Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
Важнейшая задача возрастного развития старшего дошкольника связана с формированием психологической готовности к школьному обучению.
К концу дошкольного возраста у ребенка появляется важное новообразование — «внутренняя позиция», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. У 6—7-летнего ребенка, по Л. И. Божович, возникает потребность в новой жизненной позиции и в деятельности, обеспечивающей эту позицию. Начало обучения способствует удовлетворению этих стремлений. Внутренняя позиция входит в противоречие с позицией взрослых: в их глазах он еще маленький и несамостоятельный, а в собственных — уже «взрослый», способный осуществлять социально значимую и оцениваемую деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Для успешной адаптации и усвоения требований учебной деятельности ребенок должен иметь необходимый уровень развития в различных сферах. Совокупность этих характеристик часто определяют через понятие «готовность к школьному обучению».
Готовность к школьному обучению — соответствие уровня физического, психического и социального развития ребенка требованиям и условиям учебной деятельности в школе. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик.
Психологическая готовность к обучению в школе — необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.
Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка. Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению.
В качестве важнейших компонентов этой готовности выделяются интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, социально-психологическая готовность и эмоционально-волевая готовность. Кратко охарактеризуем их.
Интеллектуальная готовность — это уровень развития познавательных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы.
Критериями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются:
1) Развитость познавательных процессов, речи.
2) Сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности.
3) Широта круга представлений. Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Помимо интеллектуальной готовности иногда говорят о личностной готовности к школьному обучению. Она отражает уровень развития самосознания, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер.
Самосознание позволяет ребенку более адекватно относиться к своим способностям, результатам работы, поведению. Для формирования позитивной самооценки и «Я-концепции» как компонента личностной готовности ребенка к школе важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценка его достижений взрослым.
Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Л. И. Божович считала мотивационную готовность. При сформированной мотивационной готовности у ребенка наблюдается устойчивое стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям. В этом случае у него возникает желание овладеть важной содержательной деятельностью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
Мотивационная готовность — устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни. Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность покинуть «детский мир» и приобщиться к взрослой жизни, на то, что после учебы можно получить желанную профессию и т. д. В результате формируется новая позиция школьника. Некоторых детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т. д.); потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях; желание приобрести новых друзей и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного места среди других людей.
Особое место в структуре психологической готовности к школьному обучению занимает социально-психологическая готовность.
Социально-психологическая готовность к школе — это готовность ребенка к взаимодействию с другими людьми. Необходимость формирования этой готовности обусловлена тем, что учебная деятельность, направленная на решение учебных задач, предполагает активное взаимодействие ученика с учителем и учеников между собой. Поэтому дети должны иметь навыки делового общения, уметь совместно выполнять совместные учебные действия, уметь слушать и слышать, правильно вести себя в проблемных ситуациях общения.
Успешное обучение в школе невозможно и без соответствующего развития эмоциональной и волевой сферы. Поэтому в качестве одного из компонентов выделяется эмоционально-волевая готовность к школьному обучению.
Эмоционально-волевая готовность — способность ребенка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деятельности.
В качестве основных критериев эмоциональной готовности детей к школе выделяются: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонкое развитие высших чувств; сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать); уменьшение импульсивных реакций на возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Волевая готовность формируется как результат развития соответствующих волевых качеств (дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность). Показателями волевой готовности к школе являются:
* сформированность волевого действия;
* развитие способности управлять своим поведением;
* соподчинение мотивов.
Все перечисленные структурные компоненты готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.