Единства психики и деятельности
неоднородной
Взаимодействие процедуры тестирования и состава группы проявляется при группе
неоднородной
Вид психологического исследования, целью которого является анализ психологических закономерностей, - это исследование
фундаментальное
Вид психологического исследования, целью которого является выработка путей совершенствования объекта, - это исследование
прикладное
Влияние выполнения заданий, применяемых для измерения, на результаты повторного испытания - это эффект
тестирования
Влияние различных факторов на становление и развитие психических явлений (процессов, состояний, свойств и образований) - это принцип
детерминизма
Вопросы на выявление адресата основного вопроса или на проверку искренности ответов - это вопросы
неосновные
Вопросы с целью прояснить отношение испытуемого к некоторым аспектам проблемы, подходя к ней с различных сторон, - это вопросы
косвенные
Вопросы, которые выявляют поступки, действия, результаты деятельности, - это вопросы о фактах
поведения
Вопросы, которые допускают выбор испытуемым нескольких вариантов ответов, - это вопросы
неальтернативные
Вопросы, которые направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления, - это вопросы
основные
Вопросы, которые предполагают возможность выбора испытуемым всего одного варианта ответа, - это вопросы
альтернативные
Вопросы, которые требуют какого-то объяснения: "кто?", "что?", "как?", "почему?" - это прямые вопросы
открытые
Вопросы, на которые ожидается ответ "да" или "нет" - это прямые вопросы
закрытые
Вопросы, направленные на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее, - это вопросы о фактах
сознания
Вопросы, ответы на которые обычно позволяют выявить уязвимые места в знаниях, - это вопросы
логические
Выявление отдельных параметров психических процессов; определение уровня интеллектуального развития, знаний, осведомленности; выявление степени развития навыков и умений - это ____________ тестирования
цели
Гипотеза, которая предполагает взаимосвязанные изменения двух или более переменных без указания направленности влияний одной из них на другую, - это гипотеза о
связях
Гипотетическая переменная, которая не поддается измерению в исследовании, но в модели связи между переменными характеризует сумму всех неучтенных влияний - это переменная
латентная
Детерминизма, активности сознания, единства внешних воздействий и внутренних условий развития, единства психики и деятельности, системности и развития - это основные методологические
принципы
Деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз, - это психологическое
обследование
Диагностический метод, измеряющий черты (качества) или типы личности, - это личностный
опросник
Диагностический метод, который позволяет установить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его субъективном мире, о мотивах его деятельности и поведения - это
индивидуальная беседа
Для цели предсказания одной переменной по данным другой применяется коэффициент
регрессии
Допущения, которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опросника, батареи тестов, характеризуют
ограниченность методик
Доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта по его признакам, а также другим, недоступным прямому наблюдению и измерению характеристикам, - это
индикатор
Единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов, - это _____________ анализа
категории
Единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить эффективное и качественное выполнение поставленных задач, - это
организация
Если группа испытуемых однородна, то проводится корреляционное исследование
простое
Если диагностика осуществляется на основе описания особенностей личности, поведения и деятельности в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах, - это подход
субъективный
Если диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности, - это подход
объективный
Если мы имеем несколько рандомизированных групп, различающихся по одному или нескольким определенным критериям, то проводится корреляционное исследование
сравнительное
Если поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации, то это измерение
стимулов и испытуемых
Если повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о корреляции
положительной
Если рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой, то мы имеем дело с корреляцией
отрицательной
Если уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой, можно говорить о корреляционной связи
прямой
Жесткие требования к диагностическому инструменту, его репрезентативности и защищенности от фальсификации предъявляются в ситуации
экспертизы
Из перечисленных пунктов: 1) биографический метод; 2) метод анализа продуктов деятельности; 3) метод наблюдения; 4) метод качественно-количественного анализа документов - к методам психологического анализа документов относятся
и 4
Из перечисленных пунктов: 1) игра; 2) черчение; 3) учеба; 4) рисование; 5) труд - видами деятельности являются
и 5
Из перечисленных пунктов: 1) лабораторный; 2) констатирующий; 3) естественный; 4) формирующий - видами эксперимента по целям исследования являются
и 4
Из перечисленных пунктов: 1) лабораторный; 2) констатирующий; 3) естественный; 4) формирующий; 5) комплексный - видами эксперимента по организации исследования являются
и 5
Из перечисленных пунктов: 1) личностное; 2) групповое; 3) социальное; 4) индивидуальное - видами анкетирования являются
и 4
Из перечисленных пунктов: 1) личностные опросники; 2) объективные тесты; 3) экспертная оценка; 4) психологический эксперимент; 5) индивидуальная беседа; 6) социометрический опрос - к "T"-данным относятся
и 6
Из перечисленных пунктов: 1) наблюдение; 2) поиск данных; 3) анализ документов; 4) эксперимент; 5) переработка данных - методами психологического исследования являются
и 4
Из перечисленных пунктов: 1) общение; 2) обучение; 3) наблюдение; 4) воспитание; 5) анкетирование - формирующими факторами являются
и 4
Из перечисленных пунктов: 1) объективное; 2) ретроспективное; 3) актуальное; 4) субъективное; 5) перспективное - типами исследований являются
и 5
Из перечисленных пунктов: 1) однофакторный (простой); 2) длительный; 3) многофакторный (сложный); 4) кратковременный - видами эксперимента по структуре изучаемых явлений являются
и 3
Из перечисленных пунктов: 1) однофакторный; 2) кратковременный;3) многофакторный; 4) длительный - видами эксперимента по времени проведения являются
и 4
Из перечисленных пунктов: 1) психологический анализ документов; 2) анкетирование; 3) наблюдение; 4) личностные опросники; 5) экспертная оценка; 6) объективные тесты; 7) индивидуальная беседа - к "L"-данным относятся
и 7
Из перечисленных пунктов: 1) семья; 2) индивид; 3) группа; 4) личность; 5) коллектив; 6) общество - в социальную среду входят
и 6
Из перечисленных пунктов: 1) социальная среда; 2) солнце; 3) деятельность; 4) общение; 5) луна; 6) формирование; 7) звезды; 8) внутренняя активность - факторами становления и развития психики являются
и 8
Из перечисленных пунктов: 1) субъективное; 2) прошлое; 3) объективное; 4) настоящее; 5) будущее - подсистемами детерминации личности являются
и 5
Из перечисленных пунктов: 1) субъективные искажения; 2) объективные искажения; 3) инструментальные искажения; 4) формальные искажения - источниками ошибок при экспертной оценке являются
и 3
Из перечисленных пунктов: 1) эксперимент; 2) автобиография; 3) тестирование; 4) биографическая анкета; 5) переписка; 6) беседа-интервью - источниками биографических данных являются
и 6
Из перечисленных пунктов: 1) экспертная оценка; 2) анкетирование; 3) наблюдение; 4) личностные опросники; 5) индивидуальная беседа; 6) личностные тесты - к "Q"-данным относятся
и 6
Изменения испытуемых, являющиеся следствием течения времени, например, взросление, усиление голода, усталости, - это фактор
развития
Измерение служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структуры индивидуального опыта как ____________ метод
самостоятельный
Интерпретация индексов, показателей в ходе проверки эмпирических, статистических гипотез, при обобщении выводов - это интерпретация
данных
Интерпретация модели объекта в системном анализе, системных характеристик - это интерпретация
предварительная
Информация о методике (тесте), характеризующая степень точности и обоснованости суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения, - это валидность
прогностическая
Испытуемый охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить или фальсифицировать результаты в ситуации
клиента
Испытуемый старается выдержать экзамен, а для этого он осознанно контролирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете в ситуации
экспертизы
Исследование, в котором по документам пытаются прогнозировать развитие личностных качеств после какого-либо фиксированного события, - это исследование
перспективное
Исследование, в котором после фиксации какого-либо события по документам восстанавливается предыстория с целью выделить факторы, которые могли стать причиной такого события, - это исследование
ретроспективное
Исследование, в котором пытаются отразить те или иные психологические данные, которые характеризуют личность на данный момент времени, - это исследование
актуальное
Исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между переменными, - это исследование
корреляционное
Исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой он измеряет
стимулы
К популяции, на которой проведена эмпирико-статистическая разработка теста, обеспечивающая его надежность, валидностъ, репрезентативность тестовых норм, сводится
диапазон действия теста
Категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различия и общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним, - это
свойство
Качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в разных условиях, - это ______________ измерения
воспроизводимость
Классификация, ранжирование, оценка других людей или предметов внешнего мира - это измерение
стимулов
Когда испытуемый прямо формулирует численную величину отношения ощущений, вызываемых двумя стимулами, - это метод
оценки отношений
Количественная характеристика единицы анализа, которая фиксирует регулярность, с которой она встречается в обследуемом массиве, - это ____________ счета
единицы
Коммуникативная система элементов (совокупность сведений, оценок), имеющая относительно замкнутую структуру в соответствии с концепцией или замыслом автора, - это
текст
Комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи, - это анализ
факторный
Комплекс процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач, - это ________________ исследования
этапы
Комплекс характеристик, включающий текущую и прогностическую валидность методики и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого качества, - это валидность
критериальная
Комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним, - это
валидность
Конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития, - это психологический
диагноз
Конечный результат деятельности психолога, направленный на описание индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния и прогноза дальнейшего развития, - это психологический
диагноз
Конкретные события, которые происходят между первым и вторым измерением наряду с экспериментальным воздействием, - это фактор
фона
Конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы, - это ______________ исследования
задачи
Критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно представленной в гипотезе зависимости, - это валидность
внутренняя
Лицо, создавшее документ, передающее информацию, изложение событий, содержание ранее составленных документов, отношение к передаваемому, - это
коммуникатор
Личность является активным субъектом познания и преобразования объективной действительности, своего становления и дальнейшего развития - это принцип
активности сознания
Любая реальность, наблюдаемые изменения которой по конкретным показателям методики могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале, - это
переменная
Метод психологического исследования, который позволяет ставить изучаемые явления в определенные условия, создавать преднамеренно организуемые ситуации, - это
эксперимент
Метод психологической диагностики, в котором используются стандартизированные вопросы, утверждения, картинки, схемы, кинофрагменты, задачи, имеющие определенную шкалу значений, - это
тестирование
Метод психологической диагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи, определяющие шкалу измерений, - это
тест
Метод, предназначенный для диагностики потребностей личности, - это опросник
мотивов
Метод, предназначенный для изучения ценностных ориентаций личности, степени влияния установок, - это опросник
интересов
Метод, разработанный на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт или факторов, - это типологический
опросник
Модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования, - это
цель
Наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования, - это исследования
предмета
Научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связей между ними, факторах, обусловливающих эти связи, - это ____________ исследования
гипотеза
Непосредственная и независимая от валидизируемого теста мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика, - это ___________ валидизации
критерий
Неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп в ходе эксперимента - это фактор
отсева
Неэквивалентность групп по составу, вызывающая появление систематической ошибки в результатах измерения, - это фактор
отбора
Носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности, включенная в процесс научного познания, - это ______________ исследования
объект
Область психологической науки, разрабатывающая методы измерения индивидуально-психологических особенностей личности, методы классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам, - это психологическая
диагностика
Область статистического анализа, изучающая зависимость изменений среднего значения переменной от одного или группы факторов, - это анализ
регрессионный
Обобщенные по заданным логическим и математическим правилам данные исследования, которые используются для проверки гипотез, обоснования выводов исследования, - это
показатель
Объединяют группы похожих испытуемых, а их содержание раскрывается описанием усредненного представителя
типы
Объединяют группы тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики
черты
Один из компонентов критериальной и прогностической валидности теста, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора, - это валидность
инкрементная
Один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности заданий теста измеряемой области психических свойств, - это валидность
содержательная
Один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста, - это валидность
конструктная
Описание и объяснение всех психических изменений через деятельность личности - это принцип
единства психики и деятельности
Определенные правила, алгоритмы, методики, методы конкретной науки по получению и переработке информации - это модель
процедурная
Основной документ управления психологическим исследованием, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами, - это
план
Осуществлять сравнение данных, представленных двумя или более переменными, характеризующимися распределениями различной формы, позволяют преобразования
нелинейные
Отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных позволяет
отсутствие корреляции
Оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения правильности его организации и возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными - это
валидность
Оценка психических процессов, состояний, образований и свойств, исследование зависимостей между ними, выявление динамики ее становления и развития - это принцип
системности
Оценка того, насколько правомерно распространять обобщения, полученные на основании использования в исследовании ограниченного числа испытуемых на более широкие выборки испытуемых, - это валидность
популяционная
По результатам теста, не проверенного на прогностическую валидность, ставится диагноз
текущий
Подход, при котором диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, - это подход
проективный
Подход, при котором диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях, - это подход
субъективный
Подход, при котором диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности, - это подход
объективный
Понятие "стимул" используется в широком смысле, как любой шкалируемый
объект
Последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели - это _____________ исследования
процедура
Правильность обозначения причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории характеризует валидность
конструктная
Представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики, - это валидность
очевидная
Предшествующее выполнение одного теста может повлиять на результат выполнения другого - это эффект
последовательности
Предшествующее выполнение одного теста может повлиять на результат выполнения другого - это эффект
последовательности
При выполнении серии различных тестовых испытаний у участника эксперимента может повышаться компетентность в тестировании - это эффект
научения
При выполнении серии различных тестовых испытаний у участника эксперимента может повышаться компетентность в тестировании - это эффект
научения
При отсутствии связи переменных корреляция называется
нулевой
Прием опроса экспертов, который заключается в выполнении простой операции выбора присущих испытуемому качеств личности из списка и исключения тех, которые ему не свойственны, - это
сортировка
Приемы получения психологической информации, основываясь на анализе результатов трудовой или учебной работы, - это метод анализа
продуктов деятельности
Приемы сбора и анализа материалов, проливающих свет на психологические особенности личности и условия ее воспитания и развития, - это метод
биографический
Приемы систематизированной фиксации отдельных единиц изучаемого содержания - это метод качественно-количественного анализа
документов
Признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования, - это ______________ анализа
предмет
Применение методик без проверки надежности, валидности и репрезентативности приводит к диагностическим
ошибкам
Приписывание, согласно определенным правилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов - это
измерение
Процедура измерения, когда все объекты представляются испытуемому одновременно и он должен их упорядочить по величине измеряемого признака, - это метод
ранжирования
Процедура измерения, когда испытуемому предлагается несколько объектов, из которых он должен определить те, которые соответствуют заданному критерию, - это метод
выбора
Процедура измерения, когда объекты предъявляются испытуемому попарно и он оценивает сходства - различия между членами пар, - это метод
сравнений
Процедура измерения, когда стимулы предъявляются испытуемому по одному и он приписывает им числа в единицах предложенной шкалы, - это метод
абсолютной оценки
Процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования, - это
интерпретация
Прямое и косвенное установление признаков в процессе прикладного исследования через логические связи - это интерпретация
эмпирическая
Психические явления находятся в постоянном изменении, движении, разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних факторов - это принцип
развития
Психолог, исследуя особенности поведения, проводит измерение
испытуемых
Разработка практических рекомендаций, касающихся способов эффективного управления деятельностью или принципов стимулирования личностного и профессионального развития, - это аспект
прикладной
Результаты исследования, которые не ограничиваются внешней стороной явления, а вскрывают его внутренние связи, движущие силы, механизмы этого движения, - это научные
факты
Сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработка и интерпретация полученных данных; вынесение заключения - это ___________ диагностики
этапы
Система знаний о методах измерения и оценки индивидуальных особенностей личности, система, используемая с дифференциальными целями в различных областях человеческой деятельности, - это
тестология
Система рекомендаций, касающихся способов эффективного управления деятельностью или принципов стимулирования личностного и профессионального развития, - это аспект
прикладной
Следствия грубых нарушений процедуры тестирования, которые могут быть легко выявлены и устранены путем отбрасывания резко отклоняющихся значений, - это
промахи
Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними - это анализ
латентный
Совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта, - это тестовая
батарея
Совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов - это
методика
Совокупность характеристик валидности теста, полученных сравнительным статистическим способом оценивания, - это валидность
эмпирическая
Согласованные изменения двух признаков, когда изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого, - это корреляционная
связь
Содержательным основанием для выделения основных процедур психологического измерения является ______________ измерения
объект
Социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, национальность, образование, профессию и другие характеристики, - это вопросы о фактах
биографии
Специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации, - это документ как
объект анализа
Специально созданный показатель, который выражает связь, комбинацию индикаторов, служит обоснованию и проверке определенной частотной гипотезы, - это
индекс
Специфика измерения в психологии заключается в том, что сама процедура измерения взаимодействует с
объектом измерения
Способ получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования, - это метод
анкетирования
Способ формирования совокупности, при котором изучается большая часть объекта или его важнейшие элементы, - это исследование
основное
Сравнение с некоторым образцом выраженности качества, принимаемым за эталон оценивания, - это шкалирование
косвенное
Стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий, - это
тест
Статистический показатель эмпирической валидности теста - это ___________ валидности
коэффициент
Теоретическая и эмпирическая интерпретация при уточнении целей, задач, объекта, предмета - это интерпретация
понятий
Теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа, - это объект
идеализированный
Тесты, в которых наиболее ярко по сравнению с другими методами психодиагностики выражена направленность на количественную измерительную функцию, - это тесты
психометрические
Тесты, основой которых является изучение особенностей деятельности и поведения, психофизиологических функций и реакций в экспериментальной ситуации, - это тесты
объективные
Тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых, - это тесты
групповые
Тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных, - это тесты
аппаратурные
Тип психодиагностических методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний, - это тесты
достижений
Тип психодиагностических методик, направленных на оценку общих способностей, - это тесты
интеллекта
Тип психодиагностических методик, предусматривающих самостоятельную работу испытуемого со стимульным материалом, - это тесты
бланковые
Тип тестов, в которых материал тестовых заданий представлен в словесной форме, - это тесты
вербальные
Тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий, - это тесты