Охарактеризуйте понятие «готовность детей к школе». общая и специальная готовность. диагностика готовности детей к школьному обучению.

Готовность к школе («школьная зрелость») - тот уровень морфофункционального, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья ребенка.

Причины неподготовленности к школе:

Органические - Различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные - Неэффективная тактика педагогического подхода. Неблагоприятные условия, в котором ребенок растет и развивается.

Готовность к школе предполагает общую и специальную подготовку детей к школе.

Специальная готовность – Наличие у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика, чтение, письмо, окружающий мир.

Общая готовность - Итог всей воспитательно-образовательной работы д\с по всестороннему воспитанию дошкольников. Общая готовность включает в себя:

Морфофункциональная готовность:

- биологическая зрелость организма:

- антропометрические показатели,

- развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем,

- соответствующее развитие физиологических функций (способность к торможению, необходимая для достаточно длительного сидения за партой, хорошая координация движений, в частности, мелких движений пальцев, относительно быстрое образование и упрочение условных связей и достаточное развитие 2 сигнальной системы).

Физическая готовность - Это хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость работоспособность организма, высокая степень сопротивляемости заболеваниям, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

Мотивационная готовность - положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Мотивационная готовность - основной компонент социальной зрелости – степени готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника.

Компоненты мотивационной готовности:

1. Правильное представление об учении, о школе.

2. Желание идти в школу.

3. Познавательный интерес к окружающему, познавательная активность.

Интеллектуальная готовность - Готовность в плане умственного развития. Определяется несколькими взаимосвязанными компонентами:

1. Наличие у детей достаточно широкого запаса знаний об окружающем (знания должны быть полными, точными, осознанными и систематизированными. Важна также способность детей к самостоятельному оперированию знаниями.)

2. Общий уровень развития мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать).

3. Соответствующий уровень развития познавательной деятельности, познавательных психических процессов (способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, точность ощущений, полнота восприятия, т.е. качество познавательных процессов).

4. Соответствующий уровень речевого развития (владение простыми формами монологической речи, достаточный словарный запас, культура речевого общения).

5. Наличие предпосылок учебной деятельности (умение понимать, запоминать поставленные задачи, умение анализировать, вычленять способ действия, применять его для решения поставленной задачи, умение контролировать свои действия, оценивать их и результат труда, умение сознательно подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам).

Эмоционально-волевая готовность - Умение ребенка регулировать свое поведение в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживаниями.

Волевая готовность предполагает развитие определенного уровня самостоятельности, ответственности, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

Эмоциональная готовность предполагает переживание ребенком позитивных эмоций, связанных с учением, радости от познания нового, удовлетворения от успешности выполненного, уверенности в себе и своих силах.

Готовность в сфере общения -умение строить свои отношения со взрослыми и со сверстниками.

Предполагает устойчиво-положительный тип отношений со взрослыми, т.е. умение спокойно и ответственно относиться к оценкам, замечаниям взрослого. Активность в общении. Со сверстниками: заинтересованность и активность в общении, умение отстаивать свою точку зрения без конфликтов и обид, не заискивать перед другими и не противопоставлять себя им, умение относиться к другому, как к себе, а к себе, как к другому.

Для определения готовности детей к школе в подготовительной группе в начале и в конце года проводят диагностику.Диагностика готовности к школе - обследование, проводимое психологом, педагогом, медицинским работником по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным методикам с целью определения степени готовности дошкольников к школьному обучению. В детском саду на практике мы наблюдали, что морфофункциональная готовность определяется по возрастным критерия биологического возраста (вес, рост, соотношения объема головы и грудной клетки, количество постоянных зубов), физическая готовность определяется по тестам физической подготовленности (челночный бег, подтягивание, наклоны и др.), мотивационная, эмоционально-волевая готовность и готовность в сфере общения выявляется в результате бесед и наблюдений, для определения интеллектуальной готовности воспитатель проводила тесты на определение уровня развития внимания, памяти, мышления, воображения (привести примеры), кроме того наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности, беседа с детьми и родителями также являются эффективными методами диагностики. Но самой результативной методикой является тест Керна-Ирасека, который включает 3 задания: нарисовать фигуру человека, скопировать с трафарета 10 нарисованных точек, воспроизвести короткую фразу из трех слов. Каждое задание оценивается в соответствии с критериями и делается вывод о состоянии основных функциональных систем и школьной зрелости.

Анализируя подготовку детей к школе в ДОУ на практике, учитываю, что в детском саду акцент в подготовке детей делается на специальной подготовке и интеллектуальной готовности, можно порекомендовать педагогам уделять должное внимание и мотивационной готовности и готовности в сфере общения и эмоционально-волевой готовности, т.к. готовность детей к школе – это итг всей воспитательно-образовательной работы ДОУ на протяжении всего дошкольного возраста.

Наши рекомендации