Анализ состояния развития маркетинговой деятельности на предприятии

Маркетинговые задачи, которые преследует ТК«ЛЮКОМ» являются следующими: хозяйственно-экономическая деятельность предприятия с учетом создания на предприятии маркетинговых структур, инновационная деятельность предприятия, которая нацелена на возобновление товарных ассортиментов производящей продукции.

Нашей задачей является проанализировать маркетинговую среду ТК «ЛЮКОМ». В настоящее время основной маркетинговой деятельностью в торговом комплексе является его реклама,на которую маркетинговый отдел уделяет особое внимание, несмотря на то, что затрачивается не малое количество денег. Так как реклама в Махачкале – это красноречивое подтверждение деловой активности в столице Дагестана, активности, с которой мало кому удаётся сравниться на Северном Кавказе.

Реклама в Махачкале - это пёстрая ткань архитектурного полотна города, которое и без того меняется чуть ли не каждый день.

В ТК "ЛЮКОМ " установлена наружная реклама, которая является одним из маркетинговых ходов. Наружная реклама - это продуктивное средство именно для рекламы потребительских товаров, поскольку она рассчитана прежде всего на восприятие широкими слоями населения.

Существует не малое количество такого рода реклам,разновидностью одной из которых являются рекламные щиты, афиши, транспаранты, билборды, световые вывески. В ТК "ЛЮКОМ" одним из элементов наружной рекламы являются "билборды". Билборд – это есть напоминающая, вторичная реклама. Они продолжают рекламную кампанию, работая на запоминаемость рекламы. Билборды размещают вдоль улиц и магистралей, на фасадах, торцах здания, на крышах зданий. В ТК "Люком" билборды установлены размером 6 * 3. Аудиторию билбордов чаще составляют те, кто находится в движущемся потоке транспорта: водители и пассажиры. Для наблюдателя, движущегося со скоростью 60 км/ч транспорта, есть порядка 6-7 секунд для формулирования понимания смысла рекламы, размещенной на билборде, поэтому щиты не должны перегружаться информацией, мешающей восприятию и запоминанию рекламного сообщения. Изображения воспринимаются быстрее, чем надписи. Они и запоминаются лучше. Эффективней размещать билборды там, где ниже скорость автомобилей, в местах естественного замедления скорости потока, или в местах традиционного образования автомобильных пробок, т.е. перед переходами, светофорами.

Как и все люди, специалисты рекламы, слушают радио, читают газеты и журналы. Именно поэтому профессиональные работники ТК "Люком" видят в средствах массовой информации носителей, которые доставляют рекламные обращения, собранной благодаря основному материалу, который предлагают радио и телестанции, газеты или журналы.

Поскольку доходы журналов и газет на 60 - 70% снизились, так как в последнее время выявляют тот факт, что люди чаще обращают внимание на рекламу в телевизоре, нежели в журналах, а доходы от телевидения и радио почти на все 100% состоят из поступлений за рекламу. Рекламодателей и их агентства всячески ублажают и подкармливают, не жалея на это огромных затрат времени и усилий.

До недавних времен, маркетологи различных предприятий, считали интернет рекламу- не самым эффективным методом продвижения своей продукции. Но в последние годы, мы видим, какое сильное влияние оказывает интернет реклама и интернет магазины на продвижение фирмы, и зачастую поменяло мнение рекламодателей об интернет рекламе.

Количество людей, пользующиеся услугами интернет сети с каждым годом становится все больше и больше, так как интернет стал главным каналом для получения той или иной информации. В нашем же случае ТК"ЛЮКОМ" осуществляет следующие виды интернет реклам:

- это интернет реклама на сайте "Одноклассники",так как они проводят полный комплекс работ по размещению рекламных материалов в Социальной сети и на проектах mail.ru, начиная от разработки концепции рекламной кампании и заканчивая анализом её результатов. Сумма такой рекламы составляет 15000 рублей. Действует прогрессивная шкала скидок от объема заказа. Не взимаются агентские и комиссионные сборы, а также, выделяют НДС;

- реклама в недавно появившейся социальной сети Инстаграм, целевой аудиторией которой является молодежь;

- интернет реклама, которую можно увидеть на сайтах: Yandex, Direct, Google.

Следующий вид рекламы – это SMS рассылки, так как мобильный маркетинг помогает уменьшить затраты, которые связаны реализацией продукции, увеличить и улучшить торговую деятельность, получить желаемую прибыль. На протяжении длительного отрезка времени, такого формата реклама будет усиленно развиваться, так как SMS реклама способна насытить потребителя необходимой для него информацией. В ТК"ЛЮКОМ" действуют SMS рассылки постоянным клиентам, которые когда - либо приобретали их товар. На того рода рекламу, выделяется 15% денежной суммы из всего бюджета маркетинга в торговом комплексе.

Таблица 2.1 Основные затраты денежных средств на рекламу в % соотношении

Наименование рекламы Наружная реклама СМИ Интернет реклама СМС рассылки
Затраты в % 50 % 30% 15 % 15 %

Проанализировав виды реклам, указанные в таблице 2.1. ТК "ЛЮКОМ" следует выявить, что максимальное количество денежных средств на маркетинговую деятельность, выделяют на наружную рекламу.

Следует добавить, что в торговом комплексе ЛЮКОМ имеются инструменты по сборке техники высшего качества,которые им поставляют из Германии. Это является одним из важных преимуществ, так как сборка техники носит немаловажный характер.

Маркетинговые исследования в ТК "ЛЮКОМ" не носят широкомасштабный характер. Осуществление такого рода исследования производят 3,4 раза за год и только в том случае, если в этом нет необходимости, при выявлении какой либо проблемы. Главное, на что надо сосредоточить внимание является то, чтобы выявить степень довольства потребителей их продукции, качества их товара, знание вкусов и предпочтений тех или иных потребителей, а еще и исследование того как изменяется продукция у своих конкурирующих фирм.

Для того что бы выявить и оценить результативность от маркетинговой деятельности ТК "ЛЮКОМ" следует рассчитать такие показатели как:затратоёмкость, прибыльность и рентабельность.

В таблице 2.2 указаны затратоёмкость и расходы на службу маркетинга за период 2012, 2013, 2014 год.

Таблица 2.2 Расчет затратоёмкости за период 2012, 2013, 2014гг.

Год Затратоёмкость (ЗЕ) Расходы на службу маркетинга (Мр)

Исходя из полученных данных, получим затратоёмкость (ЗЕ), которая рассчитывается по формуле:

ЗЕ = Мр. / V,(2.10)

где Мр – расходы на службу маркетинга, млн. руб.;

V – объем произведенной продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.

Исходя из этого,рассчитаем затратоёмкость за период 2012, 2013, 2014 года:

1)ЗЕ2012 = 230500: 166590 = 1,38;

2)ЗЕ2013 = 325000: 223502 = 1,45;

3)ЗЕ2014 = 450000: 304066 = 1,48.

Произведенные расчеты показывают,что наибольшее количество денежных средств на данные затраты было отведено в 2014 году.

В следующей таблице указаны данные о прибыльности маркетинговой деятельности ТК"ЛЮКОМ".

Таблица 2.3 Расчет прибыльности за период 2012, 2013 ,2014 гг.

Год Прибыльность Количество работников службы маркетинга

Прибыльность (Пр) рассчитаем по формуле:

Приб. =П./ Чс.м.,(2.11)где П – чистая прибыль предприятия, млн. руб.;

Чс.м., – количество работников службы маркетинга, чел.Подставим значения и произведем расчет:

1)Приб.2012 = 6551: 3 = 2183,7 млн. руб.;

2)Приб.2013 = 13186: 4 = 3296,5 млн. руб.;

3)Приб.2014 = 14068: 4 = 3517,0 млн. руб.

Исходя из полученных данных, можно выявить,что наибольшая прибыль от деятельности маркетинга в ТК"ЛЮКОМ" была получена в 2013 году.

В следующей таблице, указаны данные о рентабельности и общих затрат на маркетинговую деятельность.

Таблица 2.4 Расчет о рентабельности предприятия.

Год Рентабельность предприятия Общие затраты на маркетинговую деятельность

Исходя из полученных данных, рассчитаем:

РП = Р. / ОЗМ:

где ОЗМ – общие затраты на маркетинг, млн. руб.

Рассчитав, получим:

1)РП 2012 = 6551: 5500 = 1,19;

2)РП 2013 = 13186: 7620 = 1,73;

3)РП 2014 = 14068: 8000 = 1,76.

Рассчитав рентабельность предприятия,можно сказать, что предприятие было наиболее рентабельным в 2014году.

Данные расчеты показывают положительную динамику роста вышеприведенных показателей. Это характеризует положительно работу маркетинга в ТК "ЛЮКОМ".

Представляется, что такая оценка эффективности маркетинга должна проводиться на предприятии ежегодно, в целях совершенствования маркетинговой деятельности предприятия, а также в целях аттестации специалистов службы маркетинга и, соответственно, для принятия решений о повышении их квалификации.

В следующей (таблице 2.5), проведем анализ расходов на маркетинговую деятельность таких видов, как: реклама, SMS рассылки, акции, сезонные скидки, маркетинговые исследования, в периоде 2012,2013, 2014 года за определенный промежуток времени в ТК "ЛЮКОМ".

Таблица 2.5Основные затраты денежных средств на использование реклам различных видов в ТК"ЛЮКОМ" за 2011 2012 2013 год.

Виды деятельности 2012 год (тыс.руб.) 2013год (тыс.руб.) 2014 год (тыс.руб.)
Июнь Июль Август Июнь Июль Август Июнь Июль Август
1) реклама
2) SMS рассылки
3) акции
4) сезонные скидки
5)маркетинговые исследования - - - - - -
Итого

Анализируя расходы, на осуществляемые видымаркетинговой деятельности, можно отметить, что в июне 2012 года было потрачено на маркетинговую деятельность 151700 тысяч рублей, что составило 85% от всей суммы выделенную маркетинговому отделу.

В 2013году, максимальное количество денег было израсходовано в августе, так как применялись различные акции и гибкие системы скидок.

В 2014 году, 248750 тысяч рублей было выделено в августе, так как осуществлялся и разрабатывался новый вид рекламы на телевидении.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в ТК "ЛЮКОМ" расходуется не малое количество денежных средств на различные виды реклам.

Любое предприятие в определённые моменты своей деятельности,испытывает необходимость в информации о сложившемся на данный момент положении на рынке - о его конъюнктуре. Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы, фирме необходимо проводить маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную базу, для принятия квалифицированных решений, управленческим аппаратом предприятия.

Маркетинговое исследование в ТК"ЛЮКОМ" - это целенаправленный сбор, анализ и интерпретация информации с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, относящихся к конкретной рыночной ситуации. Они необходимыдля принятия правильных управленческих решений.

На практике применяются различные виды маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по ряду признаков, которая представлена в таблице (2.6)

Таблица 2.6 Анализ рекламных мероприятий в ТК ЛЮКОМ за 2012 2013, 2014г.

Направления рекламной деятельности 2012г. 2013г. 2014г. Отклонение (+ -)
Рекламная акция
Рекламное мероприятие
Рекламная кампания
 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в 2014году рекламная деятельность проводилась более эффективно.

Таблица 2.7.Классификация маркетинговых исследований в ТК

"ЛЮКОМ".

Признаки классификации Виды исследований
Метод проведения исследования Кабинетные, внекабинетные
Характер и цели исследования Поисковые, описательные, аналитические
Вид собираемой информации Количественные, качественные

Как мы видим из (таблицы 2.7),маркетинговые исследования на анализируемом предприятии, базируются на следующей методологической основе:

- общенаучные и аналитико-прогностические методы, используемые для решения маркетинговых задач напрямую, практически без адаптации;

- методы, привлеченные из различных областей знаний (социологии, психологии, экологии, эстетики и др.), адаптированные для целей маркетинга;

- специальные, присущие только маркетингу методы, приемы и процедуры (например, сегментация рынка, позиционирование товара и др.).

Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой информации, является опрос. Он используется примерно в 90 % исследований, классификация которых указана в(табл.2.8)

Таблица 2.8Классификация опросов, которые используют специалистыТК "ЛЮКОМ".

Признак классификации Виды опросов
Источник (носитель) первичной информации Массовые Специализированные (экспертные)
Частота опроса Точечные (разовые)Повторные
Степень охвата Сплошные Выборочные
Форма опроса Анкетирование Интервьюирование (прямое и опосредованное, например по телефону)

В настоящий момент, в ТК "ЛЮКОМ" проводят предварительные маркетинговые исследования потенциальных рынков сбыта продукции. Производимая продукция реализуется на внутреннем и внешнем рынках.

В дальнейшем, предполагается увеличение объёмов сбыта на российском рынке на 2-5 %.

Основные факторы, влияющие на уровень и природу спроса, связаны с ценой товара, уровнем доходов, а также ценой и доступность замещающих товаров. Ближайшими конкурентами анализируемого торгового комплекса,являются малые предприятия по продаже техники и системы кондиционирования.

Так установлено, ТК "ЛЮКОМ" имеет ряд положительных преимуществ по сравнению со своими конкурентами:

- широкий ассортимент и высокое качество продукции;

- устойчивые связи с поставщиками и потребителями продукции;

- опыт работы и высокий профессионализм специалистов предприятия;

- учитывает требования и пожелания торговой сети и своего покупателя.

Выдержать жесткую конкурентную борьбу ТК "ЛЮКОМ" может только в условиях постоянного повышения качества продукции, разработки и повышении ассортимента продукции, проведения взвешенной ценовой политики, управлением маркетингом, создания собственной товаропроводящей и дилерской сети.

В этих условиях планируется стратегия сбыта, которая будет основываться на высоком качестве продукции, широком ассортименте товаров с ориентацией на потребителя, расширение товарного ассортимента, обязательно с яркими этикетками, увеличении сроков реализации продукции в торговой сети.

Реализация продукции на анализируемом предприятии, осуществляется посредством оптовых поставок в государственную и частную торговую сеть.

Помимо российских потребителей и производителей, ТК"ЛЮКОМ" тесно и плодотворно уже несколько лет сотрудничает с польскими, немецкими, американскими, австрийскими, чешскими, фирмами и фирмами стран ближнего зарубежья.

Маркетинговые исследования рынков сбыта показывают, что 90% от возможных объемов продаж на них может быть достигнута за счет поставок конкурентоспособной продукции, а также рекламы и стимулирования продаж. Вместе с тем, до 10% от возможных объемов реализации на рынке приходится на потребителей, которые проявляют интерес к продукции, но в настоящее время еще не предусматривают ее приобретение.

Основная цель предприятия - удовлетворение потребностей покупателей. Это обеспечивается за счет предоставления широкого ассортимента продукции, высокого качества товара, а также оперативного реагирования на запросы потребителей. Как показал анализ, проведенный в данной дипломной работе, для этого у предприятия имеются необходимые ресурсы.

Сотрудники ТК "ЛЮКОМ" постоянно работают над созданием положительного имиджа такими способами, как:

- осуществляется выпуск продукции в широком ассортименте и в соответствии с потребностями рынка;

- выполняются в полном объеме все договорные обязательства;

- обеспечиваются регулярные и своевременные поставки продукции;

- применяется гибкая ценовая политика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции по ценам.

Одним из главных направлений, является удержание уже имеющихся постоянных покупателей продукции и закрепление новых, путем участия специалистов ТК "ЛЮКОМ"региональных, республиканских и международных выставках, покупательских конференциях, а также путем активной рекламы продукции на телевидении, в журналах, газетах, каталогах, а также наружной рекламы.

Стратегия маркетинга ТК "ЛЮКОМ" на ближайшую перспективу предусматривает активное продвижение уже выпускаемой и новой продукции, как на внутренний рынок, так и на рынки Российской Федерации.

Таким образом, все функции управления пронизывает целенаправленный подход к решению главной задачи: создание конкурентоспособной продукции с минимальными издержками, в целях получения заранее определенного уровня прибыли. Главным критерием оценки маркетинговой деятельности, служит получение максимальной и устойчивой прибыли, прочное закрепление на рынке или проникновение на новые рынки. Все функции внутрифирменного управления тесно связаны, и маркетинг выступает как исходная деятельность для управления.

Наши рекомендации