Принцип единства сознания и деятельности.

Категория деятельности.

После Декарта – 2 подхода в психологии: менталистский (психология - наука о духе) и бихевиоральный (попытка придать психологии естественнонаучный характер). По сути — в основании одно и то же: воздействие на рецептирующие системы субъекта, отсюда возникающие ответные – объективные и субъективные – явления, вызываемые данными воздействиями. Главная задача - изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. В бихевиоризме – это схема S-R. Минус этой схемы в том, что она исключает из поля зрения тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром (предметную деятельность). Попытки преодолеть: Толмен с промежуточными переменными S-V-R (теперь эффекты внешних воздействий зависят от преломления их в субъекте). Но остается постулат непосредственности: прямое противопоставление внешнего мира внутреннему миру. Усложнения этой схемы не снимали принципа непосредственности. Предлагается трехчленная схема: воздействие объекта – деятельность субъекта – изменение текущих состояний субъекта. Т.е. сознание определяется общественным бытием людей. Жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в ее объективные результаты, в продукты. Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект». Словарь по психологии: деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром.

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е XX в. В это время акцент в психологической науке сместился с сознания на поведение. Своим содержанием теория обязана работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина.

Главная посылка - тезис Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание». Категория деятельности стала объяснительным принципом, с которым можно подходить к изучению психики.

Основные положения:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4.Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Деятельность человека представляет собой не реакцию и не совокупность реакций, а систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие, включенную в систему отношений общества. Поэтому для анализа самой категории деятельности представляется необходимым анализ тех особенностей взаимовлияния общества и деятельности, которые как формируют особенности протекания деятельности, так и сам факт возникновения деятельности. Здесь Леонтьев обращает наше внимание на культурно-исторический контекст анализа. Общество -не просто внешние условия, аисточник мотивови целей деятельности индивида.

Основная характеристика деятельности - ее предметность. Сам предмет при этом выступает двояко: с одной стороны, он подчиняет себе и преобразует деятельность субъекта; с другой стороны, он является продуктом психического отражения, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. Именно психическое отражение является значимым фактором приобретения той движущей силы деятельности, которая заставляет ее существовать.

Создавая образ предмета, психическое отражение проходит не только на уровне когнитивного осознания объекта. Задействуются и эмоциональные факторы, которые предстают в деятельности мотивами и потребностями ее осуществления. Однако не все потребности необходимо анализировать, рассматривая категорию деятельности. Рассматривать нужно, прежде всего, предметные потребности (т.е. биологические потребности, встретившие предмет их удовлетворения, при этом еще зафиксировались в памяти и стали не просто, например, потребностями «утолить жажду», а потребностями, например, «выпить колы, а не сока, который не утоляет жажды»). Предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.Анализ деятельности необходимо осуществлять с точки зрения предметных характеристик деятельности.

Деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе освоения и развития различных форм культуры. Также меняет и преобразует действующего индивида. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в ко­торой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ре­зультате появления у него определенной потребности, мотива.

К основным характеристикам деятельности можно отнести наличие мотива, цели, предмета, и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности — создаваемый материальный продукт. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Категория деятельности.

После Декарта – 2 подхода в психологии: менталистский (психология - наука о духе) и бихевиоральный (попытка придать психологии естественнонаучный характер). По сути — в основании одно и то же: воздействие на рецептирующие системы субъекта, отсюда возникающие ответные – объективные и субъективные – явления, вызываемые данными воздействиями. Главная задача - изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. В бихевиоризме – это схема S-R. Минус этой схемы в том, что она исключает из поля зрения тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром (предметную деятельность). Попытки преодолеть: Толмен с промежуточными переменными S-V-R (теперь эффекты внешних воздействий зависят от преломления их в субъекте). Но остается постулат непосредственности: прямое противопоставление внешнего мира внутреннему миру. Усложнения этой схемы не снимали принципа непосредственности. Предлагается трехчленная схема: воздействие объекта – деятельность субъекта – изменение текущих состояний субъекта. Т.е. сознание определяется общественным бытием людей. Жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в ее объективные результаты, в продукты. Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект». Словарь по психологии: деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром.

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е XX в. В это время акцент в психологической науке сместился с сознания на поведение. Своим содержанием теория обязана работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина.

Главная посылка - тезис Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание». Категория деятельности стала объяснительным принципом, с которым можно подходить к изучению психики.

Основные положения:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4.Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Деятельность человека представляет собой не реакцию и не совокупность реакций, а систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие, включенную в систему отношений общества. Поэтому для анализа самой категории деятельности представляется необходимым анализ тех особенностей взаимовлияния общества и деятельности, которые как формируют особенности протекания деятельности, так и сам факт возникновения деятельности. Здесь Леонтьев обращает наше внимание на культурно-исторический контекст анализа. Общество -не просто внешние условия, аисточник мотивови целей деятельности индивида.

Основная характеристика деятельности - ее предметность. Сам предмет при этом выступает двояко: с одной стороны, он подчиняет себе и преобразует деятельность субъекта; с другой стороны, он является продуктом психического отражения, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. Именно психическое отражение является значимым фактором приобретения той движущей силы деятельности, которая заставляет ее существовать.

Создавая образ предмета, психическое отражение проходит не только на уровне когнитивного осознания объекта. Задействуются и эмоциональные факторы, которые предстают в деятельности мотивами и потребностями ее осуществления. Однако не все потребности необходимо анализировать, рассматривая категорию деятельности. Рассматривать нужно, прежде всего, предметные потребности (т.е. биологические потребности, встретившие предмет их удовлетворения, при этом еще зафиксировались в памяти и стали не просто, например, потребностями «утолить жажду», а потребностями, например, «выпить колы, а не сока, который не утоляет жажды»). Предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.Анализ деятельности необходимо осуществлять с точки зрения предметных характеристик деятельности.

Деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе освоения и развития различных форм культуры. Также меняет и преобразует действующего индивида. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в ко­торой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ре­зультате появления у него определенной потребности, мотива.

К основным характеристикам деятельности можно отнести наличие мотива, цели, предмета, и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности — создаваемый материальный продукт. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Принцип единства сознания и деятельности.

Основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован Рубинштейном в 30-е. Он гласит: «психика и сознание, формируясь в деятельности, в ней же и проявляются». Они образуют органическое целое, единство. Деятельность регулируется сознанием и раскрывает его. Для того, чтобы изучать сознательные явления необходимо анализировать, какую роль эти представления играют в деятельности, в реальной жизни человека, рассматривать не в отрыве от реальной жизни, а в действенном контексте.

Сознание есть часть бытия, отражающая реальность. Сознательное представление возникает только тогда, когда появляется необходимость в нем, когда появляются объективные причины для него. Сознание может быть познано через систему субъектных отношений. Сознание – функция, функциональный орган деятельности человека.

Деятельность и сознание образуют органическое целое – не тождество, но единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т.е. установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей.

С другой стороны, анализ человеческой деятельности показывает, что осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель. По мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются. По мере того как они вбираются в более обширные общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходят в подсознательное.
Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления, – которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат.

Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект.

Леонтьев подходил к этому принципу с другой стороны. Сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность (Рубинштейн) – оно встроено в деятельность и неразрывно связано с ней. Это Леонтьев подтверждает на примере действий, которые строятся на сознательном представлении о цели. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а “раскрывается” в действии. Действие — это одновременно и акт поведения. Получается, теория деятельности сохраняет посылку из бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Но в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели — это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность. Теория деятельности отличается от предшествующих концепций в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа — действии.

Проиллюстрировать этот принцип можно различными исследованиями, показывающими, что включение психических процессов в различные виды деятельности меняет его результативность. Например, амплитуда раненной руки существенно меняется от степени осмысленности действия для испытуемого – от «поднять руку как можно выше» до «снять шляпу с крючка». (Леонтьев и Запорожец: «Исследование восстановление функций руки после ранения», 1945г). А также эксперимент Мануйленко: с детьми от трех до пяти. Ведущей деятельностью этого возраста является сюжетно-ролевая игра. В первой серии ребенок должен был стоять неподвижно максимально долго. Во второй серии этим же детям предлагается игра в часового, который должен стоять на посту. И в этой работе он стоит неподвижно и это у него действительно получается, так как эта задача включена в контекст более интересной деятельности. Мнемическое действие включено в ведущую для ребенка, игровую деятельность.

Наши рекомендации