Содержательный компонент теоретического материала

по курсу «Социальная психология»

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Лекция 1. Становление и развитие социальной психологии как науки

Предмет социальной психологии. Предметная область социальной психологии. Цели и задач социальной психологии. Функции социально-психологического знания. Объект социально-психологических исследований.

Смежные области науки: общая психология, социология, культурная антропология, этно­графия, этнология, идеология, философия, теория управления, политология, и пр.; их взаимо­проникновение. Многомерность предмета социальной психологии. Философия и социальная психология.

Основные этапы развития социальной психоло­гии как науки. Истоки социально-психологических знаний в философских, социологических, религиозных и мифологических воззрениях. Утопические социально-психологические учения древности. Политизация и идеологизация социально-психологической мысли в эпоху Просвещения и в Новое Время. Место социально-психологической проблематики в историко-революционной социологии XIX в.

Первые теоретические концепции в области социальной психологии.

Первые шаги на пути становления научной социальной психологии. «Психология народов». «Психология масс». Теория «инстинктов социального поведения».

Становление социальной психологии в России. Советский период: влияние немецкой классической и марксистской философии. Подчинение социальной психологии идеологии: поле­мика о статусе и предмете социальной психологии в 20-е годы. Возрождение социальной психо­логии в 60-е годы. Основные направления исследований и практического применения социаль­но-психологических знаний в отечественной науке.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии. Основные линии развития мировой социально-психологической мысли. Прикладные соци­ально-психологические исследования. Фундаментальные исследования.

Основные понятия:

Социальная психология - отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.

Социум —большая устойчивая общность, характеризуемая единством усло­вий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Основная литература

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999.
  6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.

Дополнительная литература

1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.

2. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

3. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.

Лекция 2. Методологические основания и актуальные проблемы

Социальной психологии

Методологические основания социальной психологии. Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие социально - психологической мысли.

Психоаналитическая традиция в социально-психологической мысли: психоистория, психология сценарной детерминации и пр. Марксизм: исторический мате­риализм. Необихевиоризм (К. Левин, Г. Оллпорт).

Органический эволюционизм: В. И. Вернадский (теория ноосферы), Пьер Тейяр де Шарден (телеологический антропоцентризм), Л. Н. Гумилев (этнология).

Системный подход (Л. Берталанфи, Э. Юдин и пр.); принцип целостности и дополнитель­ности (Нильс Бор).

Гуманистическая парадигма в предмете и методах социальной психологии.

Теория резонанса. Теория хаоса.

Методы социальной психологии: исследовательские, коммуникационные, порождающие, транслирующие, воздействующие, тренинговые, игровые, оргдеятельностные и пр. Математиче­ское моделирование сложных социально-психологических объектов. Универсальные и специфи­ческие методы. Соотношение количественных и качественных методов в социальной психо­логии.

Актуальные проблемы социальной психологии. Основные теоретические концепции со­временной социальной психологии.

Социально-психологические представления о человеке, индивиде, индивидуальности и личности. Социальное и общественное.

Проблемы непредсказуемости социальной динамики в условиях трансформаций. Соотно­шение личности и масс в историческом контексте.

Проблема информационного взаимодействия. Принятие групповых (массовых) решений. Межгрупповые коммуникации.

Проблема социально-психологической стратификации и типологизации. Общество в си­туации нестабильности. Массовое сознание в экстремальных ситуациях (экологические, соци­альные, военные, финансовые потрясения и катастрофы).

Проблема общественных ценностей. Проблема моральных ценностей. Психология рели­гиозного сознания.

Проблема конструктивного разрешения конфликтов, ведение переговоров.

Исследование группового сознания, чувства причастности и принадлежности, аффилиации.

Основные понятия:

Социально-психологический тренинг — теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучше­ние их общения и приспособление к условиям жизни.

Социальный стереотип — упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социаль­ном объекте.

Социограмма — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выбо­ров и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного при помощи социометрической методики.

Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству сим­патий и антипатий по отношению к нему со стороны других чле­нов группы.

Социометрия — психологическая теория внутригрупповых от­ношений и метод, применяемый для оценки общей картины меж­личностных отношений в группе и позиции каждого члена группы в системе таких отношений. Автор теории и метода - Дж. Морено.

Социометрическая методика — способ исследования эмоционально-непо­средственных отношений внутри малой группы.

Основная литература

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2003.
  5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999.
  6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.

Дополнительная литература

1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.

2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.

3. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.

5. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.

6. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.

7. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Наши рекомендации