Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, интернет-уроки, проектную деятельность и т.д. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов в год)

Организация деятельности учащихся Тема урока Содержание Ключевые понятия
Лекция. Введение. Периодизация. Терминология. Выявить особенности литературы XX века. Рассмотреть периодизацию литературного процесса (5 периодов). Реалистическое и романтическое мировоззрение (в литературе).
2-3 Лекция. Русская литература конца XIX- начала XX века. Кризис духовности или рождение «новой» литературы. Вспомнить писателей XIX века, основные темы. Рождение нового художественного мышления и новой проблематики в литературе. Основные литературные традиции XIX – XX веков и новые веяния в литературе. Нигилизм, реализм, романтизм, неоромантизм, пролетарская поэзия и модернизм.
4-5 Беседа. С.р. Духовная литература. Тесная связь с православием. Митрополит Анастасий. Видение митрополитом русской революции. Рассмотрение правил, противоречащих семи заповедям. Понять, что дает церковь литературе и как на нее влияет. Анархия умов, буревестники, декаденты.
Беседа. Художественный мир русской прозы. Рассмотреть как философия, находила свое отражение в творчестве писателей. Классическая идеалистическая философия. Иррациональная философия. Социалистический реализм.
7-8 Беседа. Практикум. А.П. Чехов – мастер сатиры. Творчество Чехова – вершина развития русского реализма. Практикум по теме «маленький человек» с «большим» сердцем в творчестве А.П. Чехова. «Зоркость бытия». А.П. Чехов – импрессионист в прозе. Импрессионизм.
9-10 Практикум Особенности чеховской прозы на примере «Дома с мезонином» и «Скрипки Ротшильда». Раскрытие образов героев. Сюжет. Символы. Слова-мотивы.
12 Практикум Художественный мир И.А. Бунина. Начало творческой деятельности в качестве журналиста.  
13 Практикум. «Антоновские яблоки». Дворянских гнезд заветные аллеи. Воссоздание мира русской усадьбы. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Эссе на тему : « Как вы понимаете метафору «дворянское гнездо»? Эпитафия.
14 Семинар «Господин из Сан-Франциск» глазами читателей разных эпох. Выяснить, о чем этот рассказ: о бездумном накоплении денег или о равенстве всех людей, вне зависимости от социального статуса, перед лицом смерти. Актуальность рассказа в наше время.
15 Практикум «Легкое дыхание» А.П. Чехова. Смысл названия.
16 Лекция Художественный мир А.И. Куприна. Особенности мировоззрения писателя. Его творческий путь.
17 Практикум «Лесная симфония» А.И. Куприна. Рассказ «Олеся». Красота и природная самобытность Олеси. Тайна «ленивого» сердца Ивана Тимофеевича. Место пейзажа в повести. Ребятам предлагается дать свою трактовку финальных строк.
18 Практикум. «Гранатовый браслет». Тема любви в рассказе. Ученики отвечают на вопрос: «В чем смысл сопоставления двух подарков жемчужных сережек и гранатового браслета»? Символика в рассказе.
19 Лекция. Художественный мир Л.Н. Андреева. Творческий путь писателя-экспрессиониста. Экспрессионизм в творчестве Л.Н. Андреева.
20 Практикум. «Иуда Искариот». Тема предательства. Имя, ставшее нарицательным. Иуда и Христос в системе образов рассказа. Смысл предательства Иуды. Своеобразие авторской позиции в рассказе.
21 Беседа Художественный мир русской драматургии.На подступах к драме XX века. Характеристика драматургии XX века. Писатели, выступавшие в роли драматургов (А.Н. Островский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, М. Горький).
22 Беседа А.П. Чехов. Путь драматурга. Эпический театр Чехова. Настроение в пьесах А.П. Чехова и изобразительные средства, создающие его.
23 Практикум «Три сестры». Выражение в пьесе традиций русской эпической прозы. Развитие сюжета. Смысл названия пьесы. Тема несбывшихся надежд в пьесе.
24 Практикум. «Вишневый сад». Тема разорения дворянских гнезд в пьесе. Центральный образ-символ. «Странный» жанр – странные герои.
25 Семинар Герои пьесы «Вишневый сад». Кто они? Раскрытие образов Раневской, Гаева, Симеона-Пищика и т.д.
26 Практикум. М. Горький «На дне» жизни. Понять, чем обусловлен успех пьесы. Характеристика обитателей ночлежки.
27 Семинар Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора. Понять, что лучше в этом бренном мире : истина или сострадание? Пьеса «На дне» - философская драма.
28 Лекция Художественный мир русской поэзии. Конец XIX – начало XX века – «Русский Ренессанс» в литературе. Возникновение основных направлений в литературе и их развернутая характеристика. Модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.
29 Беседа. Теория символизма – интуитивное постижение мирового единства через обнаружение «соответствий». Символизм, провозглашающий параллелизм двух миров. Теория символического искусства, разработанная В.Ивановым. Мировоззренческие взгляды Д.С. Мережковского.
30-31 Беседа. Практикум. Лекция. Художественный мир А.А. Блока. Начальный период творческого пути А. Блока. Второй период творчества – стихотворение «Незнакомка». Поэтика А. Блока.
32 Семинар Тема России в творчестве Блока на примере стихотворений «Родина» и «На железной дороге». Сопоставление стихотворений с некрасовской «Тройкой», общее и особенное в стихотворениях.
33 Практикум. Поэма «Двенадцать» как песнь о революции. Композиция поэмы. Стихия как созидательное и разрушительное начало.
34 Практикум. Философская концепция «Скифов». Традиции русской литературы, проявившиеся в стихотворении. Исторические перспективы, просматривающиеся в «Скифах».
35 Лекция. Акмеизм – поэтическое направление, возникшее в недрах символизма. Особенности акмеизма. Идейный вдохновитель и поэтический лидер акмеистов – Н.С. Гумилев. Акмеизм.
36 Творческий практикум. «Противостояние» символизма и акмеизма в творчестве А. Ахматовой и А.Блока. Сравнительная характеристика стихотворений А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека..» и «Двадцать Первое. Ночь. Понедельник.» Черты символизма и акмеизма в них.
37 Лекция. Футуризм как «пощечина общественному вкусу». Поиск новых средств художественной выразительности в литературе. Характеристика литературного направления. Футуризм.
38 Беседа. В.В. Маяковский – «труба» русской революции. Поэтическая судьба В. Маяковского. Экспрессия, гиперболизация, изощренная рифмовка, заостренная сатира в поэзии В. Маяковского.
39 Практикум. «Облако в штанах». Автобиографичность поэмы. Предыистория поэмы. Смысл названия. Своеобразие композиции.
40 Семинар. Тема любви в творчестве В. Маяковского. «Тяжкая гиря» неразделенной любви в стихотворении «Лиличка». Мечта о чистой любви «Флейта-позвоночник». Любовь – все в жизни человека « Письмо Татьяне Яковлевой».
41 Практикум Комедия «Клоп». Обнажение античеловеческой природы собственника в пьесе. Пороки, высмеиваемые в пьесе. Критика мещанства. Изобразительно-выразительные средства, используемые в пьесе. Сравнение с пьесой М.Горького «Мещане». Мещанство.
42 Семинар Клич революции. Сравнение стихотворений разных авторов, писавших о революции (А. Белый, О. Мандельштам, Н.Асеев, В. Брюсов, Б. Пастернак).
43 Лекция Имажинизм. Образ как броня строки. Характеристика имажинизма. Имажинизм.
44 Беседа «Флейта» русской поэзии. С.А. Есенин. Народная самобытность С.А. Есенина. Основные темы лирики поэта.
45 Семинар Тема Родины в лирике поэта. Сравнительная характеристика стихотворений «Русь», « Край любимый. Сердцу снятся», «Нивы сжаты, рощи голы», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая..» Мотивы грусти и печали по «уходящей Родине» в поэзии С. А. Есенина.
46 Практикум. «Анна Снегина» лироэпическое произведение С.Есенина. Изображение страны в годы страшных испытаний. Лирический герой поэмы.
47 Практикум. «Исповедь горячего сердца» в поэме «Черный человек». Работа над поэмой. Концепции основных образов поэмы. Сильные и слабые стороны предложенных интерпретаций поэмы.
48-49 Лекция. Русская литература первой половины XX века. Живые традиции. Литература 20-х, 30-х годов. Литература русского зарубежья.



­



Наши рекомендации