Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта

К понятиям, которые представляются существенными для социально-психологического анализа педагогического конфликта, относят структуру конфликта, его динамику, функции и типологию. Рассмотрим каждую из перечисленных выше характеристик конфликта.

В структуре конфликта выделяют: стороны конфликта (иногда их называют участниками), условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Сторонами педагогического конфликта могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации, которые выполняют образовательные и воспитательные функции. С точки зрения социальной психологии наиболее типичными сторонами в конфликте являются, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. Исходя из такого подхода могут иметь место следующие типы конфликтов: аспект личности - аспект личности (внутриличностный конфликт), личность – личность (межличностный конфликт), личность – группа (внутригрупповой конфликт), группа – группа (межгрупповой конфликт). В социально-психологическом плане стороны конфликта достаточно полно могут быть охарактеризованы мотивами, целями, установками, ценностями и т.д.

Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта - student2.ru Рис. 3.1. Типология педагогических конфликтов

Когда говорят об условиях протекания конфликта, обычно имеют в виду, что помимо характеристик участников, конфликт детерминируется внешними обстоятельствами, в которых он возникает и развивается. Его наиболее существенной составной частью является именно социально-психологическая среда, которая, как правило, представлена различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами и санкциями, иерархией ценностей и т.д. При этом представляется очень важным и необходимым понимать эту среду достаточно широко, ни в коем случае не ограничиваться лишь рассмотрением только ближайшего окружения личности. Для отечественных исследований является типичным более широкое понимание социальной среды личности по сравнению с зарубежными психологами. Оно обязательно включает в себя кроме малых групп большие социальные группы, такие, как классы, нации, профессиональные группы и т. д.

Третьей характеристикой конфликта выступают образы конфликтной ситуации(см. рис. 3.2).

Рис. 3.2. Образы конфликтной ситуации

 
  Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта - student2.ru

Кроме характеристик участников конфликта и условий его протекания конфликтное поведение сторон определяют идеальные картины, образы конфликтной ситуации, которые имеются у каждого из участников конфликта. Они реализуется, как правило, опосредуют конфликтное поведение участников конфликта. Эти внутренние картины включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящей стороне (ее мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Принято считать доказанным фактом, что не сама по себе объективная реальность является непосредственно детерминирует конфликтное поведение участников, а именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, имеющиеся у сторон. Анализируя возможные действия участников конфликта необходимо отметить, что образы конфликтной ситуации, сложившиеся у участников конфликта, детерминируют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Учитывая тот факт, что действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга в любом конфликте, поэтому они приобретают характер взаимодействия.

Как отмечает Т. Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, «… слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по их действиям». Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Любой конфликт предполагает наличие исходов конфликтных действий его участников. Исходы (а под ними принято понимать последствия, результаты конфликтных действий) всегда оказываются тесно и естественно вплетенными в сам конфликт. Действительно, во-первых, они включаются в конфликт на идеальном уровне, потому что стороны конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с ним начинают выбирать свое поведение.

Однако представляется также достаточно существенным то, что и сами реальные последствия конфликтных действий участников оказываются составным элементом процесса конфликтного взаимодействия. Как правило, в конфликте действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов, коррекция участниками своих представлений о конфликтной ситуации на основе такого осознания является одним из существенных моментов в конфликтном взаимодействии.

Теперь рассмотрим вторую группу понятий, которые также необходимы для полноценного анализа конфликта. Они объединены термином динамика конфликта. Несомненно, что любой реальный конфликт представляет собой процесс. Рассмотрение конфликта в динамике в обязательном порядке предполагает вычленение определенных этапов или стадий конфликта. К их числу можно отнести следующие: а) возникновение объективной конфликтной ситуации; б) осознание объективной конфликтной ситуации; в) переход к конфликтному поведению; г) разрешение конфликта. Проанализируем содержание каждой из указанных стадий конфликта.

Не вызывает сомнения тот факт, что в большинстве случаев конфликт порождается определенной объективной конфликтной ситуацией, которую можно представить следующим образом. Стороны А и B оказываются участниками объективной конфликтной ситуации, если стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной B некоторого желаемого для нее состояния D и наоборот. В частных случаях С и D могут совпадать. Кроме того, А и В могут оказаться сторонами одной и той же личности, в этом случае мы имеем дело с внутриличностным конфликтом. Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Именно по этой причине описываемую здесь стадию конфликтного взаимодействия часто называют стадией потенциального конфликта, поскольку подлинным конфликтом он становится лишь после восприятия, осознания объективной конфликтной ситуации ее участниками.

Вторым этапом в динамике конфликта, как уже отмечалось выше, является осознание сторонами, которые вовлечены в конфликтное взаимодействие, объективной конфликтной ситуации. Чтобы конфликт стал реальным, его участники обязательно должны осознать сложившуюся ситуацию именно как конфликтную. Только восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение. Однако нередко конфликтность образов может возникать в случае, когда вообще не существует никакой объективной основы для конфликта.

После осознания участниками наличия объективной конфликтной ситуации они начинают осуществлять конфликтное поведение. Конфликтное поведение можно рассматривать как действия, которые направлены на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и так далее. Но при этом следует обязательно принимать во внимание то, что необходимым условием, необходимым признаком конфликтного поведения является его осознание сторонами именно в качестве конфликтного.

Начавшиеся конфликтные действия сразу же резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, а эмоции, уже в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. Следовательно, возникает «замкнутый круг», из которого участникам конфликта становится весьма непросто вырваться. Кроме этого представляется достаточно немаловажным, что взаимные конфликтные действия сторон способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Таким образом, анализируемая стадия конфликтного поведения казалось бы обязательно должна порождать тенденции к дестабилизации конфликта.

Но вместе с этим этой стадии свойственны и тенденции прямо противоположного характера. Дело в том, что конфликтные действия противоборствующих сторон выполняют в известном смысле познавательную функцию. В обыденном сознании конфликт отождествляется именно со стадией конфликтного поведения. Такое отождествление представляется ошибочным, поскольку конфликт является значительно более сложным и многогранным феноменом, который невозможно свести только к конфликтному поведению. Однако справедливо, что переход к конфликтному поведению означает вступление конфликта в свою открытую и наиболее острую стадию.

Наконец, завершающей стадией любого конфликтного взаимодействия является разрешение конфликта. Поэтому проанализируем разрешение, рассматривая ее в качестве заключительной стадии эволюции конфликта. Разрешение конфликта вполне возможно осуществить, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации, а, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Следует иметь в виду, что в обоих рассматриваемых случаях, всегда вполне возможно двоякое разрешение конфликта: частичное (в этом случае исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон), и полное (когда конфликт устраняется как на уровне фактического поведения, так и на внутреннем уровне).

Таблица 3.1

Основные стадии конфликта

Этапы (стадии) конфликта Особенности протекания
Возникновение объективной конфликтной ситуации Наличие противоречий или препятствий в достижении желаемых целей или состояния
Осознание объективной конфликтной ситуации Восприятие, оценка и понимание сложившейся ситуации как конфликтной
Переход к конфликтному поведению Осуществление действий, противостояние на поведенческом уровне, повышенный эмоциональный фон
Разрешение конфликта Частичное или полное прекращение конфликтного поведения за счет изменения образов конфликтной ситуации сторон или преобразования самой ситуации

Полное устранение конфликта за счет преобразования объективной конфликтной ситуации происходит, например, когда с помощью разведения сторон добиваются того, чтобы участники конфликта лишились возможности продолжения контакта, а, следовательно, конфликтного взаимодействия (перевод конфликтующего школьника в другую школу). К этому же типу относится разрешение конфликта, состоящего в борьбе сторон за некоторые ограниченные ресурсы, посредством изыскания дополнительных ресурсов и полного удовлетворения ими обеих сторон. (Покупка второго телевизора в семье, если два ее члена желают одновременно смотреть разные программы.)

Частичное разрешение конфликта на объективном уровне имеет место, когда с помощью преобразования реальных условий среды конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что стороны оказываются незаинтересованными в дальнейшем продолжении конфликтных действий. К этому типу относятся, например, многие чисто административные решения конфликта, вводящие определенные запреты и санкции на случай их нарушения.

Но особенно интересным с социально-психологической точки зрения представляется случай, когда разрешение конфликта достигается за счет изменения образов, имеющихся у противоборствующих сторон. Подобное разрешение конфликта (полное или частичное) в обязательном порядке предполагает переструктурирование имеющихся ценностей, мотивов, установок, а также принятие новых, поэтому здесь уместно использовать весь арсенал средств, которые были разработаны в социальной психологией специально для этих целей.

Подводя итог рассмотрению основных стадий, через которые проходит конфликт в его динамике, необходимо отметить также следующее. Во-первых, все сказанное выше относительно динамики конфликта не следует понимать в том смысле, что любой конфликт обязательно должен проходить через каждую из перечисленных стадий. Например, сложившаяся объективная конфликтная ситуация может остаться незамеченной, не воспринятой сторонами. В этом случае конфликт ограничится своей первой стадией и останется на уровне потенциального. Но с другой стороны, стадия восприятия ситуации как конфликтной может наступить и в условиях, когда объективная конфликтная ситуация вообще отсутствует. Кроме того, вполне вероятно, что разрешение конфликта может последовать непосредственно за его восприятием.

Во-вторых, важным моментом динамики конфликта является его возможные переходы из одних форм в другие. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой), а внешний - во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт.

Следует также отметить, что ранее упоминавшийся нами ложный конфликт (то есть конфликт, возникающий при отсутствии объективной конфликтной ситуации в силу ошибочного взаимного восприятия сторон) вполне может трансформироваться в истинный, подлинный. Аналогичным образом истинный (ложный) конфликт по одному поводу может перейти в истинный (ложный) конфликт по другому поводу и т. д. При исследовании взаимоотношений в различных группах довольно часто также приходится сталкиваться с серией частных, на первый взгляд неоправданных конфликтов, которые на самом деле свидетельствуют о наличии какого-то глубокого и серьезного конфликта.

Следующим элементом понятийной схемы анализа конфликта являются функции конфликта. В настоящее время доминирующей точкой зрения является признание того, что конфликт выполняет две основные функции: деструктивную и конструктивную. Рассмотрим основное содержание этих функций.

Сначала проанализируем основные виды проявлений деструктивной функции конфликта. Сразу же заметим, что возможные проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Например, внутриличностный конфликт, как правило, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий, а в крайних случаях может привести даже к разрушению личности. На уровне малой группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимодействия и взаимоотношений, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге заметно понижать эффективность функционирования группы в целом. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения.

Но любой конфликт выполняет и определенные конструктивные функции,причем проявления конструктивных воздействий конфликта не менее многообразны, чем деструктивные. Поэтому остановимся здесь лишь на некоторых из них. Общеизвестно, что конфликт достаточно часто может служить мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, стагнации, он служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей и т. п.). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от дезорганизующих ее факторов и способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

Четвертым элементом понятийной схемы является его типология конфликтов. В силу того, что социальные конфликты исследуются рядом научных дисциплин, поэтому неизбежно существование самых разнообразных типологий конфликтов. Остановимся лишь на некоторых из них.

В качестве широко распространенной рассмотрим типологию конфликтов, предложенную М. Дойчем.

1. Подлинный конфликт. Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно».

2. Случайный или условный конфликт. Существование этого типа конфликта «зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами».

3. Смещенный конфликт. В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, латентный конфликт, лежащий в основе явного.

4. Неверно приписанный конфликт. Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат - по поводу ошибочно истолкованных проблем». (Когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей).

5. Латентный конфликт. Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. Ложный конфликт. Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

В качестве основания для классификации М. Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами». Подобная формулировка не может быть основанием, поскольку она крайне неопределенна. Фактически в качестве основания используется наличие или отсутствие у конфликтов по крайней мере трех признаков:

а) существование объективной конфликтной ситуации; б) факт осознания этой ситуации; в) адекватность этого осознания. Поскольку основание классификации сколько-нибудь четко не сформулировано, полученные М. Дойчем типы конфликта часто пересекаются.

В основу другой классификации положены характеристики участников конфликтного взаимодействия, которые являются основой конфликта. В соответствии с этим принято выделять четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. Действительно, внутриличностный конфликт порождается противоречиями внутри личности. Здесь участниками конфликта могут выступать, например, различные стороны одной и той же личности, а также потребности и осознание личностью невозможности их удовлетворения в данное время.

В случае межличностного конфликта его участниками являются отдельные личности, а его причина кроется в противоречиях, которые существуют между ними. Внутригрупповой конфликт предполагает в качестве участников личность и группу. Примером могут служить конфликты, которые возникают между учащимся и его одноклассниками из-за несоответствия его ценностных ориентаций общегрупповым. В случае же межгруппового конфликта в роли участников конфликтного взаимодействия начинают выступать группы.

Наши рекомендации