Контроль исходного уровня знаний. 1. Каким образом менялся предмет психологической науки?
Фронтальный опрос:
1. Каким образом менялся предмет психологической науки? Что выступало фактором, обусловливающим смену предмета науки?
2. Как можно охарактеризовать понятие «тенденции развития»? В чем состоит роль тенденций развития науки?
3. Дайте характеристику предмета психологической науки на разных этапах ее становления.
4. Каким образом различаются научная школа и научное направление в психологии?
5. В чем состоит принципиальное разногласие между Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным во взглядах на природу психического?
6. Оцените вклад каждого из направлений психологии в современное состояние науки.
7. Закономерно ли сосуществование многих направлений и школ в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?
Основные понятия и положения темы
Бихевиоризм -направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Основоположник - Д. Уотсон.
Гештальтпсихология - одна из основных школ зарубежной психологии первой половины XX в., представители которой исходят из целостности человеческой психики, не сводимой к ее простейшим формам. основоположник – Ф. Перлз.
Психоанализ -метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Основоположник – З Фрейд.
Индивидуальная психология -одно из направлений глубинной психологии, считавшее основой характера врожденное социальное чувство, нуждающееся в воспитании. Основоположник – А. Адлер.
Аналитическая психология -одно из направлений глубинной психологии, которое исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы. Основоположник – К. Г. Юнг.
Когнитивная психология – одно из направлений в психологии, центральным вопросом которой является вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Основоположники - У. Найссер, А. Пайвио.
Гуманистическая (экзистенциальная) психология -направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человек. Основоположники - Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу.
Духовная (христианская) психология - своеобразная ветвь гуманистической психологии, считающая, что Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается.
Высшие психические функции (Л.С. Выготский) - специфически человеческая, социально-обусловленная форма психики.
Интериоризация(А.Н. Леонтьев) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.
Психические процессы (П. Я. Гальперин) - ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях.
Самостоятельная работа по теме.
2. По приведенным в приложении 1 цитатам ученых-психологов определите их принадлежность к направлению психологической науки.
3. Из работы Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (отрывки представлены в приложении 2) выпишите признаки кризиса науки и покажите, как кризис влияет на смену предмета психологической науки на определенном этапе ее развития.
Итоговый контроль знаний.
Заполнение таблицы «Направления психологической науки и предмет их исследования».
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Тесты:
1. ПЕРВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БЫЛА СОЗДАНА:
1) Вильгельмом Вундтом.
2) Зигмундом Фрейдом.
3) Куртом Левином.
4) Зельцем Отто.
2. СХЕМА S-R ДЕЛАЕТ УПОР НА:
1) объективное описание поведения.
2) бесполезность концепции сознания.
3) соответствие между реакцией и данным стимулом.
4) объективизм Я и Оно.
3. ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ КАКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПО СЛОВАМ В.ДЖЕЙМСА, ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАВИСЕТЬ ОБЛИК ВСЕЙ ПСИХОЛОГИИ 20-ГО ВЕКА:
1) бихевиоризма.
2) гештальтпсихологии.
3) Вюрцбургской школы.
4) психоанализа.
4.СТОРОННИКОМ КАКОГО ПСИХОЛОГИЧЕКОГО НАПРАВЛЕНИЯ БЫЛ И.П.ПАВЛОВ?
1) интроспективной психологии.
2) ассоциативной психологии.
3) гештальтпсихологии.
4) психоанализа.
5. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ А.МАСЛОУ:
1) гомункулус.
2) самоактуализация.
3) либидо.
4) инсайт как процесс переструктурирования.
Задачи:
1. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В. Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В. Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы – ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология – психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие – неэкспериментальные – методы. В чем Вы видите причину такой непоследовательности В. Вундта?
2. Какие из приведенных ниже суждений характеризуют предмет психологической науки? Почему другие утверждения не являются правильными?
1) Психология выявляет закономерности, действующие в сфере психического отражения действительности, а также регуляции поведения и деятельности.
2) Психология раскрывает индивидуальность личности, неповторимое сочетание особенностей восприятия и осмысления действительности конкретным человеком, а также его переживаний, стремлений и действий.
3) Предметом психологической науки являются физиологические процессы, происходящие в мозгу при отражении действительности в форме ощущений, образов восприятия и воображения, мыслей, мотивов, эмоций и чувств.
4) Психология — это наука о сознании, в котором функционируют ощущения, образы восприятия и воображения, мысли, складываются отношения к действительности в форме эмоций, чувств и мотивов поведения.
5) Психология рассматривает факты, события психической жизни.