II. Структура рабочей программы учебной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(МПГУ)

УТВЕРЖДАЮ

« » _______ 2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

Москва
2015

СОДЕРЖАНИЕ

 
I. Общие положения  
II. Структура рабочей программы учебной дисциплины  
III Содержание рабочей программы  
IV Порядок разработки и утверждения рабочей программы  
  Приложение 1. Макет рабочей программы дисциплины  
  Приложение 2. Макет аннотации рабочей программы дисциплины  
  Приложение 3. Виды образовательных технологий  
  Приложение 4. Примерный перечень видов и форм контроля
 

Общие положения

1.1. Методические рекомендации устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, реализуемых в МПГУ в рамках ФГОС ВПО или ФГОС ВО, порядок их разработки и утверждения. Разработанные требования соответствуют специфике компетентностно-ориентированной модели образования и требованиям ФГОС ВПО/ФГОС ВО.

1.2. Введение единых требований к рабочим программам учебных дисциплин обусловлено необходимостью:

· обеспечения соблюдения ФГОС ВПО/ФГОС ВО, лицензионных требований и показателей государственной аккредитации при осуществлении образовательной деятельности в МПГУ;

· обеспечение права научно-педагогических работников на свободу выбора содержания учебного материала, методик обучения и воспитания, способов оценки результатов обучения в соответствии с основными образовательными программами, утвержденными в МПГУ; на закрепление авторства на объекты интеллектуальной собственности;

· определения ресурсного и финансового обеспечения образовательного процесса в МПГУ;

· соблюдения гарантий качества образования в МПГУ.

1.3. Рабочая программа учебной дисциплины (далее – РПД) – нормативный документ, входящий в состав основной образовательной программы высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки и профилю (магистерской программе). Цель создания РПД – определение места дисциплины в системе подготовки бакалавра (магистра), раскрытие полного содержания учебного материала, организации и технологий обучения, способов проверки результатов обучения, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

1.4. Разработка и использование РПД в образовательном процессе направлены на решение следующих задач:

· определение роли учебной дисциплины в процессе формирования у студентов комплекса знаний, умений и компетенций в соответствии с ФГОС ВПО/ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки;

· отражение в содержании дисциплины современных достижений науки, техники, экономики, культуры и образования, а также актуальных проблем социальной и образовательной сферы;

· последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами ОПОП ВО;

· совершенствование методики и технологий обучения;

· рациональное распределение учебного времени по разделам дисциплины и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения;

· использование новых форм планирования и организации самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования бюджета времени;

· применение современных способов оценивания результатов обучения;

· определение необходимых для изучения дисциплины образовательных ресурсов.

1.5. Нормативно-методической базой для разработки РПД являются:

· ФГОС ВПО/ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки.

· Примерная основная образовательная программа (ПрООП), разработанная Учебно-методическим объединением (УМО) по соответствующему направлению подготовки или базовым вузом – разработчиком ФГОС ВПО/ФГОС ВО;

· примерная программа дисциплины, входящая в состав ПрООП;

· утвержденный Ученым советом университета учебный план, в который входит данная дисциплина.

1.6. РПД разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана, в том числе по дисциплинам по выбору студентов, отдельно для каждой формы обучения (очной, очно-заочной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий). Целесообразность разработки нескольких РПД по одной и той же дисциплине для студентов разных ОПОП определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.

1.7. РПД разрабатывается на срок действия учебного плана. В процессе ежегодного обновления ОПОП в РПД могут вноситься необходимые изменения.

1.8. РПД является, наряду с учебным планом, основным методическим документом для организации учебной работы по дисциплине. При отсутствии РПД проведение учебных занятий не допускается.

II. Структура рабочей программы учебной дисциплины

1. Титульный лист в соответствии с Макетом (см. Приложение 1)

2. Разделы РПД:

1). Цель освоения дисциплины

2). Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата (магистратуры)

3). Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

4). Структура и содержание дисциплины

5). Образовательные технологии

6). Самостоятельная работа студентов

7). Компетентностно-ориентированные оценочные средства

8). Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9). Материально-техническое обеспечение дисциплины

10). Аннотация

Ш. Содержание рабочей программы учебной дисциплины

Общие требования

  • наименование дисциплины, трудоемкость (в зачетных единицах и академических часах), распределение по семестрам и формы промежуточного контроля должны соответствовать утвержденному учебному плану;

· учебный материал, включенный в РПД, должен быть направлен на формирование общекультурных и/или профессиональных компетенций, перечисленных в разделе 5 ФГОС ВПО/ФГОС ВО «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры, специалитета)», или специальных компетенций, сформулированных в примерной основной образовательной программе по профилю подготовки (если таковые имеются);

· содержание учебного материала должно соответствовать требованиям к знаниям, умениям, навыкам, обозначенным в столбце «Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения» таблицы 2 (раздел 6 ФГОС ВПО/ФГОС ВО);

Наши рекомендации