Контроль исходного уровня знаний.

Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф

В 2 частях

Часть 2. Медицина катастроф

сборник методических указаний

для обучающихся к практическим

занятиям для специальности

060103.65– Педиатрия

Красноярск

УДК 614.8 (07)

ББК 51.1(2Рос),236

Б 40

Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф. В 2 ч. Ч. 2. Медицина катастроф : сб. метод. указаний к практ. занятиям для специальности 060103.65 – Педиатрия / сост. В. Е. Войконов, М. М. Анисимов. – Красноярск : тип. Крас ГМУ, 2015. – 307 c.

Составители: ст. преподаватель Войконов В. Е.;

ст. преподаватель Анисимов М. М.

Сборник методических указаний к практ. занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010) для специальности 060103.65 – Педиатрия, рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.04-11. Выпуск 1.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №____ от «___»_______20__)

КрасГМУ

Содержание

Занятие № 1.

Тема: «Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф»…………………………………4

Занятие № 2

Тема: «Медицинская защита и спасателей в чрезвычайных ситуациях»……24

Занятие № 3

Тема: «Подготовка лечебно-профилактических учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях»………………………………………………………46

Занятие № 4

Тема: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Виды и объём медицинской помощи. Этап медицинской эвакуации»……………………………………………………......62

Занятие № 5

Тема: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. Медицинская сортировка и медицинская эвакуация»………………………………………………………………………..80

Занятие № 6

Тема: «Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера»……….90

Занятие № 7

Тема: «Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствиях)»…118

Занятие № 8

Тема: «Организация противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях»………………………………………………………………………138

Занятие № 9

Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика, лечение»……..154

Занятие № 10

Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) кожно-нарывного действия»………………………………………………….174

Занятие № 11

Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) общеядовитого действия. Клиника, диагностика, лечение»……………197

Занятие № 12

Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) удушающего действия. Клиника, диагностика, лечение»………………215

Занятие № 13

Тема: «Отравляющие и аварийно опасные химические вещества (АОХВ) раздражающего действия. Клиника, диагностика, лечение»…………..238

Занятие № 14

Тема: «Ядовитые технические жидкости»……………………………….247

Занятие № 15

Тема: «Средства индивидуальной и коллективной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи»……………………260

Занятие № 16

Тема: «Средства радиационной и химической разведки. Систематизация изученного»………………………………………………………………..277

Список литературы………………………………………………………..306

Занятие № 1.

Тема: «Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф»

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие

Разновидность занятия: беседа, демонстрация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

3. Значение изучения темы: при увеличении частоты чрезвычайных ситуаций мирного времени одной из важнейших задач государства является защита населения в условиях ЧС. В связи с этим обучающиеся должны знать принципы и мероприятия по защите населения и уметь организовать их проведение формированиями ВСМК.

4. Цели обучения:

- общаяобучающий должен обладать ОК и ПК ОК-1,ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-28, ПК-31, ПК-32.

.

- учебная: должен знать какие задачи решает медицина катастроф в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) в мирное и военное время, основы организации медицины катастроф, структуру и организацию формирований и учреждений, выполняющих мероприятия по ликвидации ЧС. Уметь проводить мероприятия по оказанию медицинской помощи населению, владеть методами сортировки и оказания медицинской помощи пострадавшим.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

- тестовый контроль;

- устный опрос.

Основные понятия и положения темы.

Определение и задачи всероссийской службы медицины катастроф

В жизни современного человечества всё большее место занима­ют проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды. Это связано с ежегодным увеличением количества возникающих катастроф природного и техногенного характера, ростом масштабов ущерба от них. В связи с этими угрозами создаются государствен­ные и международные организации, призванные решать эти пробле­мы.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья насе­ления Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бед­ствиями авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государствен­ной задачей.

Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы

катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и сред­ства других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В свете данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г.

Всероссийская служба медицины катастроф — функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяю­щая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основа ВСМК — служба медицины катастроф Министерства здравоохранения РФ.

Служба медицины катастроф Минздрава РФ предна­значена для организации и осуществления медико-санитарного обе­спечения при ликвидации ЧС. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно­- гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

Медицина катастроф — отрасль медицины, представляющая систе­му научных знаний и сферу практической деятельности, направлен­ной на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авари­ях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Основные задачи ВСМК следующие:

• организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локаль­ных вооружённых конфликтах и террористических актах;

• создание, подготовка и обеспечение готовности органов управле­ния, формирований и учреждений ВСМК к действиям в ЧС;

• создание и рациональное использование резерва медицинского имущества и материально-технических средств, обеспечение экс­тренных поставок лекарственных препаратов при ликвидации последствий ЧС;

• подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

• разработка методических основ обучения населения и спасателей в подготовке к оказанию первой помощи в ЧС;

• научно-исследовательская работа и международное сотрудниче­ство в области медицины катастроф.

Среди задач ВСМК важнейшей является медико-санитарное обеспечение населения в ЧС, включающее организацию и про­ведение лечебно-эвакуационных мероприятий, санитарно-противоэпидемическое обеспечение, медицинскую защиту населе­ния и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, снабжение медицинским имуществом.

Кроме того, ВСМК принимает участие в следующих мероприятиях:

• в выявлении источников ЧС, способных стать причинами небла­гоприятных медико-санитарных последствий, и организации постоянного их медико-санитарного контроля;

• проведении комплекса мероприятий по недопущению или умень­шению тяжести возможных ЧС;

• осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;

• разработки и осуществлении мер по социальной защите населе­ния;

• проведении гуманитарных акций;

• обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

Организационная структура всероссийской службы медицины катастроф

ВСМК организуется по территориально-производственному прин­ципу с учётом экономических, медико-географических и других осо­бенностей региона или административной территории.

ВСМК организована на федеральном, региональном, террито­риальном, местном и объектовом уровнях и имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения.

Формирования, учреждения и органы управления ВСМК соз­даются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Федеральный уровень ВСМК включает следующие звенья:

• Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штат­ными формированиями и учреждениями;

• органы управления, формирования и учреждения по санитарно-эпидемиологическому надзору центрального подчинения;

•центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предна­значенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК представлен такими составляющими:

•филиалами ВЦМК «Защита» с входящими в них штатными фор­мированиями и учреждениями в федеральных округах;

•межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы и центрами Госсанэпиднадзора регионально­го уровня с входящими в них формированиями;

•формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также кли­ническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК представлен такими организациями:

•территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

•центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входя­щими в них формированиями;

•нештатными формированиями ВСМК;

•клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК включает следующие звенья:

•центры медицины катастроф или станции (подстанции) скорой медицинской помощи в масштабе районов, городов;

•центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиоло­гической разведки;

•лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК включает следующие составляющие:

• должностные лица, отвечающие за медико-санитарное обеспече­ние объекта в ЧС;

• медицинские силы и средства, имеющиеся на объекте.

Руководитель ВСМК на федеральном уровне — председатель феде­ральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на ре­гиональном, территориальном и местном уровнях — председатели соот­ветствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Минздрава России — осно­ва ВСМК, обеспечивающая следующие мероприятия:

• разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

• подготовку, повышение квалификации и аттестацию специали­стов ВСМК;

• разработку методических основ подготовки населения к оказа­нию первой медицинской помощи в ЧС;

• руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Начальник службы медицины катастроф Минздрава России — министр. Начальник службы медицины катастроф на региональном уровне — представитель министра здравоохранения в федеральном округе. Начальники служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях — руководители органов управ­ления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом — руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Органы управления Всероссийской службы медицины катастроф

На федеральном уровне органом управления служит Всерос­сийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздрав­а России. ВЦМК «Защита» — государственное много­профильное учреждение, выполняющее функции органа управле­ния ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава Основные его подразделения таковы:

• управление;

• штаб ВСМК;

• филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах);

• клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ);

• отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);

• институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями);

• центр медицинской экспертизы и реабилитации;

• отдел медико-технических проблем экстремальной медицины;

• отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях;

•отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.

Научно-практические подразделения разрабатывают предложе­ния по государственной политике в области медицины катастроф с целью предупреждения и ликвидации медико-санитарных послед­ствий ЧС, а также осуществляют разработку и организуют выпол­нение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК. В составе ВЦМК «Защита» действуют Учёный совет, секции Учёного совета по основным направлениям научной деятельности центра.

На региональном уровне органы управления службы медицины катастроф — филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориаль­ном уровнях, а также мероприятий в области защиты жизни и здоро­вья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

На территориальном уровне органом управления службой медици­ны катастроф служит территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением.

Как правило, в составе ТЦМК существуют такие структуры:

• администрация;

• оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы;

• отделы медицинского снабжения и материально-технического обес­печения;

• штатные и нештатные формирования — бригады специализи­рованной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация).

На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они созданы), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляют специально назначенные должностные лица по делам

ГОЧС

4. Формирования и учреждения службы медицины катастроф

.

Формирования и учреждения службы медицины катастроф орга­низуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатные формирования службы медицины катастроф представле­ны следующими структурами:

• подвижными многопрофильными госпиталями;

• медицинскими отрядами;

•бригадами специализированной медицинской помощи.

Их создают в соответствии с утверждёнными штатами и обе­спечивают по табелям специальным оснащением и оборудованием. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Нештатные формирования создают на базе медицинских образо­вательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счёт их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф:

• медицинские отряды;

• бригады (группы) специализированной медицинской помощи;

• врачебно-сестринские бригады и др.

Обеспечение их готовности к работе возложено на руководителей лечебно-профилактических учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управ­ления службы медицины катастроф соответствующего уровня.

Передвижной многопрофильный госпиталь

Основное мобильное лечебно-диагностическое формирование службы медицины катастроф — полевой многопрофильный госпи­таль ВЦМК «Защита».

Он предназначен для приёма поражённых, их медицинской сортировки, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбула­торной помощи населению. При полном развёртывании госпиталь может за сутки принять до 250 поражённых. Для госпитализации нетранспортабельных поражённых госпиталь может развернуть до 150 коек.

Штат госпиталя состоит из:

• управления;

• основные отделения (приёмно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитальное, эвакуаци­онное);

•подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения).

Нештатные подразделения госпиталя — 17 бригад специализи­рованной медицинской помощи (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирурги­ческая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, экстракорпоральной деток-сикации, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радио­логическая, токсикологическая и эвакуационная).

Бригады формируют из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимости от характера ЧС госпиталь комплектуют бригадами различного профиля. Он может развёртываться как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатри­ческий, туберкулёзный или многопрофильный.

В госпитале есть в наличии различная диагностическая и лечеб­ная аппаратура, компактное санитарно-хозяйственное и специальное имущество, модульные каркасные палатки и необходимое оснаще­ние, обеспечивающее автономную работу госпиталя в любых кли­матических условиях.

Бригады специализированной медицинской помощи

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) могут быть штатными или нештатными. Они служат мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учрежде­ний, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основные задачи БСМП :

• медицинская сортировка поражённых, нуждающихся в специа­лизированной медицинской помощи;

• оказание специализированной медицинской помощи поражённым;

• лечение нетранспортабельных поражённых;

• подготовка поражённых к эвакуации в специализированные лечебные учреждения;

•оказание консультативно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям.

Штаты и табели оснащения БСМП определяют на основе типово­го положения о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф.

Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе республиканских, областных (краевых), городских многопро­фильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицин­ских вузов, научно-исследовательских институтов и специализиро­ванных центров медицинского профиля и комплектуются из высоко­квалифицированных специалистов на добровольной основе.

Назначение и изменение основного состава и дублёров персона­ла БСМП осуществляются приказами руководителя учреждения-формирователя.

В режимах повседневной деятельности и повышенной готовно­сти БСМП подчиняются руководителю учреждения и находятся в оперативном подчинении руководителю соответствующего центра медицины катастроф.

В режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад в праздничные и выходные дни осуществляют дежурство на дому по графику, утверждённому руководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром медицины катастроф. В ЧС руководство деятельностью бригады возложено на руководителя центра медици­ны катастроф.

Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС опреде­ляют исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получе­ния распоряжения. Режим работы бригады в ЧС в среднем 12 ч в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и спе­циальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обеспечения согласно табелю оснаще­ния. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче.

Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осущест­вляется в приоритетном порядке решением соответствующей комис­сии по чрезвычайным ситуациям.

Руководитель учреждения, формирующего БСМП, несёт прямую ответственность за формирование, их готовность к выполнению воз­ложенных на них задач. Обязанности руководителя следующие:

• укомплектовать БСМП специалистами;

• обеспечить БСМП табельным имуществом и организовать его сохранность и обновление;

• при получении указания центра медицины катастроф обеспечить оповещение персонала БСМП и его сбор, своевременную достав­ку бригады в пункт сбора для отправки в зону ЧС;

• обеспечивать специальную подготовку специалистов БСМП и их аттестацию;

• осуществлять финансирование дежурств и работы БСМП в зоне ЧС.

Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения-формирователя из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов и отвечает за состояние готовности бригады к работе в ЧС и выполнение возложенных на неё задач. Его обязан­ности:

• обеспечивать постоянную готовность бригады к выполнению её штатных задач;

• организовывать и проводить специальную медицинскую подго­товку персонала бригады;

• знать табельное имущество бригады, место его хранения, порядок получения;

• чётко организовывать работу бригады в соответствии с задачами. Специалисты бригады подчиняются руководителю бригады. Их

обязанности:

• знать свои действия при оповещении, место сбора;

• знать задачи бригады и свои функциональные обязанности;

• совершенствовать профессиональные знания и навыки работ БСМП;

• знать табельное оснащение бригады;

• принимать участие в проведении медицинской сортировки, ока­зании специализированной медицинской помощи и организации эвакуации поражённых;

• осуществлять консультативно-методическую помощь специали­стам в зоне ЧС лечебно-профилактических учреждений.

В соответствии с Типовым положением о бригадах специализиро­ванной медицинской помощи службы медицины катастроф существу­ет 21 тип бригад. Наиболее часто привлекают для работы при ликви­нации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

Краткая характеристика бригад специализированной медицинской помощи

Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифициро­ванной и специализированной медицинской помощи поражённым хирургического профиля.

Объём медицинской помощи бригады:

• клинико-инструментальное обследование поражённых;

• комплексная противошоковая терапия;

• вмешательства по неотложным показаниям;

• проведение всех видов оперативных вмешательств при поврежде­нии органов грудной и брюшной полостей, таза;

• хирургическая обработка ран;

• оказание помощи поражённым с синдромом длительного сдавления, повреждением магистральных кровеносных сосудов, раз­личными видами острой сосудистой патологии в сочетании с обширными повреждениями прилегающих анатомических обра­зований;

• антибактериальная терапия и др.

Состав бригады: руководитель (врач-хирург), два врача-хирурга, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицинская сестра — всего восемь человек. За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифи­цированной и специализированной медицинской помощи поражён­ным с механическими повреждениями, главным образом опорно-двигательного аппарата, и их лечения.

Объём медицинской помощи бригады:

• клинико-инструментальное обследование поражённых;

• комплексная противошоковая терапия;

• иммобилизация и обезболивание;

• операции остеосинтеза;

• различные хирургические вмешательства по жизненным показа­ниям;

• анестезиологические и реанимационные мероприятия.

Состав бригады: руководитель (врач-травматолог), врач-травматолог, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицин­ская сестра перевязочная (гипсовая) — всего семь человек. За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Нейрохирургическая БСМП предназначена для оказания квали­фицированной и специализированной медицинской помощи пора­жённым с травмами черепа, ушибами головного мозга и позвоноч­ника, нуждающимся в хирургической помощи.

Объём медицинской помощи бригады:

• клинико-инструментальное обследование поражённых;

• первичная хирургическая обработка ран мягких тканей головы;

• устранение вдавленных переломов костей свода черепа;

• наложение трепанационных отверстий;

• резекционные костно-пластические трепанации; •остановка внутричерепного кровотечения, удаление внутриче­репных гематом, очагов размозжения мозга и инородных тел;

• декомпрессионные и стабилизирующие вмешательства на позво­ночнике, удаление гематом и инородных тел из позвоночного канала и спинного мозга;

• анестезиологические и реанимационные мероприятия и др.

Состав бригады: руководитель (врач-нейрохирург), врач-нейрохирург, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные сестры и медицинская сестра-анестезиолог — всего шесть человек. В течение 12 ч работы бригада проводит до шести оперативных вме­шательств.

Ожоговая БСМП предназначена для оказания квалифицирован­ной и специализированной медицинской помощи пострадавшим с термическими поражениями.

Объём медицинской помощи бригады:

•проведение (продолжение) мероприятий по профилактике и лече­нию ожогового шока;

•интенсивная инфузионно-трансфузионная, дезинтоксикационная терапия;

•трахеостомия при ожогах дыхательных путей;

•лампасные разрезы при циркулярных ожогах груди, затрудняю­щих дыхание, и конечностей (с нарушением кровоснабжения);

•проведение (продолжение) мероприятий по профилактике и лече­нию острой сердечно-лёгочной недостаточности, инфекционных осложнений и др.

Состав бригады: руководитель бригады (врач-хирург-анестезиолог), врач-хирург, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные меди­цинские сестры и медицинская сестра-анестезиолог — всего шесть человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 поражённым.

Детская хирургическая БСМП предназначена для оказания ква­лифицированной и специализированной хирургической помощи детям и их лечения. Эти бригады создают на базе детских клиник медицинских вузов, НИИ, институтов усовершенствования врачей, областных, городских детских больниц, имеющих отделения хирур­гического профиля.

Необходимость иметь в службе медицины катастроф такие БСМП обусловлена тем, что среди поражённых в ЧС в среднем 25 % состав­ляют дети.

Объём медицинской помощи бригады:

• клинико-инструментальное обследование поражённых;

• комплексная противошоковая терапия;

• хирургическая обработка ран;

• все виды оперативных вмешательств при повреждении органов грудной, брюшной полостей и малого таза;

• хирургическая помощь при переломах костей, синдроме длитель­ного сдавления, термических повреждениях;

• трансфузионная и антибактериальная терапия;

• анестезиологические и реанимационные мероприятия и др.

Состав бригады: руководитель (врач-хирург детский), врач хирург-травматолог-ортопед детский, врач анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) — всего семь человек. За 12 ч работы бригада может провести до 10 оператив­ных вмешательств.

Акушерско-гинекологическая БСМП предназначена для орга­низации и оказания квалифицированной и специализированной акушерско-гинекологической помощи поражённым и больным, нуж­дающимся в ней, и их лечения.

Объём медицинской помощи бригады:

• клинико-инструментальное обследование;

• комплексная противошоковая терапия;

• выскабливание полости матки при маточных кровотечениях любой этиологии;

• принятие неосложнённых (неотложных) и патологических родов, в том числе оперативным путём;

• антибактериальная терапия антибиотиками направленного дей­ствия, химиопрепаратами;

• дезинтоксикационная терапия, введение десенсибилизирующих препаратов;

• симптоматическое лечение и др.

Состав бригады: руководитель (врач-инфекционист), два врача (терапевт-инфекционист и педиатр), три медицинские сестры — всего шесть человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50—100 больным.

Лечебные учреждения, участвующие в ликвидации последствий ЧС, при необходимости могут усиливаться и другими БСМП: ане­стезиологическими, реаниматологическими, офтальмологическими, оториноларингологическими, челюстно-лицевой хирургии, терапев­тическими, педиатрическими, лабораторно-диагностическими. Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специально­стей, имеют в составе ещё два-три врача и три-пять средних меди­цинских работников.

Среди других БСМП необходимо отметить следующие:

• санитарно-токсикологическую БСМП: руководитель (врач-гигиенист), врач-токсиколог, два химика-аналитика, инженер по электронной технике — всего пять человек;

•радиологическую БСМП: руководитель (врач-гигиенист), два врача-специалиста по радиационной медицине, врач лаборант-гематолог, два физика-дозиметриста, физик-спектрометрист — всего семь человек. К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания поражённым первой врачебной помощи, относятся следующие:

• врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи;

• врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создают на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основные задачи бригады:

• медицинская сортировка поражённых;

•оказание первой врачебной помощи в установленном объёме и эвакуация поражённых из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель — врач, два фельдшера (либо фель­дшер и медицинская сестра-анестезиолог), санитар-водитель — всего четыре человека. На оснащении бригада имеет специальные уклад­ки, укомплектованные согласно табелю. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Врачебно-сестринские бригады — нештатные мобильные формирования службы медицины катастроф, предназначенные для оказания первой врачебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации поражённых из очага. Их создают на базе городских, центральных, районных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и травм-пунктов.

Состав бригады: руководитель (врач), старшая медицинская сестра, две медицинские сестры, санитар, водитель-санитар — всего шесть человек. За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачеб­ной помощи 50 поражённым.

Комплектование медицинским имуществом врачебно-сестринских бригад осуществляют учреждения-формирователи согласно табелю. Имущество, готовое к работе, хранят в учреждении-формирователе в специальных укладках. Комплектование транспорта водителями проводится распоряжением руководителя учреждения-формирователя или решением администрации города (района).

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания поражённым доврачебной помощи, относятся следующие:

• бригады доврачебной помощи;

• фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи. Бригады доврачебной помощи — подвижные медицинские форми­рования здравоохранения, предназначены для следующих действий:

• медицинской сортировки поражённых;

• оказания им доврачебной помощи;

• подготовки к эвакуации.

Эти бригады создают и комплектуют согласно табелю на основании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений, здравпунктов и используют для рабо­ты в очаге ЧС (на границе очага).

На объектах бригады могут быть созданы по решению руководителя объекта за счёт персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель (фельдшер или медицинская сестра), одна или две медицинские сестры, водитель-санитар — всего три или четыре человека. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи соз­дают на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады: два фельдшера (один из них руководитель), сани­тар и водитель — всего четыре человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формиро­ваний и учреждений к работе в ЧС обеспечены следующим:

• наличием подвижных медицинских формирований, находящих­ся в постоянной готовности и способных работать автономно;

•регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом;

• использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражённых современных скоростных транспорт­ных средств;

• созданием запасов имущества и медикаментов;

• совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечиваю­щей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативностью использования сил и средств службы медицины катастроф.

1. Режимы функционирования всероссийской службы медицины катастроф

В соответствии с положениями, принятыми Единой государствен­ной системой по предупреждению и ликвидации ЧС, ВСМК организует свою работу в одном из перечисленных режимов функционирования:

• повседневной деятельности;

• повышенной готовности;

• чрезвычайной ситуации.

Организованный переход от одного режима функционирования к другому осуществляют в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Режим повседневной деятельности ВСМК включает выполнение следующих мероприятий:

• участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объ­ектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС;

• организация и обеспечение постоянного эффективного функцио­нирования дежурно-диспетчерской службы;

• обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организации их работы;

• организация и проведение санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;

• создание и поддержание готовности органов управления, форми­рований и учреждений службы медицины катастроф, совершен­ствование подготовки её личного состава;

• создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования;

• разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению формирований и учреждений необхо­димыми материальными средствами и техническими приспосо­блениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;

• участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.

Мероприятия режима повседневной деятельности должны обе­спечить быстрый полноценный переход в другие режимы функцио­нирования.

Уровень медицинской защиты населения находится в прямой зави­симости от обеспеченности медицинскими средствами защиты, сво­евременности выдачи и умения населения их использовать, а также от обучения правилам поведения в очагах ЧС, способам профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.

В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:

•оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учрежде­ний службы медицины катастроф;

• усиление дежурно-диспетчерской службы;

• анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможного развития обстановки;

• уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её измене­ний;

• проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;

• уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС и ВСМК;

• усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемио­логической обстановкой, прогнозирование возможности возник­новения массовых инфекционных заболеваний.

Все мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности, направлены на сокращение сроков дости­жения полной её готовности к ликвидации возможной ЧС.

Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня (руководитель органа здравоох­ранения) на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня. При этом в зависимости от характера и мас­штаба ЧС определяют содержание, объём, сроки и порядок выпол­нения упомянутых и других мероприятий. В частности, уточняют заблаговременно разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава только определённых или всех формирований и учреждений и т.п.).

В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК проводит следующие основные мероприятия:

•оповещение личного состава органов управления, формиро­ваний и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;

• сбор информации об обстановке в районе ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК;

•немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф;

• проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

• организация взаимодействия с аварийно-спасательными и дру­гими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС;

• организация и осуществление медицинского обеспечения лич­ного состава формирований и учреждений, участвующих в лик­видации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;

• организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения;

• организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погиб­ших и судебно-медицинского освидетельствования поражённых.

При введении этого режима в первую очередь принимают меры по получению данных об обстановке в зоне ЧС, созданию устойчивой системы управления, контролю готовности формирований, предна­значенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижению.

Содержание, объём медицинской помощи поражённым и порядок её оказания в зоне ЧС и за её пределами определяют в зависимости от вида и масштаба ЧС, наличия сил и средств, условий медико-санитарного обеспечения, при обязательном учёте официальных требований к организации лечебно-эвакуационного обеспечения.

В заключение следует отметить, что мероприятия, соответствую­щие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, планируют, организуют и проводят с учётом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС.

Таким образом, ВСМК — централизованная государственная структура, функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Она предназначена для зффективной и быстрой ликвидации медико-санитарных последствий разнообразных аварий, катастроф, стихийных бедствий,

5.3. Самостоятельная работа по теме:

-изложение рефератов;

- решение ситуационных задач

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

- решение тестовых заданий по теме;

- решение ситуационных задач.

Тестовые задания по теме.

001. ВО ВСЕРОССИЙСКУЮ СЛУЖБУ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ОРГАНИЗАЦИОННО ВКЛЮЧЕНЫ

1) СМК РСЧС, СМК МЗ РФ, СМК МПС, СМК МВД;

2) СМК МЗ РФ, СМК МО РФ, СМК МВД, силы и средства МПС и других ФОИВ;

3) СМК МЗ, силы и средства ликвидации последствий ЧС ФСБ, Минатомэнерго, МЧС, РСЧС;

4) МЧС, РСЧС, ГО и ЧС;

5) МСГО, ВСМК, РСЧС, МЧС и ГО.

002. СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ СМК МЗ РФ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ЯВЛЯЮТСЯ

1) Подвижные отряды, бригады, группы специалистов;

2) Подвижные госпитали, отряды, бригады, группы специалистов;

3) Штатные и нештатные формирования;

4) Силы и средства ЛПУ, СЭС, ЦГСЭН;

5) Подвижные формирования и учреждения ВЦМК, РЦМК, ТЦМК, станций и подстанций скорой медицинской помощи.

003. ОСНОВНЫЕ ШТАТНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПМГ ИЗ ВЦМК «ЗАЩИТА»

1) Приемно-диагностическое, хирургическое, анестезиолого-реанимационное, госпитальное, эвакуационное;

2) Управление, основные отделения, отделение МТО, бригады СМП;

3) Приёмно-сортировочное, отделение специальной обработки, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное отделения;

4) Приёмно-эвакуационное, отделение ЧСО, хирургическое, госпитальное, лабораторно-диагностическое отделения;

5) Приёмно-сортировочное, лабораторное, интенсивной терапии, госпитальное, эвакуационное отделения.

004. CРЕДСТВАМИ СМК ЯВЛЯЮТСЯ

1) медицинское имущество и техника, состоящие на оснащении.

2) основное, малоценное и расходное медицинское имущество;

3) медицинское имущество годное новое, годное находящееся в использовании и после ремонта;

4) медицинское, санитарно-хозяйственное имущество и техника

5) медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное имущество и техника, состоящие на оснащении

005. ВОЗМОЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОФИЛЕЙ БСМП, ПРИДАВАЕМЫХ ПМГ

1) 8;

2) 9;

3) 16;

4) 17;

5) 21;

006. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ БСМП НЕ ЯВЛЯЮТСЯ

1) медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи;

2) оказание специализированной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных пораженных;

3) подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ;

4) эвакуация пораженных в специализированные ЛПУ;

5)оказание консультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

007. ВОЗМОЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОФИЛЕЙ БСМП, СОЗДАВАЕМЫХ В ВСМК

1) 8;

2) 9;

3) 16;

4) 17;

5) 21;

008. ШТАТ БСМП ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

1) Руководитель – хирург, 1 хирург-травматолог, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с,1 м/с-анестезист;

2) Руководитель – хирург, 2 хирурга-травматолога, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с, 1 м/с-анестезист, 1 м/с – перевязочная (гипсовая);

3) Руководитель – хирург, 1 хирург-травматолог, 1 нейрохирург, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с,1 м/с-анестезист;

4) Руководитель – нейрохирург, 2 нейрохирурга, 1 анестезиолог, 2 опер. м/с,1 м/с-анестезист;

5) 2-3 врача-специалиста, 3-5 средних мед. работника, 1-2 санитара.

009. ВОЗМОЖНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕД. ПОМОЩИ БСМП ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

1) За 10 часов работы – до 6 оперативных вмешательств;

2) За 12 часов работы – до 6 оперативных вмешательств;

3) За 12 часов работы – до 10 оперативных вмешательств;

4) За 12 часов работы – до 30 оперативных вмешательств;

5) За 12 часов работы – до 50 оперативных вмешательств;

010. ВОЗМОЖНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕД. ПОМОЩИ ИНФЕКЦИОННОЙ БСМП:

1) За 12 часов работы – до 6 человек;

2) За 12 часов работы – до 10 человек;

3) За 12 часов работы – до 30 человек;

4) За 12 часов работы – до 50 человек;

5) За 12 часов работы – 50 - 100 человек;

Ситуационные задачи по теме.

Задача № 1. В ЦРБ из очага катастрофы доставлено 82 пораженных с травмами различной степени тяжести, из них нуждающихся в проведении полостных операций на органах брюшной полости – 45 %, нуждающихся в проведении операций на опорно-двигательном аппарате – 40%, нуждающихся в проведении комбустиологической помощи 10 %, остальные с закрытыми и открытыми повреждениями головного и спинного мозга.

Вопрос: Рассчитать потребность в БСМП различного профиля и время для оказания оперативной помощи.

.

Задача № 2. При выдвижении в очаг катастрофы - взрыва кислорода в цехе предприятия, врачебной выездной бригадой скорой медицинской помощи на месте аварии обнаружено 76 пострадавших различной степени тяжести.

Вопрос: Рассчитать потребность в бригадах скорой медицинской помощи на месте аварии.

Задача № 3. В условиях низкой видимости на железнодорожном переезде столкнулись рейсовый автобус и грузовой железнодорожный состав. На момент столкновения в автобусе было 52 человека пассажиров и водитель. Соотношение погибших и раненых составило 1:2.

Вопрос: Сколько фельдшерских бригад скорой медицинской помощи потребуется для оказания медицинской помощи на месте аварии?

Домашнее задание для уяснения темы занятия.

(Согласно методическим указаниям для обучающихся к внеаудиторной работе студентов по теме следующего занятия)

Наши рекомендации