Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений отечественных и зарубежных авторов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИИ.PR
БЛОК ЗАДАНИЙ 1
Задание 1.
Ф.И.О. ученого (годы жизни) | Научные взгляды, разработанные понятия, теории | Основные научные труды (название произведений, год написания) |
И.П. Павлов (1849-1936) | Академик И.П. Павлов - великий российский физиолог, известный во всем мире как создатель учения о высшей нервной деятельности, оставивший неизгладимый след в истории отечественной науки и всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии, провозглашенный на 15 Международном конгрессе физиологов 1935 года Princepes phisiologorum mundi. Теоретико-методологической основой исследования являются: - философские положения о биологической, социальной, психической, духовной сущности человека, о человеке как субъекте общественных отношений, культурно-исторической обусловленности его психики и поведения, о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира | Павлов И. П. Собрание сочинений 6 томов 1951г включает в себя все его работы включая "Лекции по физиологии" «Рефлекс цели» «Рефлекс свободы» и т.д. |
Л.С. Выготский (1896-1934) | Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии и лидер круга Выготского. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. | Психология искусства (1922) Сознание как проблема психологии поведения (1924/5) Исторический смысл психологического кризиса(1927) Проблема культурного развития ребенка(1928) Конкретная психология человека(1929) Орудие и знак в развитии ребенка(1930) (в соавторстве с А.Р.Лурия) Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок(1930) (в соавторстве с А.Р.Лурия) История развития высших психических функций(1931) Педология подростка Лекции по психологии(1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932) Проблема развития и распада высших психических функций(1934) Мышление и речь (1934) |
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) | Один из крупнейших психологов и философов. Рубинштейн приступил к решению задачи построения психологии на диалектико-материалистической основе, уже будучи оригинальным философом. Это позволило ему исходить из целостного марксистского учения, а не обращаться к его отдельным, более близким к психологии положениям. Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками. | Принцип творческой самодеятельности (1922) Проблемы психологии в трудах Карла Маркса (1933) Основы общей психологии (1940; 1946; 1989; 2009) Основы общей психологии HTML (СПб: Издательство «Питер», 2000) Пути и достижения советской психологии. Вестник АН СССР, 4, 1945. Бытие и сознание (1957) О мышлении и путях его познания (1958) Принципы и пути развития психологии (1959) |
А.Н. Леонтьев (1903-1979) | При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день. | Список печатных работ А. Н. Леонтьева Развитие памяти., М., 1931 Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.) К вопросу о сознательности учения, 1947 Психологические вопросы сознательности учения idem// Известия АПН РСФСР.- М., 1947.- Вып. 7. Очерк развития психики. — М., 1947 Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48 (совмест но с О. В. Овчинниковой). Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948 Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М.,1950 Умственное развитие ребенка. — М., 1950 О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23—38. Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.) Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971 Деятельность. Сознание. Личность (idem), 1977 Воля, 1978 |
А.В. Петровский (1924—2006 ) | А.В.Петровский сформулировал оригинальную концепцию, описывающую динамику развития социальных групп— теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений. Согласно этой теории, отношения, складывающиеся в группе, имеют многослойный характер. Можно выделить поверхностный слой непосредственных отношений, который образуют прежде всего отношения взаимной симпатии и антипатии между членами группы, и более глубинный слой отношений, опосредствованный целями и задачами совместной деятельности. Степень того, насколько опосредованными являются отношения в конкретной группе определяют один вектор группового развития. Второй вектор— степень асоциальности или просоциальности групповой деятельности. Сочетание этих двух параметров определяет тип группы. В рамках данной типологии выделено семь основных типов групп: группа высокого уровня развития типа коллектива и корпоративная группировка, группы среднего уровня развития просоциальная и антисоциальная кооперации, группы низкого уровня развития просоциальная и асоциальная ассоциации, диффузная группа. В рамках данной теории был переосмыслен ряд явлений групповой динамики. Например,конформизм и нонконформизм как формы реакций индивида на давление группы характерны для групп низкого уровня развития (ассоциаций и коопераций), а группам более высокого уровня развития свойствен такой тип поведения как самоопределение личности в группе. | Петровский А. В.Личность.Деятельность.Коллекти—М.: Политиздат, 1982. — 255с. — (Над чем работают, о чем спорят философы). ·Петровский А. В.Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды—М.: Педагогика, 1984. — 271с. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР). ·Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Основы теоретической психологии—М.: Инфра-М, 1998. — 525с. — (Высшее образование). · ·Петровский А. В.Психология и время (Мастера психологии). |
Задание 2. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?
1. В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся в его клетке.
2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение 8 месяев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира.
3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от друга, как это может показаться по их поведению. Лидерство матери-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ранней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к остальному стаду, довольный, когда толкает других...
У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Однако из первого отрывка мы можем наблюдать доказательство того,что мотивацией общения у животных может быть сама потребность в нем как и у человека. Желание- не быть одиноким побуждает не только людей,но и животных к необчным, а точнее непривычным формам общения. Именно так леопард и курица, человек и улитка участвовали в процессе общения, отсюда видно что все нуждаются в социуме или хотя бы в простейшей форме коллектива. Из третьего текста можно сделать вывод,что как человек ,так и животное привязаны к матери, и у тех, и у других с рождения зарождается привязанность. Мать для обоих является безусловным примером поведения.
Задание 3.
Дистанция общения и допустимость физического контакта в общении — яркие черты коммуникативного поведения, в которых наглядно проявляется заметная национальная специфика. Оба параметра коммуникативного поведения целесообразно рассматривать и описывать вместе, поскольку они очень тесно взаимосвязаны.Национальная специфика физического контакта людей разных национальностей проявляется в самых разных ситуациях.
Как показали многочисленные исследования, социальная и физическая дистанции находятся в прямой зависимости — с возрастанием первой, как правило, увеличивается вторая. Американский психолог Е.Холл, "...описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями. Указанные расстояния представляют концентрические пространства с субъектом общения в центре: 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей; 2) персональное расстояние от 45 до 120 см используется при общении со знакомыми людьми; 3) социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное расстояние от 400 до 750 см используется при выступлении перед различными аудиториями Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению “эффекта движущегося общения” Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.
БЛОК ЗАДАНИЙ 2.
Задание 1.
Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений отечественных и зарубежных авторов.