социологии: - обозначить теоретические и социально-экономические условия развития социологии как науки. - дать характеристику основных категорий классиков социологической мысли. - раскрыть проблемные вопросы социологии 20 века. - провести сравнительный анализ развития социологии в России и Казхастане. 1. Почему социология появилась именно в 19 веке? 2. Дать краткую характеристику взглядам Конта, Маркса, Спенсера, Вебера, Дюркгейма. 3. Какой вклад в развитие социологии внесли Парсонс, Сорокин, Мертон и другие западные ученые. 4. Основные этапы развития социологии в России и СССР. 5. Основные проблемы развитие теоретической социологии в Казахстане.  
  Методология, методика и техника социологического исследования. 2 часа 1. Программа социологического исследования. 2. Методы социологического исследования. 3. Анализ и обобщение социологической информации.   Раскрыть механизмы и технику проведения социологических исследований: - обозначить основные этапы проведения социологического исследования. - показать специфику каждого метода социологического исследования. - дать характеристику современным средствам обработки социологической информации. 1. Как составляется программа социологического исследования. 2. Какой метод лучше использовать при проведении определенного вида социологического исследования. 3. Может ли одно исследование включать в себя несколько методов? 4. Что такое «SPSS»?
  Общество как социальная система. 2 часа   1. Понятие общества, его основные признаки и сущность. 2. Системный подход к обществу. Социальная структура общества. 3. Социальные иснтитуты: типология и их базовые признаки 4. Социальная организация общественных процессов 5. Типология и типы обществ.     Раскрыть содержание и специфику современного общества: - провести сравнительный анализ теорий и концепций общества. - дать характеристику системному и функциональному анализу общества. - показать специфику социальной структуры современного общества - показать особенности институционали-зации общественной жизни и типы обществ 1. Что такое общество и каковы его виды. 2. Что такое социетальная и социальная система общества. 3. Какова социальная структура советского и постсоветского общества: общее и особенное. 4. Что такое социальный институт? Опишите признаки основных социальных институтов? 5. Каким образом происходит процесс инсти-туционализации? Какова последовательность этого процесса? 6. Типология современных обществ и вклад казахстанских исследователей в изучение современного казахстанского общества.
Социальная стратификация. Социально-классовая структура. 2 часа 1. Социальная структура общества и ее элементы. 2. Социальные отношения и типы социальных структур. 3. Социальные группы. Социальная мобильность. 4. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного казахстанского общества. Раскрыть сущность и содержание социально-классовой структуры современного общества: - обозначить основные элементы социальной структуры общества. - дать характеристику мобильности: вертикальной и горизонтальной. - показать специфику современной казахстанской социальной структуры общества. 1. Что такое социальная структура общества и каковы основные типы социальных структур? 2. «Старые» и «Новые» социальные группы общества: проблемы отношений. 3. Индивидуальная и групповая мобильность. 4. Социальные группы и классы современного казахстанского общества.
Социализация личности. Личность и общество: проблемы взаимоотношений. 2 часа 1.Личность и общество. Теории развития личности. 2.Цель и смысл жизни человека. 3.Социализация личности: смысл термина и назначение. 4.Агенты и институты социализации. 5.Социальные роли и личность.     Изучить содержание основного вопроса социологии: - через категории «Личность», «Человек», «Индивидуальность», «Индивид» показать специфику категории «Личности» и ее роли в обществе. - обозначить проблему смысла жизни человека. - дать характеристику основным агентам и факторам социализации. - раскрыть содержание категории «роль», «статус», «ранг». 1. Какова роль личности в развитии общества? 2. Должно ли общество контролировать личность либо личность должна быть свободной от общества? 3. Какие социальные институты оказывают существенную роль в развитии личности? 4. Каковы главные и « второстепенные» роли личности?
Социальные девиации и социальный контроль. 2 час  
  1. Социальные девиации, нормы и санкции
  2. Социальные девиации: типология и факторы
  3. Факторы виктимизации социальной среды и личности
  4. Социальный контроль общества
Раскрыть природу и особенности социального контроля посредством: - анализа нормативно-ценностной структуры личности и ее отколений от нее - типологии социальных девиаций; - институтов социального контроля в обществе. 1. Что такое социальные нормы? Как они связаны с социальными девиациями 2. Какие социальные санкции имеет в своем арсенале общество? 3. Какие типы социальных девиаций наиболее актуальны в Казахстане? Каковы их причины? 4. Что предпринимает общество в борьбе с социальными девиациями? Охарактеризуйте институты социального контроля.
  Социология семьи. 2 часа 1. Брак и семья как социальные институты. 2. Происхождение семьи и частной собственности (по Ф.Энгельсу) 3. Основные функции семьи. 4. Тенденции развития семейно-брачных отношений. Обозначить основные проблемы современной семьи и перспективы ее развития: - характеристика института семьи и брака в классических и современных теориях. - тенденции развития семейно-брачных отношений в западных и восточных государствах: сравнительный анализ. - показать основные института семьи и брака в современном казахстанском обществе. 1. Что такое семья и брак и каковы перспективы развития данного социального института? 2. Какие функции семьи являются наиболее важными в современном мире? 3. Какова специфика развития семейно-брачных отношений в современном Казахстане?
  Социология культуры и образования. 2 час
  1. Понятие культуры, ее структура и функции.
  2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.
  3. Массовая культура и субкультур
  4. Понятие образования, структура и социокультурные функции
  5. Современное образование: международный опыт и казахстанская практика.
   
Показать роль культуры и образования в формировании личности и в общественном прогрессе: -дать характеристику структуры и функций культуры - раскрыть содержание закономерностей развития культуры - обозначить место и роль образования в культуре, основные проблемы развития современной культуры и образования 1. Что такое культура, массовая культура и субкультура? 2. Каковы основные механизмы развития культуры? 3. Какова роль личности в развитии культуры? 4. Основные проблемы соотношения культуры и личности в современном казахстанском обществе. 5. Какова роль образования в развитии личности и общества?  
Специальные социологические теории 2 часа
  1. Политическая социология
  2. Экономическая социология
  3. Социология права
  4. Социология управления
Обозначить основные положения специальных социологических теорий в рамках профессиональной специализации студентов.    
  Объем часов: 20 часов    

Тематический план семинарских занятий

Наши рекомендации