Порядок представления к досрочному освобождению от
Отбывания наказания
Освобождение осужденных до истечения указанного в законе срока может быть обоснованным, если осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного срока наказания или вследствие состояния своего здоровья не способен воспринимать воспитательное воздействие и, следовательно, отбывать наказание. Исходя из этого, перед представлением лица к досрочному освобождению должно быть проверено, действительно ли оно не представляет общественной опасности и может быть освобождено от наказания.
В отношении осужденных к лишению свободы вопрос о представлении лица к условно-досрочному освобождению первоначально рассматривается советом воспитателей отряда, затем – комиссией в составе начальника учреждения, его заместителей по режиму и воспитательной работе, начальников оперативной гт специальных частей.
На заседании комиссии рассматриваются личное дело кандидата на досрочное освобождение, подготовленная начальником отряда характеристика осужденного, содержащая подробные сведения о поведении, отношении к труду, осуждению, поощрениях, взысканиях, а также мнения членов комиссии о возможности условно-досрочного освобождения осужденного. При необходимости вызывается осужденный.
Решение комиссии имеет рекомендательное значение для начальника учреждения; оно оформляется протоколом и должно быть мотивировано. При отрицательном решении повторное обсуждение вопроса возможно не ранее чем по истечении шести месяцев. При этом вся процедура рассмотрения представления должна быть проведена заново.
В представлении высказывается мнение о целесообразности условно-досрочного освобождения от основного и дополнительных наказаний или замены наказания о более мягким. В суд направляется также личное дело осужденного, которое возвращается в колонию после вынесения определения об освобождении либо oткaзe в этом.
Осужденный должен характеризоваться за все время отбывания наказания. Это делается для того, чтобы избежать досрочного освобождения неисправившихся осужденных, которые ведут себя отрицательно, а за пять-шесть месяцев до возможного условно-досрочного освобождения резко меняют поведение, всячески демонстрируя свое исправление.
В отличие от ранее действовавшего законодательства Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 9 ст. 175) обязывает администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, при отбытии осужденным установленной законом части срока наказания в течение месяца рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо об отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене наказания более мягким видом наказания. Данная норма служит гарантией того, что лица, имеющие возможность претендовать на такое освобождение не будут забыты вследствие халатности того или иного сотрудника колонии.
При положительном решении вопроса о представлении осужденного к условно-досрочному освобождению или к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, учреждение пли орган, исполняющие наказание, вносят в суд представление об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания либо о замене ему не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Порядок внесения представления устанавливается уголовно-процессуальным законодательством Poсcийcкoй Федерации.
Учреждение и орган, исполняющие наказание, имеют право вносить представление о помиловании осужденного. Предварительное рассмотрение представления аналогично указанному выше в отношении лиц, представляемых к условно-досрочному освобождению. Порядок внесения представления должен быть определен законодательством Российской Федерации.
Предварительное рассмотрение представления об отсрочке отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей, отбывающим наказание в исправительной колонии, должно быть организовано в таком же порядке. Поскольку решение данного вопроса зависит, в частности, от характеристики осужденной, целесоо6разность его обсуждения на комиссии исправительной колонии сомнений не вызывает.
Содержание представления об условно-досрочном освобождении от отбывания наказаний, о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, помиловании и отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, имеющим малолетних детей, примерно одинаково. В нем должны содержатся данные, характеризующие личность осужденного, его поведение и отношение к труду за все время отбывания наказания, а также его отношение к совершенному преступлению.
Порядок применения амнистии определяется в специальном постановлении, которое принимается Государственной Думой одновременно с изданием постановления об амнистии. Обычно амнистия применяется судами в отношении тех дел, которые находятся в их производстве. Что касается осужденных, то для применения к ним амнистии создаются комиссии, специально образованные для ее поведения. Эти комиссии формируются при учреждениях и oргaнах, исполняющих наказания. В их состав входят представители органов местного самоуправления, правоохранительных органов, органов прокуратуры. Комиссии изучают приговоры по делам осужденных, их личные дела, характеристики, при необходимости вызывают самих осужденных. На основе всех имеющихся данные принимается решение о применении или неприменении амнистии к каждому из осужденных. Рассмотрение вопроса об освобождении осужденного по болезни начинается с направления его на врачебную комиссию, то есть есть основание полагать, что заболевание осужденного подпадает под перечень болезней, позволяющих ставить вопрос об освобождении. Если комиссия придет к выводу, что заболевание осужденного не подпадает под перечень болезней, дающих основание для досрочного освобождения, составляется заключение, которое объявляется осужденному под расписку. Если будет признано, что заболевание подпадает под названный перечень, составляется мотивированное заключение, направляемое начальнику учреждения, в котором лицо отбывает наказание.
Заключение
В период подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях в колониях общего режима, в целях успешного социальной адаптации могут быть по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи. В этом случае или разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за пределами исправительной колонии. Они могут содержаться в общежитии, расположенном за пределами колонии совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Это создаст возможность существенно уменьшить правоограничения и предоставить им ряд прав, которыми не пользуются другие осужденные того же вида режима. Такие лица с разрешения администрации могут посещать те предприятия, где они предполагают работать после освобождения, иметь больше встреч с семьей, купить вещи, необходимые после освобождения, лично решать вопросы трудового, бытового, жилищного устройства, посетить центр занятости. Полусвободный режим позволит им привыкнуть к жизни среди свободных людей, что особенно важно для тех, кто отбыл длительные сроки лишения свободы. Наказание считается отбытым в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.
Список используемой литературы
1. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ.
2. Уголовно-исполнительное право В.М. Анисимов, С.А. Капустин, П.Г. Пономарев,М.С. Рыбак, «Феникс» Ростов-на-Дону 2008г.- 413с.
3. Уголовно-исполнительное право В.А. Селиверстов, «Юристъ», Москва 2003г.
4. Уголовное право РФ А.И. Рарог, В.П. Степалин, О.Ф Шифов, «Юристъ», Москва 2003г.