Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе

1.Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.

2.Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

3.Развитие личности дошкольника.

4.Развитие познавательной сферы в дошкольный период.

5.Характеристика кризиса 7 лет.

6.Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.

Задания к практическому занятию:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: новорожденность, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, орудийные действия, соотносящие действия, перцептивные действия, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация ,сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм. школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность.

Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.-М., 1994.-с. 190-195

Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии.- 2004.- №5.- с.47-56.

Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии.- 2004.- 31.- с.91-103

Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии.- 1997.- № 2.- с. 18-23

Вопросы для самоконтроля:

Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников?

Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?

Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»?

Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?

Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте?

Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте?

В чем сущность кризиса семи лет?

В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?

Какова сущность психологической готовности к школе?

Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»?

Литература

1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал.-1994.-№1.-с.180-183.

2. Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества.-М., 1996.

3. Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание.-1995.-№8.-с.87-91.

4. Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной.-М.,1980.-с.129-138.

5. Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование.-1997.-№4.-с.71-80.

6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника.-М.,1984.

7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М., 1988.

8. Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н.Поддъяков.-М.,1984.

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе.-М.,1987.

10. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология.-1988.-№1.-с.50-60.

11. Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4-5 летних детей // Мир психологии.- 2007.- №2.- с.93-100.

12. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе.-СПб., 1997.

13. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 9.- с.68-75.

14. Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии// Вопросы психологии.-1997.-№5.-с. 118-129.

15. Смирнова Е.О., Рошка Г.И. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии.-1987.-№3.

16. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии.- 1995.-№4.-с 108-115.

4.Основные новообразования младшего школьного возраста

1.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

2.Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика.

3.Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

4.Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

5.Развитие эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника.

6.Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Задания к практическому занятию:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: адаптация, внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.

2. Составить конспект:

Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП,1996.-с. 160-169.

Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.:ИПП,1996.-с.229-232

Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.-1992.-№2.-с. 14-19

Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактор субъектности младших школьников // Мир психологии.- 2005.- №2.- с.249-255

Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004.-№1.- с. 137-144

Вопросы для самоконтроля:

Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста?

Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте?

Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

Какой вид мышления преобладает у младшего школьника?

Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников?

Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте?

Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?

Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?

Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?

Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?

Форма контроля: Устный и письменный опрос.

Литература

1. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

2. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М. - Воронеж, 1998.

3. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова.-М.,1990.

4. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение,1998.

6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - М.; Рига:ПУ «Эксперимен»,2000.

5.Основные новообразования в подростковом возрасте

1.Биологические условия развития подростка. Пубертатный кризис.

2.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в подростковом возрасте.

3.Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование возраста.

4.Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте. Специфика педагогических конфликтов с подростками.

5.Межличностное взаимодействие подростков. Типы конфликтов и типология конфликтного поведения.

Задания к практическому занятию:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление.

2. Составить конспект:

Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ,1996.- С.163-168.

Поливанова КН. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.-1996.-№1 .-с.20-33.(выписки)

Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-с.39-47.(доклад )

3. Подготовить групповую презентацию по теме: «Подростковые субкультуры».

Вопросы для самоконтроля:

Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте?

В чем проявляется явление отчуждения от взрослых и эмансипации от близких?

В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?

Каковы особенности личностного развития подростка?

В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?

В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?

В чем заключается сущность понятй девиантное поведение и делинквентное поведение.

В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте?

Форма контроля: устный опрос, проверка конспектов.

Литература

1. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И.Фельштейна .- М.: МПСИ,1996.-С. 239-248.

2. Калитеевская Е.Р., Леонтьева Д.А. Пути станволения самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 2006.- №3.- с.49-55.

3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: МПСИ,1997.

4. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1997.- № 2.-с.48-60. (доклад).

5. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков// Вестник МГУ.-Психология.-2001.-№3

6. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков.-Ростов-на-Дону,1997.

7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.-1996.-№1.-с.20-33.(

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни.-М.,1990.Прихожан А.М. психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.,2001.-с.267-270.

9. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной напряженностью // Вопросы психологии.- 2007.- №5.- с.39-47.

10. Романенко И.В. Исследование готовности школьников к обучению в среднем звене // Психолого-педагогический журнал.-1999.-№1.

11. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-с.39-47.

12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.

13. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: МПСИ,1996.- С.163-168.

14. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития.-М.,2003.

Наши рекомендации