Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Модернизация существующих систем управления предприятием должна ориентироваться на предоставление маркетинга как глобальной функции менеджмента, которая должна быть выше всех остальных многоцелевых специальных функций: управление качеством, регулирование затрат и управление ресурсами, управление развитием производства, охраной окружающей среды. Все функции менеджмента должны быть наполнены конкретным маркетинговым содержанием:

1. Разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе изучения конъюнктуры, цен, товарного ассортимента, реакции рынка на товар, свойств конкурирующих товаров, емкость рынка, анализа объема продаж, мнений и требований потребителей.

2. Сбор и анализ действующих стандартов, международных норм и правил, касающихся производимой продукции.

3. Разработка эффективной системы взаимодействия планирующих и производящих подразделений с учетом меняющейся ситуации на рынке и изменений требований потребителей к качеству продукции.

4. Корректировка планов с учетом реализации продукции.

5. Совершенствование методологического обеспечения на основе анализа информации, поступающей от потребителя.

6. Совершенствование системы контроля и испытаний на основе информации о качестве продукции, поступающей от потребителя.

7. Обучение кадров принципам и методам маркетинга, выявление «генераторов идей», повышения квалификации коммерческого персонала, создание творческого климата.

8. Определение поставщиков с учетом анализа качества их продукции, своевременности их выполнения договоров на поставку и их надежности.

9. Организации рекламы, дополнительных услуг, торговли в кредит, мероприятий в области поставок, торговых скидок, льготных сделок и т.д.

10. Анализ претензий покупателей к качеству продукции и обслуживания, вся система сервиса в пользу покупателя.

11. Разработка предложений по расширению (сворачиванию) производственных мощностей с учетом состояния внешней среды и целей предприятия.

12. Обоснование необходимости капвложений в развитие производства с учетом прогнозов изменения технической политики, состояния внешней среды.

13. Оперативный сбор сведений о каналах сбыта, оптовой и розничной торговли, специализированных магазинах.

14. Анализ положения продукции на рынке, изменяющихся условий в инфраструктуре, соотношения цен, объема сбыта, заказов.

Описанный подход к организации службы маркетинга – переходный вариант к маркетинговой системе управления.

Цели службы маркетинга:

1. удовлетворение потребностей покупателя

2. снижение затрат на разработку и производство новой продукции за счет более полного использования потенциала предприятия и резервов его развития

3. обеспечение роста продаж на внутреннем и внешнем рынках за счет достижения превосходства над конкурентами

4. получение высокой прибыли за счет полного использования потенциала предприятия.

Задачи службы маркетинга:

1. сбор и обработка информации о внешней и внутренней среде предприятия;

2. проведение прогнозных исследований;

3. разработка долгосрочных, среднесрочных прогнозов и текущих планов маркетинга по каждому виду продукции;

4. организация работы по созданию новой и совершенствованию выпускаемой продукции для наиболее полного удовлетворения меняющихся потребностей на внутреннем и внешнем рынках;

5. организация работ по ФОССТИС;

6. налаживание рациональной системы товародвижения.

Права службы маркетинга:

1. вносить в планы разработки и производства продукции корректировки в зависимости от хода реализации и имеющихся заказов;

2. корректировать организацию товародвижения (оптимизации товарных запасов, складского хозяйства, маршрутов и средств транспортировки товаров, позиционирование товаров, организация мест продажи);

3. представлять предложения по перестройке организационно-управленческой структуры предприятия в связи с изменениями во внешней и/или внутренней среде предприятия;

4. приостанавливать любые решения других руководителей подразделений, которые могут привести к ухудшению положения предприятия на рынках или нанести нежелательный удар по престижу предприятия, повредить его имиджу.

Служба маркетинга должна нести ответственность за:

1. эффективное внедрение новейших научно-технических достижений при создании «пионерной» продукции;

2. координацию планов деятельности разрабатывающих, производящих и сбытовых подразделений;

3. обучение всех сотрудников принципам и методам маркетинга;

4. своевременное снятие с производства устаревшей продукции;

5. достижение установленных показателей прибыли.

Наши рекомендации