Необходимость и сущность маркетинговой деятельности на предприятии
ТЕМА : ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие рыночных отношений вызвало глубокие социально-экономические преобразования, которые требуют от руководителей и специалистов освоения новых методов и техники управления, основанных на маркетинговых решениях и ориентированных на удовлетворение нужд и потребностей потребителей.
Предприятия, организации качественно обновляют номенклатуру и ассортимент продукции, расширяют географию межрегиональных и международных связей, улучшают сервисное обслуживание, организуют мероприятия, способствующие продвижению товаров и услуг, что в итоге требует современных маркетинговых подходов.
Необходимость маркетинговой деятельности на предприятиях обусловлена следующими обстоятельствами:
- ускорением темпов научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют товары на рынке, жизненный цикл которых сокращается, например товары информационных технологий, автомобильная техника, бытовая техника и т.д. Потребитель все чаще требует товар с новыми свойствами. Для этого необходимо знать, какие именно параметры волнуют потребителя. Ответ на этот вопрос можно дать с помощью инструментов маркетинга;
- интеграцией предприятий в мирохозяйственные связи. Хозяйственные субъекты, которые заключают контракты на поставку зарубежных товаров, должны знать маркетинговые подходы, применяемые их партнерами. Более того, многие зарубежные компании при поставке товаров ставят условия нашим предприятиям по разработке маркетинг-планов, маркетинговых программ, исследованию потребителей, факторов, оказывающих влияние на их поведение. Объективной необходимостью выхода на зарубежные рынки является также изучение макросреды этого рынка, т.е. экономической, политической, демографической ситуации и т.д.;
- увеличением степени риска на всех стадиях движения товара: разработки, производства, закупки, реализации. На стадии разработки, если упустить время, твое место на рынке с новым товаром займет конкурент. При производстве, если не применить новые технологии и не обеспечить высокое качество товаров, их не будут покупать. На стадии закупки следует также применять маркетинговые подходы по выбору поставщика, определению наиболее рациональных форм движения товаров, их складирования. При реализации необходим целый комплекс системы коммуникаций, чтобы стимулировать спрос потребителя;
- расширением ассортимента товаров. Каждое предприятие стремится привлечь потребителей на основе предложения более разнообразного ассортимента. Конечно, потребитель пойдет в тот магазин, где больше предложение. Какие товары включить в ассортимент и в каком количестве - дает ответ маркетинг;
- обострением конкурентной борьбы за счет выхода на рынок все большего числа посредников. Переход экономики на рыночные отношения хозяйствования обусловил появление частных акционерных торговых предприятий и просто посредников без образования юридического лица, что обострило конкурентную борьбу за потребителя. В этих условиях с помощью маркетинга можно изыскать способы привлечения потребителей;
- возрастанием неопределенных чрезвычайных ситуаций. Это инфляционные процессы, неплатежеспособность покупателей, экологические проблемы. Все это требует тщательного изучения и специальных маркетинговых подходов.
Таким образом, маркетинг позволяет сформировать рынок оптимальных поставщиков товаров на основе их предварительного изучения: определить наиболее эффективные сегменты рынка; исследовать конкурентов, выявить их слабые и сильные стороны и определить свою позицию на рынке; сформировать оптимальный товарный ассортимент предприятия; определить наиболее приемлемую ценовую политику как для потребителя, так и предприятия, обеспечивающую максимальную прибыль. На основе маркетинга можно организовать эффективную систему товародвижения и сервисного обслуживания покупателей, сформировать спрос и стимулировать продажи на основе системы коммуникаций.
В целом маркетинговая деятельность многоаспектная, что вкладывается в понятие маркетинговой концепции, которое менялось и упорядочивалось в процессе развития экономической теории и практики.
Начальным было классическое определение, которое сводится к следующему: «Маркетингпредставляет собой предпринимательскую деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю». Данное определение не в полной мере отражает его сущность, а концентрирует внимание лишь на сбытовой функции. Поэтому оно изменялось и становилось все более содержательным и многоаспектным.
Рассматривая маркетинг на уровне предприятия, предлагается следующее определение: «Маркетинг - это комплексная система управленческих решений по изучению рынка, удовлетворению потребностей и запросов потребителей, которая должна основываться на возможностях предприятия, направленная на получение прибыли и обеспечение конкурентных преимуществ».
Маркетинговая деятельность различается в зависимости от объектов применения, специфики решаемых задач и ряда других факторов. Поэтому целесообразно провести классификацию маркетинга, так как каждый вид имеет конкретное практическое значение, требует соответствующего комплекса практических мероприятий.