Необходимость и сущность маркетинговой деятельности на предприятии

ТЕМА : ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие рыночных отношений вызвало глубокие социально-экономические преобразования, которые требуют от руководителей и специ­алистов освоения новых методов и техники управления, основанных на маркетинговых решениях и ориентированных на удовлетворение нужд и потребностей потребителей.

Предприятия, организации качественно обновляют номенклатуру и ассортимент продукции, расширяют географию межрегиональных и международных связей, улучшают сервисное обслуживание, организу­ют мероприятия, способствующие продвижению товаров и услуг, что в итоге требует современных маркетинговых подходов.

Необходимость маркетинговой деятельности на предприятиях обусловлена следующими обстоятельствами:

- ускорением темпов научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют товары на рынке, жизненный цикл которых сокращается, например товары информационных технологий, автомобильная техни­ка, бытовая техника и т.д. Потребитель все чаще требует товар с новы­ми свойствами. Для этого необходимо знать, какие именно параметры волнуют потребителя. Ответ на этот вопрос можно дать с помощью ин­струментов маркетинга;

- интеграцией предприятий в мирохозяйственные связи. Хозяйственные субъекты, которые заключают контракты на поставку за­рубежных товаров, должны знать маркетинговые подходы, применяе­мые их партнерами. Более того, многие зарубежные компании при по­ставке товаров ставят условия нашим предприятиям по разработке маркетинг-планов, маркетинговых программ, исследованию потреби­телей, факторов, оказывающих влияние на их поведение. Объективной необходимостью выхода на зарубежные рынки является также изучение макросреды этого рынка, т.е. экономической, политической, демогра­фической ситуации и т.д.;

- увеличением степени риска на всех стадиях движения товара: разработки, производства, закупки, реализации. На стадии разработки, если упустить время, твое место на рынке с новым товаром займет конкурент. При производстве, если не применить новые технологии и не обеспечить высокое качество товаров, их не будут покупать. На стадии закупки следует также применять маркетинговые подходы по вы­бору поставщика, определению наиболее рациональных форм движения товаров, их складирования. При реализации необходим целый комплекс системы коммуникаций, чтобы стимулировать спрос потребителя;

- расширением ассортимента товаров. Каждое предприятие стре­мится привлечь потребителей на основе предложения более разно­образного ассортимента. Конечно, потребитель пойдет в тот магазин, где больше предложение. Какие товары включить в ассортимент и в ка­ком количестве - дает ответ маркетинг;

- обострением конкурентной борьбы за счет выхода на рынок все большего числа посредников. Переход экономики на рыночные отноше­ния хозяйствования обусловил появление частных акционерных торго­вых предприятий и просто посредников без образования юридического лица, что обострило конкурентную борьбу за потребителя. В этих усло­виях с помощью маркетинга можно изыскать способы привлечения по­требителей;

- возрастанием неопределенных чрезвычайных ситуаций. Это ин­фляционные процессы, неплатежеспособность покупателей, экологиче­ские проблемы. Все это требует тщательного изучения и специальных маркетинговых подходов.

Таким образом, маркетинг позволяет сформировать рынок опти­мальных поставщиков товаров на основе их предварительного изуче­ния: определить наиболее эффективные сегменты рынка; исследовать конкурентов, выявить их слабые и сильные стороны и определить свою позицию на рынке; сформировать оптимальный товарный ассортимент предприятия; определить наиболее приемлемую ценовую политику как для потребителя, так и предприятия, обеспечивающую максимальную прибыль. На основе маркетинга можно организовать эффективную сис­тему товародвижения и сервисного обслуживания покупателей, сфор­мировать спрос и стимулировать продажи на основе системы комму­никаций.

В целом маркетинговая деятельность многоаспектная, что вкладыва­ется в понятие маркетинговой концепции, которое менялось и упорядо­чивалось в процессе развития экономической теории и практики.

Начальным было классическое определение, которое сводится к следующему: «Маркетингпредставляет собой предпринимательскую деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от про­изводителя к потребителю или пользователю». Данное определение не в полной мере отражает его сущность, а концентрирует внимание лишь на сбытовой функции. Поэтому оно изменялось и становилось все бо­лее содержательным и многоаспектным.

Рассматривая маркетинг на уровне предприятия, предлагается сле­дующее определение: «Маркетинг - это комплексная система управлен­ческих решений по изучению рынка, удовлетворению потребностей и запросов потребителей, которая должна основываться на возможностях предприятия, направленная на получение прибыли и обеспечение кон­курентных преимуществ».

Маркетинговая деятельность различается в зависимости от объек­тов применения, специфики решаемых задач и ряда других факторов. Поэтому целесообразно провести классификацию маркетинга, так как каждый вид имеет конкретное практическое значение, требует соответ­ствующего комплекса практических мероприятий.

Наши рекомендации