Лекция №6. Малая группа как предмет социально-психологического исследования.

1.

Р. Мертон определяет малую группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Одной из главных черт группы является определенный способ взаимодействия, вторая важная черта – чувство принадлежности к данной группе, третья – идентичность группы с точки зрения посторонних.

В дихотомической (двухполюсной) шкале группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям: лабораторные – естественные, организованные – спонтанные, открытые – закрытые, группы членства – референтные группы. Основой подобного деления является степень значимости группы для личности с точки зрения ее ориентаций на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему ее установок.

Анализ структурных характеристик малой группы состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования. Учитывая соподчиненность групповых деятельностей (в зависимости от специфики организационных задач), правомерно говорить также и о соподчиненности производных от них систем отношений в группе, их уровневом расположении.

Существует несколько измерений (или уровней) групповой структуры:

1. Формально-статусное измерение. Оно дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений малой группы и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании организации, например: студент→преподаватель→декан→ректор.

2. Социометрическое измерение характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и представляется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. Например, учащийся, которого большинство группы предпочитают в общении, имеет статус эмоционального лидера в социометрическом измерении внутригрупповой активности, а учащийся, с которым никто не общается, - статус неизбираемого.

3. Коммуникативное измерение реализуется в коммуникативных сетях, фиксирующих соподчиненность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной информации, касающейся группы. Известно, что обладание информацией положительно связано с величиной официального статуса индивида в группе. Высокостатусным членам группы адресуют больше сообщений, и эти сообщения носят более дружеский характер.

4. Отношение власти является важным измерением групповой динамики. Позиции социальной власти отражают субординацию вертикальных расположений индивидов в зависимости от способности оказывать влияние в группе.

5. Лидерство является еще одним из выделенных выше измерений структуры малой группы. Оно определяется иерархией позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы. Наиболее рельефно это измерение групповой структуры проявляется в инструментальном и эмоциональном лидерстве.

Каждое отдельное измерение групповой структуры выступает некоторым детерминирующим фактором развития других измерений и, в конечном счете, структуры группы в целом.

Сложилось три основных направления в исследовании малых групп: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Фокус исследований малых групп в рамках данного направления сужался до минимума: предполагалось исследование лишь структуры психологических, т.е. межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми.

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах.

Школа «групповой динамики» отвечая на вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

В исследованиях малых групп можно обнаружить и совершенно иные теоретические подходы: например, традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналитической ориентации или изучение групп с точки зрения интеракционизма, но ни в одном из них не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений. Поэтому, хотя и в разной степени, все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности социально-психологической общности?

2. Дайте определение понятия общности.

3. Какова природа и функции общности?

4. Назовите факторы интеграции и дезинтеграции общности.

5. Какова природа, роль и функции лидерства в жизнедеятельности общности?

6. Каковы способы достижения лидерского статуса?

7. Что вы можете сказать о типологии лидерства?

8. Каковы логические основания для классификации социально-психологических общностей?

9. В чем специфика психологии малой группы?

Наши рекомендации