Готовность дошкольника к обучению в школе, ее сущность, виды. Понятие преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.

Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д.

В широком смысле под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать новыми знаниями, умениями, нормами, правилами поведения, проявлять при этом необходимый уровень активности.

Составляющие готовности ребенка к обучению в школе:

  • Общая готовность – психологическая, физическая и интеллектуальная;
  • Специальная готовность – приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математике, чтению, письму и окружающему миру).

Психологическая готовность – комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешность обучения ребенка в школе.

Основные параметры психологической готовности ребенка к обучению в школе:

  • Отношения ребенка с окружающими его взрослыми, где главный компонент – произвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций и принимать взрослого в новом качестве учителя;
  • Взаимоотношения со сверстниками, которые характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться в игре; содержательное общение детей в совместно-распределительной деятельности (игре, конструировании и т.п.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров;
  • Отношение ребенка к самому себе – к концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной;
  • Сформированность у ребенка позитивной мотивации учения.

Физическая готовность – включает состояние здоровья будущего школьника, его правильное телосложение, хорошую осанку, своевременное развитие двигательных навыков и качеств (произвольность, выносливость, координация), физическую и умственную работоспособность.

Школьная зрелость – уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки и новый режим жизни не будут слишком обременительны для ребенка и не ухудшат состояние его здоровья.

Интеллектуальная готовность – включает в себя сформированность у старших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления, навыков учебной деятельности, культуры умственного труда.

Основные показатели интеллектуальной готовности:

  • Образный компонент (способность воспринимать многообразные свойства и признаки предмета; зрительная память на образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций – аналогия, сравнение, синтез; эврестическое мышление);
  • Вербальный компонент (способность перечислять различные свойства предметов, выделять существенные из них, слуховая память на речевой основе; развитие мыслительных операций; критичность мышления).

Специальная готовность к обучению в школе – уделяет особое внимание областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром.

Компоненты специальной готовности к школьному обучению:

· Речевое развитие детей, которое предполагает синхронное совершенствование звуковой и смысловой сторон речевой деятельности, диалогической и монологической форм речи, развитие способности к активному слушанию и точному осмысленному воспроизведению различных по структуре текстов;

· Формирование математических представлений, сенсомоторному развитию ребенка, знакомство с системой сенсорных эталонов в процессе совершенствования перцептивных и интеллектуальных действий, ориентация во времени и пространстве;

· Формирование основ экологической культуры, понимание причинно-следственных связей окружающей действительности, соотнесение норм и правил индивидуального поведения со значимыми законами природы.

Преемственность в работе ДОУ и школы подразумевает не только преемственность в учебных программах, но и постоянный контакт между воспитателями подготовительных групп и учителями начальной школы, который поможет подготовить ребенка к обучению в школе таким образом, что процесс его школьной адаптации пройдет безболезненно.

Главной задачей обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них.

Проблема преемственности – комплексная проблема. Ее разрешение требует объединения усилий специалистов различных областей: медиков, психологов, педагогов, социологов и др., поэтому ее нельзя определять лишь как связь между отдельными элементами построения педагогического процесса в детском саду и начальной школе.

Преемственность ДОУ и школы как двухсторонний процесс:

  • На дошкольной ступени – сохранение самоценности дошкольного детства и формирование фундаментальных личностных качеств ребенка, служащих основой успешной школьной жизни;
  • На ступени начальной школы – школа как преемник дошкольной ступени продолжает работу, начатую в детском саду, подхватывая достижения ребенка и развивая накопленный им потенциал.

В итоге данные условия позволяют реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе.

Вместе с тем, необходимо отметить, что уровень преемственности между ДОУ и школой в современной России еще недостаточно высок, и, как правило, переход к школьной жизни весьма проблематичен для ребенка.

Основные формы преемственности в работе ДОУ и начальной школы на этапе модернизации российского образования:

Наши рекомендации