Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения
Психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендовал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциально-гуманистический подход.
Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни — вечные проблемы бытия, которые часто стоят за частными и обыденными проблемами. Это проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества [40]. Психолог не ограничивается работой с симптомом или проблемой клиента. Помимо устранения негативных переживаний и коррекции поведения экзистенциальный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответственности. Человеческая жизнь не может быть до конца объяснена объективными законами и внешними причинами. На уровне экзистенциальных проблем человек не может быть предсказан и управляем.
В экзистенциальном подходе для анализа личности используются в основном качественные методы: беседа, наблюдение, самонаблюдение. Глубинное общение является важным фактором позитивного изменения клиента. Экзистенциально-гуманистический подход особенно необходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утрате смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, к развитию, не вызванному житейской необходимостью. Главным инструментом психологической помощи является культивирование чувствительности, понимания и эмпатии.
Большое значение для практики психологической работы с лицами, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регулярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации
_______ Помощь жертвам насилия в форме длительного ... сопровождения_______
или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подобного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внешнего вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жизнедеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать особенности ее устройства и характер нарушений, а затем способствовать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень организации.
В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному развитию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, так же как и ее дезинтегри-рованность, приводят к формированию патологизирующих семейных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на членов семьи [79]. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к формированию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физического насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебрежение жизненно важными потребностями детей, что также является формой насилия. Патологические, психотравмирующие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодействия проявляются в виде семейных мифов, которые используются для поддержания единства в дисфункциональных семейных системах [51]. При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.
В этом случае основные этапы системной психотерапевтической работы с семьей будут следующие:
1. Временное объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помощью семьи. Одновременно он демонстрирует семье новый эффективный способ коммуникации:
Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье
2. Принимающую, безоценочную позицию, умение разделять че
ловека и его поступки, уважение к личности, толерантность.
3. Помощь в формулировании или переформулировании терапев
тического запроса. Терапевт помогает семье разобраться в том,
какие именно изменения действительно необходимы для разре
шения кризисной ситуации. Формулирование целей каждого
члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого
целостного организма.
4. Реконструкция семейных отношений. Основной процесс семей
ной психотерапии, в результате которого должна произойти кор
рекция неэффективных ролевых предписаний, изменение роле
вой структуры семьи в сторону большей гибкости и динамичности,
установление четких, но проницаемых границ между семейными
подсистемами.
5. Завершение психотерапии и отсоединение терапевта от семьи.
На последнем занятии обязательно проводится экологическая
проверка результатов психотерапии: членам семьи предлагается
представить себя в ряде ситуаций в будущем: их взаимодействие,
что при этом получается и что не получается.
Структурная семейная психотерапия, разработанная С. Минухиным в результате обобщения его опыта работы с социально неблагополучными семьями, сосредоточена на актуальном коммуникативном поведении членов семьи [51]. Целью ее становится выявление взглядов членов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий. Следует отметить, что акты насилия, совершаемые в семье, зачастую оказываются своеобразными коммуникативными актами. Это имеет место в тех случаях, когда кто-то из членов семьи не в состоянии найти адекватного способа передачи информации и добиться определенных реакций и результатов в процессе семейного взаимодействия. Физическое и/или психологическое насилие иногда становится главным аргументом в процессе разрешения даже самого рядового семейного конфликта.
В рамках структурной модели психотерапевты осуществляют активный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно определяются и уточняются ролевые предписания и властные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом
_______ Помощь жертвам насилия в форме длительного ... сопровождения____
поколения, пола, интересов, функций), пути избежания конфликтов, формирования коалиций. В случае работы над проблемой домашнего насилия терапевтами тщательно отслеживаются все особенности межличностных взаимодействий, предшествующие насильственным действиям, берутся под контроль явные проявления агрессии в семье, вместе со всеми участниками терапевтического процесса вырабатываются правила, регламентирующие поведение членов семьи, склонных к насилию, а также тех, кто осознанно или неосознанно провоцирует агрессию.
Психотерапевтические техники,