Срок реализации программы: 2007- 2010 гг
Программная методика
1. Интеллектуальные и ролевые игры
2. Уроки с элементами психологического тренинга
3. Уроки психологической защиты учащихся
4. Психокоррекция
5. Тематические классные часы
6. Диспуты
7. Встречи с медработниками
8. Выпуск школьных тематических газет
9. Дни здоровья
10. Родительские собрания и лектории
11. Работа в кружках , секциях, клубах
12. Семейные конкурсы
13. Классно – семейные пешие походы
14. Выставки
Данные методы и формы работы, направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности, которые не только развлекают учащихся, но и создают позитивный эмоциональный тонус, способствующий сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает учащимся самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?, а также помогает молодым людям ориентироваться в трудных жизненных ситуациях, отличать истину от лжи, принимать ответственные решения.
Дидактические и воспитательные возможности программы позволяют:
- учиться мыслить, понимать окружающий мир и себя в этом мире;
- отвергать надуманные стереотипы и небезопасные цели;
- задуматься над тем, что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ;
- научиться пониманию, взаимодействию и сотрудничеству с другими;
- научиться нести ответственность за свои решения и поступки;
- научиться быть собой, распознавать и реализовывать свои потенциальные возможности;
- понять, что такое зрелость - физическая, психическая, социальная и духовная;
- понять ценность и значение семьи и осознать ответственность за ее создание;
- понять важность целомудрия и добрачной чистоты в своей жизни.
Ожидаемые практические результаты:
Создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий.
· Формирование у учащихся способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека ;
· Развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
· Психологическое благополучие ребёнка в семье;
· Устранение дефицита психологических знаний, умений и навыков;
· Оптимизация отношений между детьми и родителями
Информационная база
В основу работы положены материалы программ семейного воспитания ведущих российских и зарубежных специалистов, а также программы курса «Семьеведение»
для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, разработанной Пензенским институтом развития образования.
Тематика и основные формы работы:
№ | Мероприятия для детей | Мероприятия для родителей | Мероприятия для детей и родителей |
« Я и моя семья» 1 класс | |||
1. | Презентация «Портрет» моей семьи. | Диагностика стиля семейного воспитания. | Конференция «Традиции семьи и их значение в воспитании» |
2. | · Семейный досуг. «Наша любимая игра» | Творческая встреча за круглым столом на тему: «Проблема семейного отдыха» | Пеший поход на природу. |
3. | · Презентация начальной школы «Праздник первой оценки» | Беседа о психологическом благополучии детей в семье. | Мини – уроки для родителей. |
4. | · Наш дом Уроки Золушки. | Обмен опытом родителей по трудовому воспитанию. | Утренник «Все работы хороши, выбирай на вкус». |
2 класс | |||
1. | · Семья, в которой мы живем. Классный час: «За что я ответственен дома, на улице, в школе». | Выставка «Творческая мастерская семьи». | Экскурсия на место работы родителей. |
2. | · Бабушки, дедушки. · Вечер на тему: «Заглянем в бабушкин сундучок» | Творческая встреча Совет бабушек и дедушек. | Вечер встречи «Мои года – мое богатство». |
3. | · Семья и здоровье Подвижные игры. | Собрание «Режим в жизни всем необходим». | Соревнование «Веселые старты» |
4. | · Семья вместе – душа на месте «Праздник пословицы» | Заседание дискуссионного клуба «Отцы и дети» | Новогодний семейный праздник. |
3 класс | |||
1. | · Моя родословная Кто кому кто? (Исследование) | Диспут «Кто сейчас глава семьи?» | Мое генеологическое дерево. |
2. | · Семейный бюджет Игра «Кто хочет стать миллионером?» | Собрание на тему «Семейный бюджет» | Ролевая игра «Планирование бюджета» |
3. | · Спорт в семье «Спортивный экспресс» | Обмен опытом: «Зарядка и закаливание» | «Папа , мама и я – спортивная семья». |
4. | · Семейная память Оформление семейного альбома. | Посиделки «Радости маминого детства» | Выпуск газеты «Моя семья» |
4 класс | |||
1. | · Родители и я – счастливая семья. Создание банка данных «История моей семьи» | Консультация специалиста « Невидимые враги человека (алкоголь, СПИД, курение) | Праздник девочек, мам и бабушек, посвящённый 8 Марта. |
2. | · Половое воспитание Беседа «Между нами, девочками». | Собрание «Половое воспитание в семье» | Ролевая игра «Дочки – матери» |
3. | · Традиции в семье. Беседа: «Быть как мама, быть как папа». | Лекторий «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» | Вечер памяти «Давно закончилась война» |
4. | · Уроки этики в семье. Правила, обязательные для всех. (устный журнал) | Психологический практикум «Как научить своего ребенка жить в мире людей» | Прощание с начальной школой. |
5 класс | |||
§ «Анкета моей семьи». (Классный час) | О поощрении и наказании в семье.(Лекция) | Презентация «Фотопортрет моей семьи» | |
§ «Что означает моё имя». (Беседа) | Конкурс семейных газет «Что в имени тебе моём..» | ||
· «Кем хотел бы я стать?».(Классный час) | Родительское собрание «Семейные ценности и традиции» | Проект«Моя родословная» | |
· Встреча с медицинским работником.(Беседа – диалог для девочек) | Половое воспитание девочек.(Лекция врача). | ||
· Поведение девочек и поведение мальчиков.(Ролевая игра) | Физиологические особенности подростка. (Выпуск информационного листа.) | Конкурс«А ну – ка, мальчики,а ну – ка, девочки» | |
6 класс | |||
§ Конфликтные ситуации в семье.(Ролевая игра) | Заглянем в семейный альбом (Презентация). | ||
§ Подборка пословиц и поговорок о семье. (Конкурс) | Советы Карнеги. (Выпуск информационного листа.) | ||
§ Час общения § Наши роли в семье | «Спасибо тебе, родная!» (Концертная программа к Дню Матери) | Беседа на тему: «Роль матери в семейном воспитании» | |
· Что я думаю о моде? (Дискуссия). | |||
§ Как преодолеть конфликт? | Круглый стол «Мужской разговор» | Беседа на тему: «Роль отца в семейном воспитании» | |
7 класс | |||
§ История моей фамилии. | Час общения «Друзья наших детей». | Семейные ценности и традиции | |
§ Бабушки, дедушки, внуки.(Фотопроекты) | Влияние семейных конфликтов на психологическое самочувствие ребенка. Советы психолога. | ||
§ Час общения. § Письмо родителям «Разговор по душам». | Доверяет ли вам ваш ребёнок? (Анкетирование) | Лекция «О любви» - взрослые и дети | |
§ | Любовь и семья: законы и обычаи | ||
8 класс | |||
§ «Семейная роль». (Классный час) | Род, семья, очаг – фамильные ценности (Лекция) | ||
§ Тренинг для девушек «А если это любовь?» | Когда ваш ребёнок влюбляется … (Советы психолога) | Стихи о любви. (Поэтический вечер) | |
§ Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.(Общение с психологом) | Влияние родительских отношений на психологическое развитие ребёнка. (Лекция) | ||
§ Отношения с родителями. Конфликты. ( Тренинг) | Отношения с ребёнком. Конфликты. ( Тренинг) | Искусство воспитания. (Конференция) | |
9 класс | |||
· Как быть красивой. Советы стилистов. (Серия бесед) | Мода и здоровье.Советы и рекомендации родителям. (Лекция) | Мир моих увлечений. Стилисты и кутюрье нашего класса. | |
· Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.(Чтение и обсуждение) | Лишение и ограничение родительских прав.(Лекция) | Тренинг «Мужественность мальчиков и женственность девочек». | |
«История женской судьбы.» (Проект к Дню Матери) | |||
§ Как украсить праздничный стол. (классный час) | О здоровом питании. Конкурс на лучший рецепт от семьи. | Культура домашнего стола. | |
· Устав школы. «За и против».(Обсуждение). | Родительские права и обязанности.(Лекция) | ||
10 класс | |||
§ Сочинение на тему « Мой дочерний (сыновний ) долг | Искусство быть родителями. | Беседа - дискуссия «Какие они, послушные дети?» | |
§ Искусство быть супругами (Лекция – беседа) | Тренинг «Какой я отец? Какая я мама?» ( работа с психологом) | Кто в семье хозяин? Роль в семье мужчины и женщины. (Собрание) | |
§ Условия семейного счастья. Дом славен трудом | Быт…или не быть? Радость совместного труда(лекция) | Беседа – дискуссия «Распределение обязанностей в семье» | |
§ Лучшая разработка программы фестиваля«Мама, папа, я –счастливая семья» | Роль отца в воспитании ребенка .(Лекция). | Фестиваль – конкурс «Мама, папа, я –счастливая семья» | |
§ Тренинг – практикум для девушек «Женские хитрости» | Встреча с медработниками « Девочка, девушка, женщина» | ||
§ Любовью дорожить умейте.(классный час). Выставка свадебных фотографий моих родителей. | Взаимоотношения знаменитых семейных пар. А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова. (компьютерные презентации) | ||
11 класс | |||
§ Час общения § Защита материнства и детства. | Роль матери в воспитании ребёнка.(лекция). | Праздничный вечер, посвящённый Дню Матери. | |
§ Психология семейных отношений. (лекция – диалог) | Советы психолога «Как строить отношения в семье» | Взаимоотношения знаменитых семейных пар. А.Блок и Л.Менделеева. (компьютерные презентации) | |
§ Как выбрать спутника жизни.(Беседа) | Советы психолога « С кем идти по жизни» | ||
§ Союз поколений.(Подготовка к празднику чествования семейных династий) | Чествование семейных династий. (Праздничный вечер). | ||
§ Сюжетно – ролевая игра «Свадьба и брачный контракт». | Расторжение брака или сохранение союза? (Лекция) | Неполные браки, повторные браки (Лекция) | |
Час общения детей и родителей Об активном отдыхе. | Семейные игры на воздухе. | ||
§ О семейной экономике (лекция) | Куда деть деньги? Поговорим о семейном бюджете.(Советы психолога) | Тренинг «Как рассчитать семейный бюджет?» |
Разработчики программы оставляют за собой право вносить в неё коррективы в процессе реализации.