Результатыобучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
__________________ А.М. Тимохин
“______”_______________20___ г.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
по направлению подготовки
40.03.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки по ФГОС)
профиль_______________________________________
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Симферополь, 2015
Рабочая программа «Юридическая психология и педагогика» для студентов ___________________________ формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО № ______
от ___ __________ 20___г. и учебным планом для очной (заочной) формы обучения
от ___ __________ 20___г.
Разработчики:(указать авторов, их должности, научные степени и ученые звания)
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Губанова Е.В.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии
Протокол от “____”________________20__ г. № ___
Заведующий кафедры уголовного права и криминологии
_____________________ (__________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
“_____”___________________ 20___ г.
Согласовано с методической комиссией юридического факультета
Протокол от “____”________________20___ г. № ___
“____”________________20___ г. Председатель ________________ (________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
Согласовано с руководителем ООП __________________________ (__________________)
(подпись) (Ф.И.О.)
© Губанова Е.В., 2015 | |
© ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2015 |
Цель изучения дисциплины
«Юридическая психология и педагогика» является изучение психологических проблем согласования человека и права как элементов системы «человек-право» и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности этой системы.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата / специалитета / магистратуры)
Психологические и педагогические знания в настоящее время являются обязательной составной частью юридического образования. Знание психологии и педагогики, применение в процессе юридической деятельности современных рекомендаций в этих областях знаний облегчает труд юриста, помогает ему строить и регулировать взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Кроме того, задача юриста – воспитание общества в духе уважения к праву и закону, противодействие правовому нигилизму и противоправным проявлениям. В этой деятельности результатов можно добиться, только обладая основами педагогических знаний, инструментами педагогического воздействия. Если психология изучает законы функционирования психики человека, то предметом педагогики являются закономерности целенаправленного изменения этой психики педагогическими средствами. Очевидно, что без учета психологии педагогическая деятельность не может быть результативной.
Учебный курс «Юридическая психология и педагогика» на юридическом факультете Крымского федерального университета гармонично вплетен в учебный план и преподается студентами дневного и заочного отделений.
Форма отчетности студентов дневного и заочного отделения по предмету «Юридическая психология и педагогика» – зачет.
Междисциплинарные связи: Юридическая психология и педагогика возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке нескольких наук. Поэтому она носит комплексный, междисциплинарный характер. Она связана с общей психологией и педагогикой, и по отношению к ним находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин (возрастная психология и педагогика, педагогика для студентов вузов различных специальностей, патопсихология, психология труда, инженерная и др.). Общая психология и педагогика являются для данной дисциплины теоретической базой, так как используется основной понятийный и категориальный аппарат, знания об общих закономерностях психической деятельности человека и методах педагогического воздействия. Именно общая психология, как научно-практический комплекс, разрабатывает вопросы обучения и воспитания, и особенно – исследует генезис противоправного поведения, в том числе несовершеннолетних. Имеет место и обратная связь, поскольку развитие юридической психологии и педагогики обогащает общую психологию и общую педагогику новыми эмпирическими и отраслевыми знаниями.
Тесные связи данная дисциплина поддерживает с социальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологические проблемы личности, являются базовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии преступной группы и другие вопросы. Эта связь позволяет использовать данные о функционировании общественных групп, статус личности в них, возрастные, культурные, материальные противоречия между группами и среди них, действие групповых традиций и установок на правомерное или неправомерное поведение ее членов. Проблема трудновоспитуемых подростков является одновременно объектом исследования педагогики, криминологиии юридической психологии.
Тесная интеграционная связь юридической психологии и педагогики с наукой уголовного процесса. Доказательство истины в уголовном процессе - есть не что иное, как разновидность общего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и особенностями. Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуального закона, таких как независимость судей сподчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, вырабатывались в течение длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая показала, в которой огромной степени психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность установления истины и принятия судебных решений. Аналогичным образом можно проследить связь юридической психологии и гражданского процесса. Междисциплинарные связи также имеют место между юридической психологией и педагогикой и наукой уголовного права. Это вопросы, связанные с субъектом, субъективной стороной преступления психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.
Подобные связи можно проследить и с такой наукой как гражданское право. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «этических страданий», не может быть всесторонне исследована без учета психологического фактора. Не менее актуальной в гражданском праве относится проблема признания сделок недействительными в следствие необычного состояния психики гражданина, дефектовего волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и др.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии решений правового характера. Тесная связь юридической психологии установился с криминалистикой, особенно ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений.
Связана юридическая психология с криминологией. Важнейшие разделы науки криминологии просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно те особенности личности преступника, которые тесно связаны с его преступным деянием, объясняют его осуществления» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности). И, конечно, нельзя говорить о виктимологии и о противодействии преступности, о профилактических мероприятиях, без учета применения юристом педагогических знаний. Традиционная связь с судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось как комплексная психолого-психиатрической экспертиза.
Дисциплина (модуль) изучается на ___2__ курсе (ах) в ____1____ семестре (ах).
Результатыобучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы
Коды компетен ции(й) | Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции ) | Результаты обучения |
ОК – 1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; | Знать: сущность своей будущей профессии. Уметь: разрешать правовые вопросы на основе развитого профессионального сознания. Владеть: навыками работы с литературой (научной, научно-популярной, учебной) и статистической информацией; приемами извлечения, обобщения и усвоения информации; приемами ведения дискуссии и полемики |
ОК – 3 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; | Знать: сущность механизма воздействия правовой информации на профессиональную деятельность юриста и на сферу правового регулирования общественных отношений. Уметь: анализировать в системной связи правовые явления, выявлять их закономерности и особенности; анализировать возможности использования правовой информации в различных сферах профессиональной деятельности юриста. Владеть: навыками применения правовой информации в целях оказания юридической помощи гражданам и организациям. |
ПК - 17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; | Знать:основные теоретические положения правовых дисциплин; основные психологические категории. Уметь:использовать в учебном процессе пассивные, активные и интерактивные методики обучения. Владеть:основными методиками преподавания правовых дисциплин. |
ПК - 18 | способен управлять самостоятельной работой обучающихся; | Знать:основные приемы управления персоналом; способы организации работы малых групп. Уметь:организовать работу малого коллектива Владеть:способами организации работы малых групп; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. |
ПК - 19 | способен эффективно осуществлять правовое воспитание. | Знать:действующее законодательство, основные принципы действия нормативных и правовых актов; Уметь:правильно толковать нормативные правовые акты и доводить их требования до окружающих; Владеть:методикой правильной разъяснительной деятельности по вопросам действующего законодательства. |
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Планы и задания к практическим занятиям по учебной дисциплине "Юридическая психология и педагогика" для студентов 2 курса (3 семестра) юридического факультета являются составной частью программы курса. Цель планов и заданий - оказать помощь студентам по обеспечению более глубокого усвоения теоретического материала, полученного ими в ходе прослушивания лекций, при самостоятельном изучении ими нормативного материала и рекомендованной литературы.
Сами планы практических занятий и заданий к ним по своему содержанию соответствуют потребностям практической деятельности органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, адвокатуры, суда. Указанные виды учебных занятий охватывают весь курс дисциплины и по своей методике позволяют преподавателю и студентам, по выбору более гибко с учетом максимальных возможностей использовать учебное время для закрепления теоретических знаний в ходе и практических занятий.
Практическое занятие - хорошая школа обучения не только соответствующей учебной дисциплине, но и правовой социализации, профессиональной подготовленности, деловой коммуникации, умению дискутировать, уверенности достойно держаться в кругу умных и любознательных сверстников, правоведов, а также разрешать практические задания по рассматриваемой тематике. И часы, которые отведены студенту для этого, необходимо использовать с максимальной пользой.
Не стоит забывать известное правило: при подготовке к ответу на каждый вопрос, поставленный в плане семинарского занятия, необходимо составлять план ответа, а затем – формулировать сам ответ. Это - не просто формальность, а возможность четче структурировать знания, приводить их в систему. Изложение систематизированных таким образом знаний на практическом занятии еще больше закрепит эти знания в сознании студента. Кстати, чтобы поставить вопрос докладчику, надо помнить о том, что в этом заключается маленькое искусство. В вопросе нужно сформулировать такую мысль, которая побуждала бы докладчика к воспроизведению дополнительных знаний, а присутствующих - к дискуссии. И вопрос рекомендуется продумать заранее, хотя в процессе работы на семинаре, вопросы обычно возникают всегда. Не всегда только студент решается задать его или высказать собственное мнение. От такой нерешительности следует избавляться, и чем раньше, тем лучше.
Настоятельно рекомендуется готовить доклады, сообщения и рефераты, ссылаясь при этом на те источники, которые либо предлагает преподаватель, либо подбирает сам студент. а практическое решение задач составленных на основании материалов конкретных уголовных дел способствует выработке у студентов приемов и навыков работы с текущим законодательством и материалами судебной практики
При изучении той или иной темы в обязательном порядке применяется проблемный метод, ориентирующий студента на дискуссию.
Проблема - это вопрос, требующий ответа. На его поиск и ориентирована работа участников семинарского занятия. Обязательно высказываемые положения должны быть иллюстрированы примерами из юридической практики. Связь теоретического материала с практикой - непременное условие изучения юридической психологии и педагогики как прикладной науки.
Программа курса для студентов ТНУ им. В. И. Вернадского преследует цель раскрыть основные положения таких наук, как юридическая психология и педагогика. Поэтому "Юридическая психология и педагогика" как учебная дисциплина, излагается в вузах системы Министерства образования и науки РФ, охватывает изучение не только общих вопросов теории этих наук, но и специфических аспектов, касающихся непосредственно деятельности работника юридического труда.
Сейчас в рамках учебного процесса по Юридической психологии и педагогики все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется, прежде всего, тем, что постоянно растет количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть студенту в процессе изучения курса. В ходе проведения аудиторных занятий по Юридической психологии и педагогике возникает проблема нехватки времени на углубленное изучение определенных вопросов, включенных в программу курса. Основная роль при решении этой проблемы отводится самостоятельной работе студентов в рамках учебного процесса. Основной целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, которые нужны для углубленного изучения курса Юридическая психология и педагогика.
Семинар № 1
Тема 1 Предмет и задачи юридической психологии.
Время: 2 часа.
Цель: Определить понятие и предмет юридической психологии. Определить место юридической психологии в системе юридических наук.
Учебные вопросы:
1 Предмет, задачи и система юридической психологии.
2 Методы юридической психологии.
3 Исторический очерк развития юридической психологии.
4 Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.
5 Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Темы рефератов:
1 Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки.
2 Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.
Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с философией, с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Семинар № 2