Основные подходы к изучению проблемы конфликтных взаимоотношений в трудах зарубежных и отечественных авторов

«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побеждённого или ущемить чьё-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас»

Далай Лама

Изучению проблемы конфликтов были посвящены исследования ряда выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3. Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин,

Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И.Ф. Смолянинов, П.О. Гриффин, М.И. Могилевский, О.В. Левин, Д.П. Зеркин, В.А. Кременюк, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачёв, Л.А. Петровская, Е.М. Дубовская, А.Я. Анцу- пов, А.И. Шипилов и другие.

В настоящее время существует множество определений термина «конфликт». В самом доступном варианте толкования под термином «конфликт» понимают столкновение противоположных интересов, взглядов, в основе которого лежит объективное расхождение целей и интересов (противоречие) [5, с. 285]. В более обширной трактовке конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. «Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни – утверждает Козырев Г.И. – ими могут быть материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д.» [11, с. 7].

Углубляясь в тему нашего исследования следует сказать, что «конфликтными взаимоотношениями можно считать такие отношение между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и / или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.) [6, с. 13].

Также конфликтными взаимоотношениями называют «отношения вялотекущего, подспудно назревающего конфликта, для которых характерны постоянные и нередко безрезультатные попытки достичь взаимопонимания, нарастающее внутреннее напряжение» [24].

Исторически видно, что первые попытки рационального осмысления конфликтов были предприняты ещё древнегреческими философами. Так, античный философ – диалектик Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания

В средние века Фома Аквинский развивал мысль о том, что войны допустимы в жизни общества, и определил ещё одно условие справедливой войны – санкция, данная государством.

В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов.

Э. Роттердамский указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях.

Разработка проблем конфликтов в западной социологии осуществлялась в различных направлениях. На первом этапе – в русле социал-дарвинизма и марксисткой теории, далее – функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонса. Так ведущий представитель функционализма Толкотт Парсонс – американский социолог-теоретик, уделял анализу конфликтных явлений большое внимание, но осуществлял их исследование с позиций интеграционного процесса с целью достижения общественного согласия. С этих позиций конфликт трактуется им как - «социальная аномалия, своего рода болезнь, которую необходимо преодолевать» [5, с. 21]. Т. Парсонс формулирует ряд «функцио- нальных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и вместе с ним потрясений [5, с. 21]: 1) удовлетворение основных биологических и психо- логических потребностей значительной части членов данного общества; 2) эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; 3) совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи. Однако, не все учёные признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины в том, что конфликты занимают значительное место в жизни общества и проведение теоретических исследований в этой области необходимо для разрешения конфликтных ситуаций.

Первым ввёл в научную терминологию понятие «социология конфликта» немецкий социолог Георг Зиммель [5, с. 12]. Учёный считал, что среди устойчивых форм социального взаимодействия особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.

Кроме того, Г. Зиммель выдвинул концепцию конфликта как «защитного клапана» Таким образом, он считал, что «клапаном в конфликтных взаимоотношениях является высвобождение чувства враждебности, которое, если не было бы отдушины, взорвало бы отношения между антагонистами» [10, с. 63].

Основные положения, предложенные Г. Зиммелем, являли собой достаточно стройную теорию, которая была способна объяснить явления социальной жизни, показать то положительное, что может дать конфликт в социальной сфере, в сфере межличностных отношений, включая и конфликты, возникающие в подростковой и юношеской среде. Для нас в теории Г. Зиммеля важным является мнение о том, что острота конфликтного взаимодействия между группами ведёт к сплочению внутри группы. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения внутри группы.

В 20-ом веке анализ проблематики конфликтных взаимоотношений стал осуществляться преимущественно в аспекте разработки методик разрешения конфликтных ситуаций [5, с. 20]. В это же время американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен попытались расширить понятие природы конфликта, вложив в него социальный контекст. Так, К. Хорни основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. И, напротив – Э. Фромм считал, что конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности, что в свою очередь приводит человека к конфликтным отношениям с окружающими. Таким образом, в 20–30-е годы 20-го века проблема конфликтных взаимоотношений и конфликта в целом начинает привлекать внимание социальных психологов. Происходит зарождение конфликтологии как науки.

Исторически сложилось так, что конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление лишь в конце 50-х годов 20-го века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывают с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов». Последний в своей книге утверждал, что «не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены» [5, с. 23].

Таким образом этими учёными была предложена «конфликтная модель» общества, используемая в качестве концептуальной основы современных представлений о конфликте и конфликтных взаимоотношений. В качестве основной причины социальных конфликтов они выделяли не отношения собственности, а перераспределение власти. Ими были сформулированы более десяти позитивных функций конфликтных отношений, включены в сферу рассмотрения динамики конфликта организационные взаимодействия между людьми. Так впервые была осуществлена попытка «вписать» конфликтные отношения в идею общественного порядка.

Таким образом, среди основных направлений зарубежных психологических исследований конфликтных взаимоотношений в первой половине 20-го в. можно выделить [2, с. 17]:

1. Психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

2. Социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

3. Этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

4. Теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

5. Фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

6. Поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);

7. Социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

8. Интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Современные подходы:

1. Теоретико-игровой (М. Дойч);

2. Теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

3. Теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Также в истории изучения конфликта в целом, в западной социологии выделяются три этапа [2, с. 17]:

1. Вторая половина XIX в. – социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и теория Маркса, в которой он считал, что «...объективно индивиды могут обладать одинаковым положением в обществе, но осознать общность своих интересов они могут только в конфликте и через конфликт» [Козер, с. 55];

2. Первая половина XX в. – функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эффективные методики разрешения конфликтных взаимоотношений в организациях, на производстве. При этом конфликты оценивались ими как негативные процессы, сдерживающие развитие общества;

3. Вторая половина XX в. – теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей категории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.

Так, в соответствии с теорией Л. Козера конфликтные взаимоотношения могли быть разделены на два вида: реалистические (предметные) или нереалистические (беспредметные).

Таким образом, реалистические конфликты, по мнению Л. Козера должны быть вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты – напротив – имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а даже самоцелью.

Рассмотрим же подробнее основные подходы и направления зарубежных психологических исследований конфликтных отношений в первой половине 20-го в.

Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем австрийского психолога 3. Фрейда, создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.

По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

Начало этологического подхода к конфликтным отношениям было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца. Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия – постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена.

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.

Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликтных отношений – фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов – агрессивность индивида и социальная причина – фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басс. Причины конфликтных взаимоотношений он ищет не только в биологии человека, его врождённых качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено, межличностные конфликтные взаимоотношения определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришёл к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путём перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.

Вслед за работами основателя символического интеракционизма – американского психолога и социолога Д. Мида – широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Щибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид – среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

Таким образом, анализ подходов к исследованию конфликтных отношений в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40–45 лет.

В настоящее же время исследования конфликтов, а вместе с этим и конфликтных взаимоотношений в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

1. Теоретико-игровое (М. Дойч);

2. Теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

3. Теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и её разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают чётко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. Начиная с 1948 года им были проведены сотни экспериментов, результатом чего была его теория кооперации и конкуренции. В теории Дойча конфликтная феноменология описывается как следствие объективного столкновения интересов, что позволяет считать его одним из основоположников изучения социально-психологической природы возникновения конфликтных отношений. Дойч верил, что результаты лабораторных экспериментов открывают путь к пониманию реальных конфликтов между живыми людьми. По мнению М. Дойча, «в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия» [26]. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.

Сторонники теоретико-игрового подхода, наоборот, считают, что все конфликты могут разрешаться как конструктивным путём, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создали в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.

На рубеже 60–70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.

Теперь рассмотрим проблему изучения конфликтных отношений в отечественной науке.

Значительный вклад в исследование конфликтной проблематики внесли такие отечественные исследователи как: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, П.О. Гриффин, И.М. Могилевский, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов и др.

Затрагивая тему конфликтных взаимоотношений в учебных коллективах более подробно, следует отметить, что интерес к противоречиям в процессе воспитания и обучения детей, отклоняющемуся поведению в коллективе начал формироваться в отечественной педагогике ещё в 1920–30-е гг. прошлого столетия. Он нашёл проявление в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Залужного и др.

Так, основополагающим принципом отечественной психологии, является разработанная ещё в трудах Л.С. Выготского идея единства индивида и социальной среды. В соответствии с этим конфликтные взаимоотношения рассматривались им, исходя из учения о социальной сущности человека, и в то же время – из неизбежности субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъективного переживания.

Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, содержание и сущность внутреннего конфликта должны быть обусловлены характером структуры самой личности. Однако эта структура в свою очередь сама детерминирована противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Так многообразные отношения, в которые человек вступает в действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определённых условиях фиксируются и входят в структуру личности.

В.С. Мерлин, обязательным условием возникновения конфликтных взаимоотношений считал субъективную неразрешимость ситуации, которая является результатом соответствующей оценки, интерпретации её человеком. Учёный считал, что исход конфликта не выводится однозначно ни из объективной ситуации, ни из направленности личности, а также подчёркивал, что в каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками. Таким образом, В.С. Мерлин, так же, как А.Н. Леонтьев, отмечает важную роль конфликтов в развитии личности.

Сегодня в отечественной педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, учащихся ПТУЗ и ВУЗов; сущность их конфликтов, причины; анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель – родитель», «учитель – ученик» [2, с. 25].

Кроме того, в отечественной психологической литературе по проблеме конфликтных отношений выделяются несколько направлений. Первая попытка их систематизации была изложена в работе Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской. Исходя из их схемы анализа межличностного конфликта «организационный контекст – совместная реализуемая деятельность – целеполагание – когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Так, мотивационное направление представлено работами только западных психологов. Удачным является лишь выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они, несмотря на различия, являются подходами одного направления, которое можно назвать личностным. И личность в нём рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия, зачастую порождающая конфликтные отношения на основании текущего внутриличностного конфликта.

Наши рекомендации