Содержательный компонент теоретического материала
по курсу «Социальная психология»
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Лекция 1. Становление и развитие социальной психологии как науки
Предмет социальной психологии. Предметная область социальной психологии. Цели и задач социальной психологии. Функции социально-психологического знания. Объект социально-психологических исследований.
Смежные области науки: общая психология, социология, культурная антропология, этнография, этнология, идеология, философия, теория управления, политология, и пр.; их взаимопроникновение. Многомерность предмета социальной психологии. Философия и социальная психология.
Основные этапы развития социальной психологии как науки. Истоки социально-психологических знаний в философских, социологических, религиозных и мифологических воззрениях. Утопические социально-психологические учения древности. Политизация и идеологизация социально-психологической мысли в эпоху Просвещения и в Новое Время. Место социально-психологической проблематики в историко-революционной социологии XIX в.
Первые теоретические концепции в области социальной психологии.
Первые шаги на пути становления научной социальной психологии. «Психология народов». «Психология масс». Теория «инстинктов социального поведения».
Становление социальной психологии в России. Советский период: влияние немецкой классической и марксистской философии. Подчинение социальной психологии идеологии: полемика о статусе и предмете социальной психологии в 20-е годы. Возрождение социальной психологии в 60-е годы. Основные направления исследований и практического применения социально-психологических знаний в отечественной науке.
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии. Основные линии развития мировой социально-психологической мысли. Прикладные социально-психологические исследования. Фундаментальные исследования.
Основные понятия:
Социальная психология - отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.
Социум —большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.
Основная литература
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
Дополнительная литература
1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
2. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
3. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
Лекция 2. Методологические основания и актуальные проблемы
Социальной психологии
Методологические основания социальной психологии. Основные методологические идеи XX века и их влияние на развитие социально - психологической мысли.
Психоаналитическая традиция в социально-психологической мысли: психоистория, психология сценарной детерминации и пр. Марксизм: исторический материализм. Необихевиоризм (К. Левин, Г. Оллпорт).
Органический эволюционизм: В. И. Вернадский (теория ноосферы), Пьер Тейяр де Шарден (телеологический антропоцентризм), Л. Н. Гумилев (этнология).
Системный подход (Л. Берталанфи, Э. Юдин и пр.); принцип целостности и дополнительности (Нильс Бор).
Гуманистическая парадигма в предмете и методах социальной психологии.
Теория резонанса. Теория хаоса.
Методы социальной психологии: исследовательские, коммуникационные, порождающие, транслирующие, воздействующие, тренинговые, игровые, оргдеятельностные и пр. Математическое моделирование сложных социально-психологических объектов. Универсальные и специфические методы. Соотношение количественных и качественных методов в социальной психологии.
Актуальные проблемы социальной психологии. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
Социально-психологические представления о человеке, индивиде, индивидуальности и личности. Социальное и общественное.
Проблемы непредсказуемости социальной динамики в условиях трансформаций. Соотношение личности и масс в историческом контексте.
Проблема информационного взаимодействия. Принятие групповых (массовых) решений. Межгрупповые коммуникации.
Проблема социально-психологической стратификации и типологизации. Общество в ситуации нестабильности. Массовое сознание в экстремальных ситуациях (экологические, социальные, военные, финансовые потрясения и катастрофы).
Проблема общественных ценностей. Проблема моральных ценностей. Психология религиозного сознания.
Проблема конструктивного разрешения конфликтов, ведение переговоров.
Исследование группового сознания, чувства причастности и принадлежности, аффилиации.
Основные понятия:
Социально-психологический тренинг — теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.
Социальный стереотип — упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Социограмма — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного при помощи социометрической методики.
Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий и антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы.
Социометрия — психологическая теория внутригрупповых отношений и метод, применяемый для оценки общей картины межличностных отношений в группе и позиции каждого члена группы в системе таких отношений. Автор теории и метода - Дж. Морено.
Социометрическая методика — способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.
Основная литература
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2003.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
Дополнительная литература
1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.
3. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
5. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
6. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
7. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.