Глава 1. Моральные установки как предмет социально-психологического анализа

ІЗ/ 3ZY

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГРЇЧЕСКИИ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

Терёшкин Андрей Федорович МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТА

19.00.05 — социальная психология

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Научный руководитель

докт. психол. наук, профессор

В.Н.ПАНФЁРОВ


Глава 1. Моральные установки как предмет социально-психологического анализа - student2.ru

Санкт-Петербург 2004

Оглавление

Стр.

Введение 3
Глава 1. Моральные установки как предмет социально-
психологического анализа

1.1. Моральные ценности, представления и установки современной 9
молодежи

1.2. Моральные установки их природа и функции 17

1.3. Моральное развитие как формирование моральных установок 31

1.4. Моральные установки как интегральное образование. 46
Ассоциативно-ценностная модель моральных установок

Глава 2. Организация и методы проведения эмпирического исследования

2.1. Организация исследования 60

2.2. Разработка метода диагностики моральных установок 75 Глава 3. Эмпирическое исследование моральных установок

3.1. Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим 93
у современной молодежи

3.2. Общие, возрастные и тендерные особенности моральных 108установок

3.3. Моральные установки в единстве с самоотношением и 118отношением к окружающим

3.4. Проявления моральных установок в поведении субъекта 161
Выводы 178
Заключение 181
Литература 183
Приложения 195

З

Введение

Актуальностьисследования морали современного человека и социально-психологических механизмов, лежащих в основе ее формирования и функционирования представляется совершенно очевидной. В эпоху преобразований российского общества в масштабах всего социума происходит изменение моральных представлений, формирование социоморальной идентичности. В этом процессе молодежь занимает особое место, поскольку в этом возрасте интенсивно формируются ценностные ориентации, происходит активное осмысление действительности, поиск своей идентичности, построение образа мира и своего места в нем. Юноши и девушки стремятся сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, моральным ценностям и пересмотреть сложившиеся с детства ценностные представления. Особая сензитивность к окружающим реалиям, происходящим переменам, ведет к тому, что в ценностных представлениях молодежи наиболее отчетливо отражаются тенденции развития общественного сознания.

Реализуемый в современной России курс на создание сильного, стабильного государства с развитым гражданским обществом со всей определенностью ставит вопрос о создании современной, научно обоснованной, эффективной системы социоморальной регуляции поведения членов общества. Прежде всего, это механизмы моральной регуляции и саморегуляции. Особенно важно и перспективно рассмотрение в этом отношении молодежной выборки. Молодежь - это будущее общества, и понимание того, как ею усвоены моральные ценности и как сформированы механизмы моральной регуляции и саморегуляции, позволяет понять как развиваться дальше и как реагировать на происходящие в стране процессы.

Кроме того, молодежь - наиболее чутко воспринимающая общественные изменения группа, легко и очевидно на них реагирующая. Анализ усвоения молодежью социальных и моральных представлений и

4 ценностей позволяет понять почему, несмотря на мрачные прогнозы, часто

декларируемые нигилизм, индивидуализм, эгоизм как новые ценности, не

происходит одичание общества. Что является психологическим механизмом,

заставляющим человека принимать моральные требования и следовать им.

Моральные установки, понимаемые как субъективное обоснование того, почему необходимо следовать, либо можно не следовать, моральному закону, а также каким следует быть в моральном плане, представляются нам ключевым моментом в системе моральной регуляции. Будучи интегрированным с целостной системой отношений субъекта к себе, людям, миру в целом, они участвуют в детерминации поведения субъекта. Мы полагаем, что понимание механизма формирования, функционирования, изменения и развития системы субъективных моральных установок как компонента интегральной системы отношений субъекта дает возможность прогнозировать поведение носителей этих установок и вырабатывать пути целенаправленного морально-воспитательного воздействия.

Цельнашего исследования — описание моральных установок как целостного образования и компонента интегральной системы отношений субъекта

Предметисследования - моральные установки как интегральное образование.

Объектисследования - молодые люди от 15 до 26 лет, старшие школьники, студенты различных вузов Петербурга, работающая молодежь.

На основании теоретического анализа нами была сформулирована следующая гипотеза исследования: моральные установки - представляют собой сложно организованное интегральное образование, являющееся существенным неотъемлемым компонентом системы отношений субъекта. Они находятся в непротиворечивом единстве с общей направленностью субъекта, с его самоотношением и с отношением к окружающим. В деятельности и поведении моральные установки проявляются через свою интегрированность в системе отношений субъекта.

5 Задачи:

1.Создание теоретической модели моральных установок как интегрального образования в системе отношений субъекта

2. Разработка средств диагностики моральных аттитюдов, а также средств диагностики морального оценивания и самооценивания

3. Описание общих особенностей морального оценивания и самооценивания у современной молодежи в сравнении с их сверстниками доперестроечного периода

4. Изучение общих особенностей моральных аттитюдов современной молодежи

5. Описание возрастных и половых особенностей моральных установок

6. Описание моральных установок в единстве с самоотношением и отношением к другим

7. Описание проявлений моральных установок в поведении субъектов

Теоретическим и методологическим основаниемисследования
явились идеи системно-деятельностного подхода, развиваемые в работах
Б.Г.Ананьева, Л.И.Анциферовой, В.А.Ганзена, Б.Ф.Ломова,

С.Л.Рубинштейна, общетеоретические и социально-психологические положения о личности и социальной группе (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, И.П.Волков, Е.С.Кузьмин, В.Н.Мясищев, С.Московиси, Н.Н.Обозов, В.Н.Панферов, В.Е.Семенов), о моральном развитии личности (Л.Кольберг, Ж.Пиаже, Э.Эриксон).

Организация и методыисследования определялись в соответствии с целями и задачами исследования. В работе использован комплекс методов:

1. Методы сбора моральных высказываний: свободные описания, сравнения в триадах,анкета

2. Метод изучения морального оценивания, составленный на основании частотного анализа набор шкал

3. Метод исследования моральных установок, специально разработанный для данного исследования (Опросник моральных аттитюдов)

4. Методы измерения личностных свойств, конфликтного поведения, мотивации достижения

5. Методы статистической обработки результатов исследования и качественного анализа полученных данных

Исследование проводилось в два этапа: в 1985-86 годах и в 2000-01 годах.

В исследовании на разных этапах приняли участие более 900 старших школьников и студентов различных вузов Петербурга в возрасте от 15 до 26 лет.

Научная новизна и теоретическая значимостьисследования заключается в том, что в нем впервые рассмотрены моральные установки как целостная система, интегрированная в систему отношений субъекта, предложена ассоциативно-ценностная модель моральных установок, описан механизм их интегрированное™ в систему отношений субъекта и детерминирования мотивационных и поведенческих проявлений. Полученные данные вносят вклад в разработку новых интегративных моделей психической организации человека в части социально-психологической обусловленности его морального поведения и развития.

Практическая значимостьисследования определяется тем, что решаемые в нем вопросы непосредственно связаны с актуальными задачами морального воспитания молодежи. Предложенная концепция моральных установок позволяет глубже понимать процессы, происходящие при формировании и актуализации моральных установок в процессе воспитания. Разработанные методы дают возможность количественно оценивать моральные установки молодых людей, описывать индивидуальную и

7 групповую специфику моральных установок, а также количественно

оценивать особенности морального самоотношения и отношения к другим.

Это обеспечивает морально воспитательный процесс соответствующим

современным психологическим инструментарием.

Достоверность и обоснованностьполученных результатов обеспечивалась адекватной операциональзацией теоретической модели, использованием валидного психодиагностического инструментария, применением современных методов математической статистики при обработке данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Моральные установки, являющиеся основанием морального выбора,
соответствуют ценностям, ассоциированным с моральным поведением;
моральные установки, отражающие основания аморального выбора,
соответствуют основным способам отрицания или принижения морали.

2. Существуют общие особенности распространенности моральных установок, характерные для отдельных социальных, возрастных и половых групп

3. Для носителей отдельных (описанных в исследовании) моральных установок характерны устойчивые особенности отношения к себе, к другим людям, к миру в целом.

4. Поведенческие интенции и поведенческие проявления связаны с устойчивыми композициями моральных установок и отношений субъекта к себе и к окружающим.

5. Разработан валидный стандартизованный Опросник моральных
аттитюдов

Апробация работы.Теоретические и экспериментальные результаты исследования апробированы в ходе обсуждения на заседаниях кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, на V Всероссийской конференции «Практическая психология в школе» (СПб, ноябрь 2000), на Российско-фламандской научно-практической

8
конференции «Психолого-педагогическое медико-социальное

сопровождение развития ребенка» (СПб, март 2001), на VI Всероссийской

научно-практической конференции «Психология в школе: практический

психолог - профессия нового века» (СПб, ноябрь 2001), на I Всероссийской

заочной научной конференции (Екатеринбург, апрель-май 2002), на

Всероссийском съезде психологов. (СПб, июнь 2003), на конференции

Психология и мораль в рамках Ананьевских чтений (СПб, октябрь 2003).

Структура работы.Работа состоит из введения, трех глав, выводов,

заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает

152 наименования, из них 66 на иностранном языке. Основное содержание

изложено на 182 страницах, содержит 15 рисунков.

Глава 1. Моральные установки как предмет социально-психологического анализа

Наши рекомендации