РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Тема 1. Сущность брака и семьи

Семья как социальный институт, как малая группа и как система
взаимоотношений. Изменчи­вость форм семьи и брака, их обусловленность социально-экономическими и культурно-историческими условиями.

Семья в современном обществе, ее место, роль и значимость в жиз­
ни социума и отдельного человека. Соотношение понятий «семья» и
«брак». Понятие «супружество» как личностное взаимодействие мужа и
жены, его существенные признаки.

В основе семьи лежат детско-родительские отношения, а в основе брака – брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.

Социологи определяют брак как «исторически изме­няющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, по­средством которой общество упорядочивает и санкционирует их по­ловую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности».

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юриди­ческого, нравственного) мужчины и женщины. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральны­ми принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметрич­ность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной их детей, а также других родствен­ников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья — это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Наличие такого триединого отно­шения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений харак­теризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собствен­но семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семей­ной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, се­мьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством .

ТЕМА 2 ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Понятие «функции семьи».

Основные и дополнительные функции семьи.

Под «функцией семьи» понимается сфера ее жизнедеятельности, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей членов семьи.

Основными функциями семьи, являются:

1. репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение де­тей, продолжение человеческого рода);

2. экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрос­лых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

3. воспитательная (формирование личности ребенка, системати­ческое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное вли­яние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

4. коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искус­ством, влияние семьи на многообразные связи своих членов сокружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Дополнительные функции современной семьи: хозяйственно-бытовая, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная, первичного социального конт­роля, духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспо­собленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи,к которым относятся рождение (ре­продуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функ­ция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между се­мьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи,связанные с накоплением и пе­редачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии чле­нов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают истори­ческий характер связи между семьей и обществом, раскрывают исто­рически преходящую картину того, как именно происходит рожде­ние, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996).

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или по­чти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих фун­кций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволя­ет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обо­снованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоян­ные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исхо­дя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и ма­теринством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в фи­зической и психической интимности (там же, с. 6—7).

ТЕМА 3 СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ

1. Понятие о семейных ролях.

2. Традиционные и современные представления о семейных ролях

3. Согласованность семейных ролей.

Под ролью понимается набор действий, ожидаемых от носителя конкретной роли и выполняемых им.

Традиционные роли предполагают со стороны жены:

3. рождение и воспитание детей,

4. создание и поддержание дома,

5. обслуживание семьи,

6. преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

7. приспособленность к зависимости,

8. терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

7. преданность матери своих детей,

8. экономическая безопасность и защита семьи,

9. поддержание семейной власти и контроля,

10. принятие основных решений,

11. эмоциональная благодарность жене за принятие приспособлен­ности к зависимости,

12. обеспечение алиментов при разводе;

Товарищеские роли требуют от жены

сохранения внешней привлекательности,

3. обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетво­рения мужа,

4. поддержания полезных для мужа социальных контактов,

5. живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

6. обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

15. восхищения женой,

16. рыцарского отношение к ней,

17. ответной романтической любви и нежности,

18. обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных кон­тактов,

19. проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

1. экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

2. общей ответственности за детей,

3. участия в домашней работе,

4. распределение правовой ответственности.

Но, помимо общего, от жены еще требуется:

5. готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги рав­ны),

6. равной ответственности за поддержание статуса семьи, в слу­чае развода и отсутствия детей — отказ от материальной по­мощи.

А от мужа:

7. принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участи­ем в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С. В., 1988, с. 137).

Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иног­да смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), 17,6% юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с гла­венством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4% невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми ра­ботами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью (Навайтис Г., 1999).

Т. А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в круп­ном городе на выборке из 300 пар (1983), сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т. А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопро­су встречалось в 74% удачных браков и лишь в 19% неудачных. Между тем у 52% вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.

Подтвержается предпо­ложение о решающей роли согласованности представлений о распреде­лении ролей в семье между супругами, в то время как сам характер рас­пределения ролей (традиционный или эгалитарный) не связан с удовлет­воренностью браком: главное — принимают ли его оба супруга.

Например, в сельских семьях распределение бытовых и хозяйствен­ных обязанностей традиционное, при этом при хорошей сработанно­сти и общности понимания главных и второстепенных хозяйственных задач между супругами удовлетворенность браком высокая (Андрее­ва Т. В., 2003).

По мнению Т. А. Гурко, важный фактор стабильности молодых се­мей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимуществен­ное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раз­дельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопро­сам полностью расходятся в 54% неуспешных семей и только в 6% ус­пешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйствен­но-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласован­ность так называемых межличностных ролей — своеобразной фикса­ции положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противо­речия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена хочет быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только со­циальные, но и межличностные роли должны быть: а) «узаконены» членами семейного союза, б) одобряемы, поддерживаемы и дополня­емы (если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель») (Ковалев С. В., 1988).

ТЕМА 4 Стадии развития семьи.

4. Понятие о жизненном цикле семьи.

5. Выделение стадий семьи, критерии периодизации.

6. Содержание каждой стадии.

Семья в своем разви­тии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в про­цессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла се­мьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Обычно выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1)стадия создания семьи;

2)семья молодоженов;

3)семья с маленькими детьми;

4)семья с подростками;

5)выход повзрослевших детей из семьи;

6)семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

8. совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

9. молодые браки — от 5 до 9 лет;

10. средние браки — от 10 до 19 лет;

11. пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частич­ной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие измене­ний в интенсивности чувств, установление психологической и про­странственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждоднев­ного быта семьи, создание интимности, первичное согласование се­мейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало по­сещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опе­ке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать ре­шенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходи­мостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к но­вым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья ста­дия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже по­зитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные се­мейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в се­мье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормаль­ные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезап­ны и неожиданны, как, например, смерть, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

1. «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

3. изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, и т. п.);

4. биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);

5. изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

6. «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Наши рекомендации