Структура рабочей программы дисциплины

Негосударственное образовательное

Частное учреждение высшего образования

«Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании Ученого совета Ректор Университета «Синергия»
Университета «Синергия» _________________ Ю.Б.Рубин
Протокол № ________ от «__» _____ 2016 «_______» ________________ 2016 г.

Методические требования

к разработке и оформлению рабочих программ дисциплин по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в Университете «Синергия»

Москва 2016

Лист регистрации изменений

№ редакции документа Содержание изменения Автор (должность, ФИО) Подпись Номер и дата распорядительного документа о внесении изменений
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Содержание

1. Общие положения. 4

2. Общие требования к содержанию рабочей программы.. 6

3. Структура рабочей программы дисциплины.. 8

3.1 Требования по оформлению Титульного листа. 9

3.2 Требования по оформлению Листа содержания. 9

3.3. Требования по написанию раздела Аннотация к дисциплине. 10

3.4 Требования по написанию раздела Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 11

3.5 Требования по написанию раздела Тематический план. 14

3.6 Требования по написанию раздела Содержание дисциплины.. 19

3.7 Требования по написанию раздела Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20

3.8 Требования по написанию раздела Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 27

3.9 Требования по написанию раздела Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 30

3.10 Требования по написанию раздела Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 31

3.11 Требования по написанию раздела Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине. 31

3.12 Требования по написанию раздела Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 33

Приложение 1

Общие положения

1.1. «Методические требования к разработке и оформлению рабочих программ дисциплин по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в Университете «Синергия» (далее - Методические требования) разработаны на основании:

· Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

· Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

· Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в Университете «Синергия» по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

· Положения о порядке разработки и утверждения основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры Университете «Синергия».

· Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (высшего профессионального образования) по соответствующему направлению подготовки.

1.2. Введение единых требований к рабочим программам дисциплин обусловлено необходимостью:

· обеспечения соблюдения ФГОС ВО (ФГОС ВПО), лицензионных требований и показателей государственной аккредитации при осуществлении образовательной деятельности в Университете «Синергия» (далее - Университет);

· обеспечение права научно-педагогических работников на свободу выбора содержания учебного материала, методик обучения и воспитания, способов оценки результатов обучения в соответствии с образовательными программами, утвержденными в Университете;

· соблюдения гарантий качества образования в Университете.

1.3. Рабочая программа дисциплины (далее - РПД) – организационно-методический нормативный документ, являющийся составной частью образовательный программы (далее ОП), определяющий содержание и порядок изучения дисциплины, формирование компетенций в рамках определенного уровня и направления подготовки, составные части учебного процесса в рамках дисциплины, ее взаимосвязь с другими дисциплинами ОП, формы и методы организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебно - методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

1.4. Цель рабочей программы дисциплины – обеспечить высокий уровень преподавания дисциплины, позволяющий сформировать необходимые профессиональные и нравственные качества будущего бакалавра (магистра, специалиста) с учетом современных достижений науки, насущных потребностей и проблем совершенствования общества.

Основные задачи РПД:

· определить роль и значение изучаемой дисциплины в реализуемой Университетом ОП ВО по соответствующему направлению (бакалавриат, магистратура);

· обеспечить должный научный уровень содержания дисциплины, применение последних достижений в выбранной области наук;

· обеспечить современный педагогический уровень преподавания, использование методик проблемного преподавания, интерактивного обучения, применения компьютерных и инновационных технологий;

· обеспечить оптимальную организацию учебного процесса для эффективности совместной деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся;

· обеспечить «прозрачность» учебного процесса, его понятность для обучающихся и доступность для контроля качества учебного процесса со стороны кафедр, методического управления и иного рода комиссий.

1.5 При разработке РПД необходимо следовать требованиям :

· ФГОС ВО (ФГОС ВПО) по соответствующему направлению подготовки;

· образовательной программы (ОП);

· учебному плану по соответствующему направлению подготовки;

· матрицы компетенций;

· новейших достижений науки в соответствующей предметной области;

· организаций - потенциальных работодателей, выпускников;

· содержания программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;

· материальных и информационно-технических возможностей Университета.

1.6. Непосредственный исполнитель (исполнители) разработки (актуализации) РПД назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры (как правило, профессоров, доцентов). РПД может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой.

1.7. РПД разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана, в том числе и элективным (по выбору студентов) дисциплинам, отдельно для каждой формы обучения (очной, очно-заочной, заочной).

1.8. РПД, наряду с учебным планом, является основным методическим документом для организации учебной работы по дисциплине. Она регламентирует деятельность преподавателей и студентов в ходе образовательного процесса в рамках изучения конкретной дисциплины. При отсутствии утвержденной РПД, проведение учебных занятий не допускается.

1.9. РПД разрабатывается на срок действия утвержденного учебного плана.

1.10. Мероприятия, связанные с разработкой/актуализацией рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы преподавателей (раздел 2. «Учебно-методическая работа»).

1.11. Рабочая программа дисциплины рассматривается на заседании кафедры, рекомендуется методическим управлением, утверждается проректором по учебно-методической работе.

2. Общие требования к содержанию рабочей программы[1]

2.1. Наименование дисциплины, трудоемкость (в зачетных единицах и академических часах), распределение по семестрам и формы промежуточной аттестации должны соответствовать утвержденному учебному плану.

2.2. Учебный материал, включенный в РПД, должен быть направлен на формирование общекультурных (ОК), и/или общепрофессиональных (ОПК), и/или профессиональных (ПК) компетенций, перечисленных в разделе V ФГОС ВО/ФГОС ВПО «Требования к результатам освоения программы бакалавриата (магистратуры, специалитета)», а также профессиональных специальных компетенций, установленных Университетом дополнительно к компетенциям, образовательного стандарта, с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций) и распространяющиеся исключительно на дисциплины данной направленности (профиля);

2.3. В содержании дисциплины должны быть отражены последние достижения науки.

2.4. РПД должна обеспечивать необходимую содержательную и логическую связь между дисциплинами ОП ВО/ВПО и исключать дублирование содержания.

2.5. В РПД должны быть представлены и описаны все структурные компоненты.

2.6. Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать ФГОС ВО /ФГОС ВПО, а при их отсутствии должны быть общепринятыми в научной литературе. Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке.

2.7. Рабочая программа дисциплины должны быть выполнена с соблюдением следующих требований оформления:[2]

Титульный лист

· шапка: полное наименование Университета, шрифт - Times New Roman, 17 пт, полужирный, выравнивание– по центру;

· наименование кафедры: шрифт - Times New Roman, 14 пт, полужирный, выравнивание– по центру;

· утвердительный фрагмент: шрифт - Times New Roman,14 пт, полужирный, выравнивание– по правому краю;

· заголовочный фрагмент:

- наименование дисциплины: шрифт -Times New Roman, 25 пт, выравнивание– по центру;

- направление/профиль/квалификация/форма обучения: шрифт -Times New Roman, 14 пт, выравнивание– по левому краю, полужирный курсив;

· кафедральный фрагмент: шрифт - Times New Roman, 14 пт, полужирный, выравнивание– по правому краю;

· авторский фрагмент: шрифт - Times New Roman, 14 пт, полужирный, выравнивание– по правому краю;

· город, год : Times New Roman, 14 пт, полужирный, выравнивание– по центру.

Содержание

Содержание формируется автоматически (Ссылки – Оглавление - Автособираемое оглавление1).

- Шрифт – Times New Roman, 14 пт;

- интервал – перед 0 пт, после – 6, пт;

- выравнивание – по левому краю.

Основной текст

· междустрочный интервал – одинарный;

· поля – слева 3см; справа 2,5см; нижнее и верхнее 2 см.

· шрифт заголовка раздела – отступ красной строки – 0пт, Times New Roman,14 пт, полужирный, выравнивание– по центру;

· шрифт основного текста – отступ красной строки – 1 см; Times New Roman,14 пт, выравнивание– по ширине;

Таблица

· шрифт текста таблиц - отступ красной строки – 0пт, Times New Roman,12 пт, выравнивание – вверху по левому краю(столбцы первый и последний), вверху по центру (все остальные);

· заголовок таблицы с переносом на новый лист (выделить таблицу, правая кнопка «мыши» - Свойства_таблицы – Строка - Повторять как заголовок на каждой странице);

· разрыв таблицы необходимо устранить ((выделить таблицу, правая кнопка «мыши» - Свойства_таблицы – Строка – убрать галочку с Размер - Высота).

Сноска

· шрифт текста в сносках - Times New Roman,10 пт;

Разделы I, II, III должны начинаться с нового листа, остальные - в продолжении страницы.

Структура рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:

Титульный лист

Содержание

Разделы РПД:

1) Аннотация к дисциплине:

- Место дисциплины в структуре образовательной программы;

- Цель и задачи дисциплины.

2) Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

3) Тематический план.

4) Содержание дисциплины.

5) Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины:

- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

6) Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

- Основная литература;

- Дополнительная литература.

7) Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины.

8) Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

9) Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине.

10) Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

- Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования;

- Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Наши рекомендации