Учебная программа дисциплины

Управление образовательными

Системами

Учебно-методическое пособие

Москва

Управление образовательными системами»: Учебно-методическое пособие. - М.: АС-Траст, – 184с.

Авторы: доктор педагогических наук, профессор МГПУ Афанасьев В.В.,

доктор педагогических наук, доцент МГПУ Грибкова О.В.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного социальный университета, профессор, академик РАЕН А.К. Быков;

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, профессор Ю.А. Дмитриев

В настоящем пособии представлены методические материалы по преподаванию кур­са: «Управление образовательными системами»,включая программу курса, учебно - тематический план, опорные конспекты, пла­ны семинарских, практических заданий, тесты, методи­ческие рекомендации по проведению лекционных, практических и иных видов занятий, а также вопросы для экзаменационных биле­тов (зачета). В комплекс включен глоссарий поня­тий учебной программы. При разработке пособия использованы учебно-методические материалы ранее изданных аналогичных пособий ведущих вузов России.

Пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов педагогических вузов.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка............................................................................. 4

2. Учебная программа дисциплины............................................................. 5

3. Примерный календарно-тематический план дисциплины....................6

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины.......................8

5. Учебно-методические материалы............................................................18

Тема№1. Теоретические основы управления образовательными

системами ................................……………………………………………………18

Тема №2 Общая характеристика управления образованием

в России…………………………………………………………………………….44

Тема 3. Внутришкольное управление как система………………….68

Тема 4. Развитие школы как инновационно - управленческий

процесс…………………………………………………………………………….103

Тема 5. Проектирование педагогических систем и технологий

управления.………………………………………………………………………..130

6. Содержание практических занятий……………………………………149

7. Примерный перечень вопросов для зачета……………………………151

7. Список рекомендуемой литературы......................................................152

9. Глоссарий (терминологический словарь) дисциплины………………154

10. Фонд контрольных заданий...................................................................172

Пояснительная записка

Социальные приоритеты в управлении образовательными процессами и системами являются сегодня опре­деляющими, они выступают не только как основной фактор целеполагания в образовании, но и как современный механизм получения интеллектуального, инструментального, нормативного, воспитательного и … экономиче­ского результата. Поэтому будущие специалисты в области педагогики и психологии должны уметь не только поставить социально значимые педагогические цели, но и применить образовательные технологии, способные обеспечить принятие взве­шенного управленческого решения, оценить его эффективность, провести коррекцию нового цикла управленческого процесса, ко­торый является непрерывным.

Учебная дисциплина «Управление образовательными системами» входит в блок дисциплин в качестве федерального компонента.

Содержательная часть дисциплины включают в себя следующие вопросы: общие механизмы управления социально-педагогическими системами; управление в образовательной сфере: системы, типы управления, их классификация; особенности научно-информационного обеспечения управления. Общефедеральная система управления в социальной сфере России; образование в России как система; школа как социально-педагогическая система; общие принципы управления образовательными системами; структура и функция органов управления образованием; система внутришкольного управления; общественные и коллегиальные органы управления (ежегодная конференция, Совет школы, педагогический Совет); организация системы непрерывного образования педагогических кадров; организация методической работы в школе; развитие школы как инновационный процесс; уровневое управление воспитательными системами; общие подходы и механизмы проектирования педагогических систем; управление проектной деятельностью работников образования.

Цельизучения данной дисциплины заключается в формировании у студентов соответствующей специальности знаний, умений и навыков по вопросам организации, управления и администрирования различных образовательных систем, имеющих место в современном образовательном пространстве России.

В процессе преподавания данной учебной дисциплины и ее самостоятельного изучения студентами решаются следующие основные задачи:

1) представление студентам основ теории и методологии науки управления образовательными процессами и системами, ее основных законов и принципов, всего многообразия используемых методов (исследования, проектирования, управления и администрирования) адекватных уровню обученности студентов;

2) выработки у них нормативных умений применения в практической педагогической деятельности полученных знаний к решению конкретных задач педагогического управления в образовательной сфере.

Преподавание курса должно быть организовано таким образом, чтобы развивать у студентов собственный творческий потенциал, умения мотивировать активность учебно-познавательной деятельностью и управлять ею.

Кроме того, в результате изучения данной дисциплины студенты должны владеть:

– совокупностью способов, методов, средств не только диагностики проблемной педагогической ситуации, проектирования педагогических сис­тем, их инновирования, но и прогнозирования и моделирования многообразных последствий (экономических, социальных, полити­ческих, духовно-культурных), принимаемых управленческих реше­ний.

Знать:

– теорию и методологию науки педагогического управления, ее основные законы и принципы, все многообразие используемых методов;

– технологии принятия грамотных управленческих решений, инновирования как объекта, так и субъекта управления, принципы построения и развития социально-педагогических организаций;

– как не только адекватно оценивать свой творческий потенциал и развивать его, но и в соответствии с целями образования вовремя улавливать требования внешней и внутренней среды, в том числе и конкурентной рыночной;

– современные образовательные ноу-хау, наукоемкие технологии управления, механизмы мотивации творческой деятельности на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципаль­ном.

Учебная дисциплина «Управление образовательными системами» по своей сути является практикоориентированной и поэтому учебный план дисциплины предусматривает выполнение практических занятий как адекватных форм закрепления и развития профессиональных качеств обучающихся.

Усвоение дисциплины предполагает также самостоятельную систематическую работу студентов. Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы обучаемых на практических занятиях, индивидуальные собеседования с ними, работу по решению задач, тестирование.

Учебная программа дисциплины

Программа освоения учебного материала, полностью соответствует требованиям ФГОС и учитывает специфику подготовки аспирантов и студентов по педагогическим специальностям.

Содержание дидактических единиц дисциплины «Управление образовательными системами» полностью соответствует базовым дидактическим единицам, содержащимся в ГОС и раскрывается с помощью следующих понятий: педагогическое управление; цели управления (дерево целей); за­коны и методы управления; субъект управления и его объект; система управления; иерархия управления; кадры управления; ис­кусство управления; личные и профессиональные качества педагога; оптимизация управления; организация управления; функции управления; управленческое решение; программно-целевые методы в управлении; процесс управления; саморегулирование и воздейст­вие в управлении; стратегия управления; стиль управления; факторы управления; системный подход в управлении; циклы в управлении; контроль и обратная связь в управлении; этика в управлении; разделение труда в управлении; мотивации в управлении; эффек­тивность управления. Эти дидактические единицы становятся структурными узлами учебного плана.

Примерный календарно-тематический план дисциплины

Наши рекомендации