Учебная программа дисциплины

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т

______________________________ «_____» ________________ 2010г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия»

для студентов специальности:

5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин

Астана 2010г.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальностям бакалавриата 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм к.филос.н., доцентом Умирзаковой Л.А.____________

Обсужден на заседании кафедры гуманитарных и естественных дисциплин

Протокол № ____ от «_____»_________________________ _______ г.

Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.

________________ «_____» _________________________ ________г.

Утвержден на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и

социальных наук

Протокол № _____ от «_____»______________________ __________ г.

Председатель д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т.

________________ «____» ________________________ _________ г.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т

____________________________

Г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

Наименование дисциплины«Философия»

Специальность 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм

Форма обучения дневная

Код дисциплины Fil 1106

Всего 3 кредита

Курс 1 Семестр 1,2

Лекции 30 часов

Практические, семинарские 15 часов

СРСП 45 часов

СРС 45 часов

Экзамен 1,2 семестр

Трудоемкость 135 часов

АСТАНА 2010

Учебная программа дисциплины разработана на основании ГОСО по специальностям бакалавриата 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200 - Туризм к.филос.н., доцентом Умирзаковой Л.А.________________

Обсуждена на заседании кафедры гуманитарных и естественных дисциплин

Протокол № ____ от «___» ______________________ ___________ г.

Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.

________________ «__» _________________________ __________г.

Утверждена на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и

социальных наук

Протокол № _____ от «_____»______________________ ________ г.

Председатель д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т.

________________ «____» ________________________ _______ г.

Данные о преподавателе курса:

Умирзакова Ляззат Амантаевна – кандидат философских наук, доцент

Образование –Казахский государственный университет им. С.М. Кирова, специальность – преподаватель философии

Кафедра – гуманитарных-естественных дисциплин, каб. 413

Научные интересы –современное мифотворчество, современные религиозно-мистические воззрения, их сущность и проявленияв молодежной среде

Дисциплина «Философия» является частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и обязательным государственным компонентом из цикла общеобразовательных дисциплин.

Общая задача всего курса философии заключается в формировании мировоззренческой ориентации студентов, выбора новых форм и направлений своей практической деятельности, овладение ими методологии познания, дающее возможность всестороннего и глубокого анализа коренных проблем человека и его бытия в современном мире.

Цели курса:

- познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли, с характерными особенностями и направленностью исторических и национальных типов философии;

- дать студентам основы теоретических философских знаний по следующим разделам: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология и аксиология.

Задачи курса:

1. Определить место философии в системе научного знания, выделить специфику ее объекта и предмета, значение философии для культуры, науки и человека.

2. Представить основные этапы развития философского знания, как отражающие историю развития мировой культуры и цивилизации.

3. Используя в процессе преподавания различные формы и средства обучения способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного мышления, способности ориентироваться в обилии философских идей, умения работать самостоятельно с учебным и научным материалом, творческому поиску.

4. На основе знаний студентами истории становления и развития философской мысли, представить теоретическую часть курса, методологию, исходные проблемы и категории философии.

5. Помочь студентам научиться выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты философского знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как профессиональной, так и повседневной жизни.

Пререквизиты курса: для изучения философии необходимы знания в объеме школьной программы по обществоведческим дисциплинам («Исто­рия», «Человек и общество» и др.), культурология, психология.

Постреквизиты: социология, политология, основы права, концепции современного естествознания, история и философия науки (для магистрантов).

Содержание дисциплины

Тематический план лекционных занятий

Темы, объем часов Цели и задачи Проблемные вопросы
Тема 1. Философия как феномен культуры. Круг проблем философии 2 часа Анализ философии как особой формы духовности, философии как специфической формы познания мира Понятие о философии как «любви к мудрости» и как о феномене культуры. Понятие мировоззрения и общекультурная картина мира. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, их соотношение. Объект и предмет философии. Плюралистический характер предмета философии. Состав философского знания. Основные функции философии. Методы философского познания Культурно-исторический характер философии
Тема 2. Исторические типы философствования. Феномен философии в восточной культуре 2 часа Рассмотрение особенностей древневосточной философии как основания современного восточного менталитета Изучения истории философии - изучение самой философии. Философия древнего Востока. Космология и социально-философские учения в Древней Индии и Древнем Китае. Отличительные черты философии Древнего Китая. Философские школы древнего Китая: школа жу–конфуцианство, школа инь-янь, моизм, даосизм, школа мин, школа легистов. Конфуций. Мэн-цзы. Своеобразие философской культуры Древней Индии. Веды как источник становления философского мышления Древней Индии. Упанишады - ведические философские тексты, их основное содержание и проблематика. Проблема бессмертия и реинкарнации, концепция кармы и сансары. Две группы даршан (школ) в философии Древней Индии – ортодоксальные (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята).
Тема 3. Философия в античной культуре 2 часа Анализ античной философии как колыбели современной западной цивилизации Своеобразие античной философии и её значение. Основные этапы становления философской мысли Древней Греции. Генезис философии. Переход в античном сознании от религиозно-мифологических представлений к философским. Космоцентризм. Макрокосм и микрокосм. Натурфилософия. Онтологизм. Проблема бесконечности и развитие диалектики. Начало сущего и диалектические идеи (милетская школа, пифагорейцы, школа атомистов, Гераклит, элеаты). Поворот от космоса к человеку (софисты и Сократ). Философия Платона и Аристотеля – вершина античной классики. Эллинистическая философия – общая характеристика и основные направления: кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
Тема 4. Феномен философии в средневековой культуре (западно-европейская и арабо-мусульманская) 2 часа Выявление специфики европейской и арабо-мусульманской средневековой философии: сравнительно- сопоставительный анализ. Сущность средневековой западноевропейской философии. Важнейшие принципы философии и теологии средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм. Основные фазы и формы средневековой западноевропейской философии – патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина – вершина зрелой патристики. Трактат «О раде Божьем». Проблема «разума и веры», «сущности и существования», «доказательства бытия Бога», «универсалий» - главные вопросы схоластической философии. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского как система схоластики и обоснование идеи Бога. Значение и влияние арабо-мусульманской философии на развитие европейской философии. Место и роль суфизма в исламской культуре. Учение о мире, боге и человеке в суфизме. Идеи ибн-Араби и аль-Газали в философии суфизма. Тюркоязычная философия. Основополагающие идеи и принципы суфийского учения Ходжа Ахмета Яссауи. Становление и особенности арабо-мусульманской философии средневековья. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд.  
Тема 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации 2 часа Анализ особенностей и значения философии эпохи Возрождения в развитии идей гуманизма и социально-политических взглядов. Характерные черты эпохи Ренессанса, их отражение в философской мысли – секуляризация мировоззрения, ориентация на искусство, антропоцентризм, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности, связь с естествознанием, натурфилософия и пантеизм. Идеи гуманизма в творчестве Ф. Петрарки, Д. Алигьери, Л. Валлы. Проблема опыта и нового экспериментального метода в философии. Гелиоцентризм. Идея бесконечности Космоса. Философские идеи Н. Кузанского – натурфилософия и пантеизм, диалектика абсолютного максимума и абсолютного минимума, Богочеловек, концепция «ученого незнания». Социально-политическая философия Возрождения. Модели идеального государства в философии Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Основные идеи философии Реформации, ее роль в духовной жизни западного человека (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).
Тема 6. Западноевропейская философия в культуре Нового Времени 2 часа Выявление фундаментальных оснований основных направлений философии Нового времени, революционной роли нового мышления в развитии научного взгляда на мир. Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Развитие экспериментально - математического естествознания. Основная гносеологическая проблема и способы ее решения. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. Ф. Бэкон – разработчик методологии эмпиризма в Англии XVII в. «Знание – сила», индуктивный метод, учение об «идолах». Р. Декарт – создатель рационалистической онтологии, антропологии и гносеологии. Четыре основных правила истинной дедукции. «Картезианское сомнение» - прочное основание познания. «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Дуализм Декарта в объяснении человека. Социально-политическая концепция Т. Гоббса. Сенсуализм, проблема источника знаний, структуры опыта, построения абстракции и концепция естественного права – в центре философских интересов Д. Локка. Истолкование субстанции, атрибутов и модусов в философии Б. Спинозы. Соотношение свободы и необходимости. Монадология Лейбница и принципы построения философской системы. Субъективная философия Д. Беркли и Д. Юма. Философия Просвещения XVIII века: механистический материализм и сенсуализм, философия человека и общества (К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ф.М.А. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Монтескье). критика религии, философия любви.
Тема 7. Немецкая классическая философия XIX в. – как явление мировой философии Анализ логики становления немецкой классической философии и ее влияние формирование активной деятельности западного человека. Немецкая классическая философия: возрождение диалектических традиции, диалектической логики, обоснование принципов историзма, конкретности и др. Проблема личности в философии. Обращение к истории человечества как философской проблеме. Трансцендентальный идеализм И.Канта. Кантовское учение о рассудке и разуме. Категорический императив И. Канта как универсальное правило для оценки человеческих действий. «Я-концепция», теоретическое и практическое наукоучение И. Г. Фихте. Натурфилософия и объективный идеализм Ф. Шеллинга. Философская система и метод Гегеля. Атропологический материализм Л.Фейербаха: предмет и задачи «философии будущего», сенсуализм,
Тема 8. Западноевропейская философия в культуре XIX в. -XX в. канун XXI в. 2 часа Анализ философии марксизма с точки зрения современности. Рассмотрение факторов становления, особенностей основных направлений современной западной философии XIX в. Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры XX в.     Сущность и смысловые ориентиры западной философии XIX в. Философия марксизма. Социально-экономические и теоретические предпосылки. Предпосылки формирования диалектического материализма. Материалистическое понимание истории. Сциентизм современной философии. Позитивизм – одно из ведущих направлений в западной философии XIX в. О.Конт – родоначальник позитивной философии и социологии. Позитивное (научное) знание как основа философии. Учение Конта о двойственности эволюции, о трех стадиях интеллектуально развития. Три исторические формы позитивизма. Неокантианство и го разработка проблемы метода научного исследования. Новое измерение человека: «человек как символическое животное». Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Идейные предшественники и источники экзистенциальной философии – философия жизни Ф. Ницше. Философские поиски путей цивилизационного развития и культурных трансформаций в западном мире. Феноменология Э. Гуссерля. Религиозно-мистическое учение С. Кьеркегора. Основная проблематика экзистенциализма и её смысл (бытие человека и бытие мира, проблема жизни и смерти, «пограничные ситуации», проблема свободы) – М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж-.П. Сартр. Философский анализ «одномерности» в условиях массового общества и культурной индустрии (Г. Маркузе). Критическое переосмысление статуса философии и науки. Постпозитивизм. Психоанализ. Феноменология и герменевтика. Философский структурализм: методологические принципы и структурность в феноменах культуры и жизни. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия.
Тема 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – начала XX вв. 2 часа Выделение роли русской философии в становлении российского общества. Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской философии. Идея преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва. Русское Просвещение. Становление русской философии – как самостоятельной системы знания (XVIII в.). Философские позиции славянофилов и западников о путях будущего развития России. Религиозно-этические учения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Философия всеединства В.С. Соловьева. Проблема свободы, творчества, смысла жизни человека, истории, «русская идея» в философии Н.А. Бердяева. Философские проблемы русского космизма.
Тема 10. Феномен философии в казахской культуре 2 часа Особенности казахской философии и ее роль в формировании казахской ментальности Социокультурные условия и предпосылки становления национальной философии. Первоначальные мировоззренческие ориентиры и философские размышления о мире и человеке. Особенности протофилософского знания. Картина мира в устном народном творчестве казахов. Творчество акынов и жырау. Гуманизм, демократизм, социально-историческая проблематика в казахском Просвещении (Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанабаев). Философское творчество Шакарима Кудайбердиева: проблема веры и разума. Казахская философия конца XIX в. и первой половины XX в. (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров и др.). Особенности и основные направления развития современной философии в Казахстане. Казахстанская философская школа, области ее исследований.
Тема 11. Философия бытия 2 часа Изучение теоретической базы философии: онтология, бытие, субстанция в контексте исторического анализа. Онтология как учение о бытии. Основные проблемы онтологии. Понятие бытия, ее смысл и специфика. Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Философские представления о субстанции. Категория материи, ее фундаментальное значение для философии. Атрибуты материи. Движение как способ существования материи, его типы и формы. Пространство и время – формы бытия материи. Научная картина мира. Естественно - научные модели единства мира. Геоцентризм: Гелиоцентризм. Четырехмерный мир. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. Значение теории относительности А.Эйнштейна для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Понятие социального пространства.
Тема 12. Философская антропология. 2 часа Анализ природы человека, поливариантность концепций. Связь онтологии с антропологией. Проблема человека в истории философии. Проблема антропосоциогенеза. Единство биологического и социального в человеке. Человек, индивид, личность. Социальная природа личности. Проблема ценностей в философии: понятие, их иерархия. Социальная и личностная обусловленность ценностных ориентаций. Аксиология и современность. Проблема свободы. Свобода как сущность и ценность человека. Волюнтаризм и фатализм. Проблема смысла человеческой жизни. Проблема жизни и смерти, бессмертия. Отношение к смерти в культуре и философии.
Тема 13. Социальная философия. Природа и общество 2 часа Анализ основных концепций социальной философии и их роль в осознании современных глобальных проблем человечества.   Понятие и основные принципы социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система и ценность человечества. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальная структура общества: понятие и типология. Понятие социальной стратификации и мобильности. Социальные институты. Социальные действия. Социальные ценности и нормы. Культурологический подход к обществу. Понятие «открытого общества» К.Поппера. Концепция постиндустриального общества. Информационное общество (Д.Белл, А.Тоффлер) Специфика социального детерминизма: объективная закономерность и сознательная деятельность людей. Общество как «политическое тело»: понятия гражданского общества и правового государства. Казахстанское общество в контексте мировой цивилизации. Общество и природа в философском осмыслении. Понятия биосферы и ноосферы. Понятия, источники, иерархия современных глобальных проблем. Экология как глобальная проблема цивилизации. Техника и ноосфера, противоречивые последствия развития человеческой цивилизации. Понятия «географический детерминизм» и геополитика. Взаимосвязь этногенеза и географической среды. Л.Н. Гумилев и концепция пассионарности.  
Тема 14. Проблемы теории диалектики 2 часа Рассмотрение диалектики как философской теории и метода. Универсальность законов диалектики. История диалектики. Философия диалектики. Исторические (классические) формы диалектики. Принципы диалектики. Типы диалектики. Функции диалектики. Диалектика как система. Основные законы диалектики. Понятие категории. Категории философии как ступени отражения всеобщих связей. Историческое обоснование категории философии. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.  
Тема 15. Эпистемология 2 часа Рассмотрение основных категорий гносеологии, их значения в развитии наук. Понятие гносеологии. Эпистемология. Познание как социально-историческое отношение к действительности. Субъект и объект, предмет познания. Проблема активности субъекта познания. Многообразие форм и уровней познания. Единство чувственного и рационального в познании.. Познание и знание. Виды знания. Вера, мнение, понимание. Проблема истины в философии и науке. Истина, заблуждение и ложь. Формы истины. Критерии истины. Наука как специализированная форма познания. Динамика и перспективы науки. Специфика научного типа познания. Сущность и структура научного познания: уровни, формы и методы.
ИТОГО: 30 часов    

Тематический план семинарских занятий

№ не-дели Темы и их объем в часах Устный опрос   Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практи-ческих заданий Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
Философия как феномен культуры. Мировоззренческое самоопределение человека и роль в нем философии. 1 час 1. Основные типы истолкования сущности философии. Предмет философии. «Основной вопрос философии» 2. Понятие мировоззрения: его структура и основные исторические типы (миф, религия, философия) Мировоззрение и философия. 4.Основные функции философии   Устный опрос Тестовый опрос Электронный конспект лекций http: // f; losofia. кu / http: // Lib. ru /FILOSOF/.   Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.,1991. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2006. Канке В.А. Философия. М., 2001. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М., 1991. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М. 1990. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005. Гусев Д.А. Философия. М. 2000 Философия: Учебное пособие. Под ред.проф. В.Н. Лавриненко – М.: Юристъ, 1996 (2002, 2005) Философия. Учебное пособие. В 2-х ч. / под ред. В.И. Кириллова – М.,2006. Философия. Учебное пособие/ Сост. Т.Х. Габитов – Алматы, 2000.  
Феномен философии в древневосточной культуре. 1 час 1. Своеобразие древнеиндийской философии, основные периоды развития и школы. 2. Астика и настика в древнеиндийской философии. 3. Философия буддизма 4. Характерные особенности древнекитайской философии. 5. Даосизм и Конфуцианство, основные проблемы и основания. Устный опрос Работа по карточкам Использование Интернет-материала http: // f; losofia. кu / http: // Lib. ru /FILOSOF/.     Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1972. История китайской философии. М., 1989. Книга перемен. М., 2000. Р.Осборн, Б. Ван Лоон. Восточная философия. Р/д. 1997. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000. Чанышев А.И. История древнего мира. Учебник – М., 2005. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2006. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005. Философия: Учебное пособие. Под ред.проф. В.Н. Лавриненко – М.: Юристъ, 1996 (2002, 2005). Философия. Учебное пособие. В 2-х ч. / под ред. В.И. Кириллова – М.,2006.
Феномен философии в античной культуре. 1 час 1. Общая характеристика древнегреческой философии: основные периоды развития и школы 2. Начало сущего и диалектические идеи досократовской философии 3.Поворот от космоса к человеку. Учение софистов. Сократ и этические школы. 4. Философия Платона и Аристотеля – вершина античной философии.     Устный опрос Работа на доске, по карточкам, сравнение философских школ, с выделением основных тенденций. Комментирование первоисточников http: // f; losofia. кu / http: // Lib. ru /FILOSOF/.   Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2000. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. История античной диалектики. М., 1972. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Лосев А.Ф. История античной философии – М., 1989 Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005. Философия: Учебное пособие. Под ред.проф. В.Н. Лавриненко – М.: Юристъ, 1996 (2002, 2005).
Феномен философии в средневековой западноевропейской культуре. 1 час 1. Особенности средневековой западноевропейской философии, ее основные фазы и формы. 2. .Раннехристианская философия: Августин и его произведение «О граде божьем». 3. Философия Ф. Аквинского – вершина схоластики: применение науки и теологии, разума и веры. 4. Проблема универсалий. Номинализм и реализм, концептуализм.   Устный опрос   Рефераты Использование Интернет-материала http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/.     Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979 (1990). Коплстон Ф,И. История средневековой философии. М., 1997. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005. Философия: Учебное пособие. Под ред.проф. В.Н. Лавриненко – М.: Юристъ, 1996 (2002, 2005). Философия западноевропейского средневековья: Учебное пособие – М., 2005.
Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры. 1 час 1. Исламская культура и формирование основных направлений философии 2. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд) 3. Место и роль суфизма в исламской культуре. Философия аль-Газали Устный опрос Доклады и рефераты http: // f; losofia. кu / http: // Lib. ru /FILOSOF/.   Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна) – М.,1980 Средневековая арабская философия. Проблемы и решения – М., 1998. Чанышев А.И. Средневековая философия – М., 1999 Философия. Учебное пособие/ Сост. Т.Х. Габитов – Алматы, 2000.  
Философия в культуре Возрождения и Реформации 1 час 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения 2. Специфика гуманизма эпохи Ренессанса (Ф. Петрарка, Д. Алигьери, Л. Валла) 3. Натурфилософия и пантеизм (Н. Кузанский и Дж. Бруно) 4. Философия и социальная утопия (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла) 5. Протестантизм и философия Реформации.   Устный опрос Доклады, работа по карточкам Электронный конспект лекций. http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/. Горфункель А.Х. Философия Эпохи Возрождения. Л., 1980. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966. Петров М.Т. Проблема Возрождения в Советской науке. Л. 1989. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. Данте А. Божественная комедия. М., 1967. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005.  
Философия Нового Времени. 1 час 1. Наукоцентризм и философия XVII века. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон и Р. Декарт) 2. Сенсуализм Дж. Локка 3. Проблема субстанции в философии Б. Спинозы 4. Монадология Лейбница 1. Устный опрос Доклады, рефераты, выполнение письменных заданий Электронный конспект лекций. http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/.   Реале Б. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней т.3. Новое время. Спб. 1994. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956. Нарский И.С. Западноевопейская философия XVII века. М., 1974. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1993. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII в.в.М.., 1996. Антология мировой философии. В 4 т., М., 1969. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005.  
Западная философия в контексте культуры XIX-XX вв. 1 час 1. Сущность и смысловые ориентиры западной философии XIX-XX вв. Сциентизм и антропологизм 2. Позитивизм и его исторические формы 3. Философия экзистенциализма: проблемы и противоречия 4. Психоанализ и философия неофрейдизма (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) Устный опрос, дискуссия Доклады, рефераты Электронный конспект лекций. http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/. Современная западная философия. Словарь. М., 1998. История современной зарубежной философии. Спб. 1997. А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль. Западная философия ХХ в. М., 1998. Современная зарубежная философия. М., 1978. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1990. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Соловьева Г.Г. Соврменная западная философия (от Серена Кьеркегора до Жака Деррида) – Алматы, 2002. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм 21 века. Учебник. Питер, 2007. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005.
Русская философия. 1 час 1. Истоки, традиции и особенности русской философии. Полемика славянофилов и западников в становлении русской философии 2. Философия всеединства В.С. Соловьева. 3. Место религии в философских исканиях Л. Толстого и Ф. Достоевского. 4. Философские идеи Н. Бердяева: проблема свободы, творчества, смысла жизни человека, истории, «русская идея»   Устный опрос Контрольная работа Электронный конспект лекций. http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/. Бердяев Н. А. О русской философии. М., 1991 г. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992 Соловьев В. Соч. в 2 томах. М., 1988. («Русская идея», «Византизм и Россия», «Идея сверхчеловека») Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм 21 века. Учебник. Питер, 2007. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005.
Феномен казахской философии 1 час 1. Традиции и особенности казахской философии. Проблема периодизации. Социокультурные детерминанты становления казахской философии 2. Философия мусульманского периода. Жусуп Баласагуни. Кожа-Ахмет Яссави. Махмут Кашгари. 3. Творчество акынов – жырау. Проблема счастья и поиски «Жер – уйык». 4. Особенности и специфика казахского Просвещения (Ч.Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев) 5. Философские идеи Ш. Кудайбердиева. «Три истины»   Устный опрос Доклады http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/.   Абай. Слова назидания. А., 1999. Акатаев С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов. – Алматы, 2001. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. – Алматы, 1994. Орынбеков М.С. Мировоззренческие ориентиры казахской философии.А., 2005 Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-начала XX века. – Алматы: Гылым, 1996. Сегизбаев О.А. История казахской философии: от первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины XX столетия: Учебник для вузов. – Алматы, 2001. Есим Г. Казахская философия. Касабеков А. Искание истины. А., 1997. Кудайбердиев Ш. Три истины Алматы, 1989
Онтология: основные понятия и принципы. 1 час 1. Категории бытия, субстанции. Историко-философский экскурс. Современное понимание. 2. Материя как философская категория. Атрибуты материи. 3. Движение материи и его виды. Основные формы движения материи. 4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.   Устный опрос Решение философских упражнений и задач http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/.   Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. Мир философии. В 2-х частях. М., 1991. Алексеев П.Л., Панин А.В. Философия. МГУ. 1999. Диалектическая логика в 3-х т. Алматы. 1987. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. М.Хайдеггер. Бытие и время. М., 2000. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм 21 века. Учебник. Питер, 2007. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005.
Философская антропология. 1 час 1. Проблема человека в истории философии. Теории антропосоциогенеза. 2. Единство биологического и социального в человеке. Понятия индивида, индивидуальности и личности. Социальная природа личности. 3. Проблема свободы. Свобода как сущность и ценность человека. 4. Проблема жизни, смерти и бессмертия Устный опрос Доклады, сообщения, работа по карточкам Использование рхееет-материала http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/.   П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Это человек. Антология. М., 1995. М. Шелер. Положение человека в космосе. Философские понимание человека. М., 1998. О человеческом в человеке. М., 1991. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. М., 1987. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм 21 века. Учебник. Питер, 2007. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005.
Социальная философия. Философия глобальных проблем 1 час 1. Понятие общества как саморазвивающейся системы. Общественное бытие и общественное сознание 2. Основные сферы общества. Социальная структура общества 3. Природные основы общества. Понятия географический детерминизм, геополитика. Биосфера и ноосфера. Устный опрос Доклады, сообщения Электронный конспект лекций. http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. Концепция самоорганизации. М., 1994. Хесле В. Философия и экология. М., 1994. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990 Гумилев Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006. Философия. Учебник под редакцией Росенко. М. 2005. Гусев Д.А. Философия. М. 2000 Философия: Учебное пособие. Под ред.проф. В.Н. Лавриненко – М.: Юристъ, 1996 (2002, 2005) Философия. Учебное пособие. В 2-х ч. / под ред. В.И. Кириллова – М.,2006. Философия. Учебное пособие/ Сост. Т.Х. Габитов – Алматы, 2000.
Проблемы теории диалектики. 1 час 1. Понятие, основные этапы развития диалектики. Диалектика как теория и метод. 2. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики 3. Понятие закона в диалектике. Основные законы диалектики, их категории, взаимосвязь и методологическое значение. 4. Категории и принципы диалектики Теория синергетики. Устный опрос Работа по карточкам Электронный конспект лекций. http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/. Диалектическая логика в 3-х кн. А., 1987. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти кн. А., 2001. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1984. Концепции современного естествознания. Учебник. 2001.  
Гносеология (эпистемология): общие проблемы. 1 час 1. Познание как философская проблема. Субъект, объект и предмет познания. 2. Формы и уровни познания. Чувственное и рациональное, теоретическое и эмпирическое познание. 3. Понятие истины как цели познания. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины. 4. Сущность и структура научного познания: уровни, формы и методы.   Устный опрос Работа по карточкам http: // f; losofia. Кu / http: // Lib. Ru /FILOSOF/.   Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. МГУ., 1997. Диалектическая логика. В 3-х кн. А., 1987. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы, 1994. Диалектика познания: компоненты, аспекты, уровни. Л., 1983. Философия и методология науки. А., 1999. Кохановский В.П. Основы философии. М. 2005. Спиркин А.Г. Философия. М. 2005. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006.
  ИТОГО: 15 часов        

Наши рекомендации