Вопрос 8 Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека.

Определение психологии по Леонтьеву - «это наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных». Из этого определения следует, что деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Тем самым рассматривается, что психика не может рассматриваться вне деятельности, равно как и наоборот: деятельность - без психики.

Деятельностный подход (Д.п.) в психологии — система принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л.Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, который разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

С т. зр. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда, через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

С т.зр. Леонтьева, основной единицей анализа деятельности является действие.В этом отражены основные исходные положения теории деятельности:

- сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта;

- поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип сознания и поведения);

- деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности)

- действия человека предметны; они реализуют социальные цели (принцип предметной человеч. деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Строение индивидуальной деятельности человека.

Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.

Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять реальный предмет, создаваемы человеком, определенные знания, умения, навыки, и т.д. Победителе к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразия деятельности человека порождает многообразие мотивов.

Рассматривая деятельность по Леонтьеву надо учитывать, что она может быть как внешней так и внутренней.

Внешняя деятельность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней. Назовем их сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятелъностей (целостной деятельности); затем уровень действий; следующий - уровень операций; наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Внутренняя деятельность.

Представим себе содержание той внутренней работы, которая называется «умственной» и которой человек занимается постоянно. Всегда ли это мыслительный процесс? Нет. Очень часто во время таких «размышлений» человек как бы проигрывает в уме предстоящие действия. «Проигрывание» действий в уме входит и а обдумывание поступков. Представляет какое-то действие свершившимся и потом смотрит на его следствие. По ним он и выбирает тот поступок, который кажется ему наиболее подходящим. Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия. И дают возможность избежать грубых или роковых ошибок.

Теория деятельности выдвигает два тезиса:

1. Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, но отличается только формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, состоит из последовательных действий и реализующих их операций. Действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мыслительный результат.

2. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план. Для успешного воспроизведения действия «в уме» нужно освоит его в материальном плане и получить сначала результат. При интероризации внешняя деятельность, не меняет принципиального строения, но сильно трансформируется: отдельные действия пли операции сокращаются или выпадают вовсе.

Наши рекомендации